Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Бердникова О.Е., Евтеевой М.Ю,
при участии представителей
от заявителя: Подчищаловой Н.В. (доверенность от 15.08.2008 N 184),
от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля: Колесниченко С.Ю. (доверенность от 08.04.2009 N 05/8311)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2008,
принятое судьей Украинцевой Е.П., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009,
принятое судьями Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
по делу N А82-5133/2008-99
по заявлению открытого акционерного общества "Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля и
Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля
о возврате излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в размере 67 013 567 рублей 69 копеек
и
открытое акционерное общество "Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод" (далее - ОАО "ЯШЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области, о возврате излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в размере 67 796 367 рублей 59 копеек.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (далее - ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля).
Определением суда от 28.07.2008 по ходатайству ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля (далее - ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля, Инспекция, налоговый орган), которой переданы полномочия налогового контроля в отношении ОАО "ЯШЗ" ввиду постановки на налоговой учет организации в указанном налоговом органе на основании Приказа Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 15.05.2008 N 01-08/0148@ "О порядке передачи полномочий налогового контроля территориальным налоговым органам в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области".
Решением суда от 26.12.2008 заявленное требование удовлетворено частично: суд обязал ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля возвратить ОАО "ЯШЗ" 62 266 434 рубля 56 копеек излишне уплаченных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц. В остальной части требование заявителя оставлено судом без удовлетворения.
В части требования Общества о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области об отказе в возврате излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц, направленного налогоплательщику письмом от 26.05.2008 N 07-18/3508, производство по делу прекращено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 решение суда первой инстанции изменено: Обществу отказано в удовлетворении требования о возврате из бюджетов соответствующих уровней 650 000 рублей пеней по налогу на доходы физических лиц, уплаченных по платежному поручению N 487 от 23.05.2005. Суд обязал ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля совершить действия по возврату ОАО "ЯШЗ" 61 616 434 рублей 56 копеек излишне уплаченных пеней по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц). В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО "ЯШЗ" не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили часть 2 статьи 65, часть 1 статьи 168, часть 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Инспекция при применении мер принудительного взыскания в отношении недоимки, установленной решением от 29.12.2001 N 17 в сумме 40 357 396 рублей, допустила нарушение статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: требование об уплате налогов и пеней не было вручено налоговым органом законному представителю Общества, решение о взыскании недоимки по налогам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика Обществу не направлялось. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что с 26.09.2002 Инспекция утратила право на взыскание указанной недоимки, поэтому с этой даты не подлежали начислению пени на данную недоимку. Таким образом, перечисленные Обществом в бюджет пени в размере 1 879 955 рублей 45 копеек при отсутствии к тому обязанности должны быть возвращены налогоплательщику на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Суды не дали оценку данным доводам Общества. Заявитель жалобы также не согласен с выводами суда о добровольном характере перечисления Обществом рассматриваемых пеней, так как полагает, что перечисление пеней в бюджет носило вынужденный характер, то есть по существу являлось взысканием. Общество также ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28.02.2001 N 5 и полагает, что срок на возврат излишне уплаченной суммы пеней в размере 650 000 рублей Обществом не пропущен.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, указав на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля в письме от 28.05.2009 просила рассмотреть кассационную жалобу без участия ее представителя, жалобу оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 9 часов 30 минут 04.06.2009 до 9 часов 30 минут 11.06.2009.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственной налоговой инспекцией по Ленинскому району г. Ярославля проведена проверка ОАО "ЯШЗ" по вопросу правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, удержанных из заработков (доходов) физических лиц, за период с 01.06.1995 по 31.12.1997, по результатам которой составлен акт и принято решение о применении финансовых санкций от 26.02.1998. На основании материалов проверки Обществу предложено перечислить в бюджет платежи в общей сумме 31 747 584 рубля 24 копейки, в том числе задолженность по подоходному налогу с физических лиц в сумме 32 858 156 рублей (неденоминированных), штраф в размере 3 285 815 рублей (неденоминированных) и пени в сумме 31 711 440 259 рублей (неденоминированных).
В соответствии с данными лицевого счета в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 при отсутствии недоимки по этому налогу задолженность налогового агента по начисленным пеням составляла 6 400 628 рублей 82 копейки.
По итогам выездной налоговой проверки ОАО "ЯШЗ" за период с 27.02.1998 по 25.08.2001 по акту от 11.12.2001 N 17 и решению Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17 Обществу предъявлены к уплате задолженность по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в общей сумме 40 357 396 рублей, пени по этим налогам в общей сумме 60 874 539 рублей 28 копеек (по состоянию на 25.08.2001) и штраф в сумме 8 071 479 рублей 20 копеек.
Из анализа данных лицевого счета Общества по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц и акта сверки расчетов за период с 01.01.2002 по 31.12.2002 следует, что применительно к задолженности в сумме 40 357 396 рублей налоговым органом начислялись пени после акта проверки в сумме 9 254 661 рубля 93 копеек, из них за 2001 год - 3 961 410 рублей 64 копейки и за 2002 год - 5 293 251 рубль 29 копеек.
В ходе выездной налоговой проверки за период с 26.08.2001 по 31.03.2005 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области установила неполное и несвоевременное перечисление Обществом удержанных сумм налога на доходы физических лиц. По результатам проверки налоговым органом принято решение от 20.06.2005 N 7, в котором ОАО "ЯШЗ" предложено перечислить задолженность по указанному налогу в сумме 477 815 рублей, при этом на сумму имевшейся в проверяемый период задолженности начислены пени в сумме 13 589 438 рублей, из которых 9 697 928 рублей начислено камерально за соответствующий период в отношении задолженности в сумме 40 357 396 рублей, выявленной ранее (акт проверки от 23.05.2005 N 7). На основании решения от 20.06.2005 N 7 задолженность по пеням, начисленным и подлежащим взысканию с Общества по данному решению, определена в размере 3 893 315 рублей (13 589 438 рублей - 9 697 928 рублей), на дату принятия решения указанная сумма увеличена до 3 896 324 рублей.
По расчету Общества за период с 20.09.2001 по 31.12.2001 решением Инспекции от 20.06.2005 N 7 начислены пени в сумме 1 000 221 рубля 72 копеек относительно имеющейся задолженности по налогу, удержанному с доходов работников.
В период с 26.03.2004 по 30.07.2007 ОАО "ЯШЗ" перечислило задолженность по начисленным пеням в сумме 81 742 470 рублей 37 копеек на основании 43 платежных поручений, перечень и реквизиты которых приведены налогоплательщиком в сводной таблице.
Полагая, что перечисление указанной суммы пеней в бюджет произведено необоснованно, а также, что данные суммы являются излишне взысканными, поскольку их уплата произведена под угрозой применения налоговым органом мер принудительного взыскания пеней, Общество направило Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области заявление с просьбой осуществить возврат излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в общей сумме 67 013 567 рублей 69 копеек по 28 платежным поручениям (в пределах трехлетнего срока).
Инспекция оставила заявление Общества без удовлетворения, указав в письме от 26.05.2008 N 07-18/3508 на невозможность возврата заявленных налогоплательщиком сумм, поскольку данные суммы уплачены Обществом добровольно, пени, начисленные в 2005 году на сокрытую предприятием задолженность, выявленную в ходе проверки, не подлежат списанию, а также в связи с пропуском Обществом срока подачи заявления о возврате излишне взысканного налога.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "ЯШЗ" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заявленная Обществом к возврату из бюджета сумма пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц определена предприятием путем сложения начислений за период до 01.01.2002, состоявшихся по решению Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району г. Ярославля от 26.02.1998, в размере 6 400 628 рублей 82 копеек, по решению Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17 в размере 60 874 539 рублей 28 копеек и по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области от 20.06.2005 N 7 в размере 1 000 221 рубля 72 копеек.
Руководствуясь статьей 88 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и внебюджетные фонды", статьями 21, 23, 32, 45 - 47, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", Арбитражный суд Ярославской области частично удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из следующего. Сумма пеней, начисленных по состоянию на 01.01.2002, подлежала списанию в порядке реструктуризации задолженности головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, поэтому не должна учитываться при определении размера налоговых обязательств Общества перед соответствующими бюджетами. Спорная сумма пеней является излишне уплаченной, так как Общество добровольно взяло на себя обязательство по погашению этой задолженности. Излишне уплаченные Обществом пени по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц подлежат возврату налогоплательщику в сумме 62 266 434 рублей 56 копеек с учетом соблюдения трехлетнего срока, установленного законом для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога в суд.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, однако изменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении требования о возврате из бюджетов соответствующих уровней 650 000 рублей пеней по налогу на доходы физических лиц, уплаченных по платежному поручению от 23.05.2005 N 487, указав на пропуск установленного законом срока для подачи в суд заявления о возврате данной суммы.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 88 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О федеральном бюджете на 2002 год" срок проведения реструктуризации задолженности (основного долга, пеней и штрафов): предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), образовавшейся по состоянию на 1 января 2002 года, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, продлен до 31.12.2002.
Во исполнение названного Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло 18.04.2002 постановление N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды", на основании которого органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить списание задолженности по пеням, начисленным на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а также утверждены правила списания указанной задолженности (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил списанию подлежит задолженность, возникшая в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. На государственных заказчиков оборонного заказа возложена обязанность по формированию реестров головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов для проведения списания задолженности.
В силу пункта 5 Правил списание задолженности осуществляется территориальными налоговыми органами по месту учета головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов на основании реестров, заверенных государственными заказчиками оборонного заказа и полученных от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Задолженность определяется по данным налоговых органов на дату проведения списания, но не более суммы задолженности по состоянию на 01.01.2002.
Таким образом, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 применение установленного им порядка проведения реструктуризации и списания задолженности по начисленным пеням поставлено в зависимость исключительно от осуществления организацией работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов в качестве головного исполнителя или исполнителя и несвоевременного получения средств из бюджета на финансирование этих работ. В данном случае реструктуризация задолженности проводится без заявления соответствующего субъекта при включении организации в реестр головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, который утверждается в установленном порядке. Ограничений по проведению реструктуризации и списанию задолженности по начисленным пеням в отношении конкретных видов налогов, по которым начислены пени, названное постановление не содержит.
В отношении областного и местного бюджетов аналогичные предписания установлены постановлением Администрации Ярославской области от 24.07.2002 N 119-а "О порядке списания задолженности по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в областной бюджет" (с изменениями и дополнениями) и постановлением мэрии города Ярославля от 06.09.2002 N 2829 "О порядке списания задолженности по пеням, начисленным на 01.01.2002 на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджет г. Ярославля".
Из материалов дела следует и суды первой и апелляционной инстанций установили, что ОАО "ЯШЗ" включено Министерством обороны Российской Федерации в реестр головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, несвоевременно получавших из бюджета средства на финансирование этих работ N 1/4109/76-2, что было доведено до сведения налогового органа письмом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам России от 22.07.2002 N МБ-09-06/1623 дсп. По состоянию на 01.01.2002 у ОАО "ЯШЗ" имелась задолженность по пеням по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в общей сумме 67 275 168 рублей 10 копеек, в том числе 6 400 628 рублей 82 копейки - остаток задолженности по решению Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району г. Ярославля от 26.02.1998, 60 874 539 рублей 28 копеек - начисления по решению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17 и пени в сумме 1 000 221 рубля 72 копеек, начисленные по решению Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области от 20.06.2005 N 7 за период с 20.09.2001 по 31.12.2001 на задолженность по подоходному налогу, выявленную решением Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам России N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17.
Решениями Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области без даты N 1, 2, 3 о списании задолженности по пеням, начисленным на 01.01.2002, названные суммы пеней, начисленные на неперечисленный в бюджет подоходный налог (налог на доходы физических лиц), Инспекция не списала. Доказательства, подтверждающие факт списания задолженности по этим налогам в целях соблюдения установленного Порядка реструктуризации задолженности, в материалах дела отсутствуют.
При этом факт перечисления в бюджет спорной суммы подтвержден представленными в дело платежными поручениями. Пени перечислялись в бюджет начиная с 2004 года.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали, что правовые основания для начисления пеней на задолженность по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц) за период до 01.01.2002 у Инспекции отсутствовали и, соответственно, спорные суммы не подлежали ни уплате Обществом, ни взысканию налоговым органом. Следовательно, перечисленные в бюджет суммы пеней подлежат возврату налогоплательщику.
Судами также установлено и это соответствует имеющимся в деле доказательствам, что 64 446 145 рублей 87 копеек перечислены Обществом в уплату пеней по налогу на доходы физических лиц на основании платежных поручений, в которых в назначении платежа указано "погашение задолженности по налогу на доходы физических лиц по акту проверки, пеням, НДС не облагается", и обозначено основание платежа ("АП"), соответствующее перечислению средств в счет погашения задолженности по акту проверки в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 24.11.2004 N 106н. Ссылки на требование об уплате пеней в платежных поручениях отсутствуют. Уплата пеней производилась Обществом в хронологическом порядке (сначала погашался остаток задолженности в сумме 6 400 628 рублей 82 копеек по решению Инспекции от 26.02.1998, затем - сумма 60 874 539 рублей 28 копеек, начисленная по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17, а потом уплачивались пени, начисленные автоматизированным путем по отношению к недоимке в сумме 40 357 396 рублей, установленной по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17) в погашение общей задолженности.
Таким образом, суды обоснованно отклонили доводы Общества о том, что перечисление спорных сумм состоялось под угрозой списания средств по инкассовым поручениям налогового органа, и правомерно признали, что погашение задолженности по пеням в общей сумме 64 446 145 рублей 87 копеек носило добровольный характер.
Уплата пеней в сумме 396 324 рублей осуществлена ОАО "ЯШЗ" по платежному поручению от 30.07.2007 N 834 в добровольном порядке во исполнение требования налогового органа N 101 об уплате недоимки и пеней по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 24.06.2005.
Кроме того, ОАО "ЯШЗ" было заключено соглашение с мэрией города Ярославля от 26.02.2004 о погашении задолженности в бюджет города Ярославля по налогу на доходы физических лиц, удержанного с доходов работников, а именно по пеням и штрафам. Согласно соглашению составлен график погашения задолженности по пеням в течение 2004 - 2010 годов на общую сумму 52 935 538 рублей. Данный документ правомерно признан судом первой инстанции в качестве доказательства добровольно взятых ОАО "ЯШЗ" обязательств по погашению задолженности по пеням, в том числе, по которым истекли сроки принудительного взыскания. Обстоятельства, свидетельствующие о понуждении к заключению такого соглашения и (или) к понуждению совершения платежей в погашение имеющейся задолженности, судами не выявлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что в данном случае возврат спорной суммы пеней должен осуществляться в порядке, установленном в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Основания для применения положений статьи 79 Кодекса отсутствуют.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 78 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу пункта 7 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8 статьи 78 Кодекса).
В пункте 11 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что настоящие правила применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Положения статьи 78 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) также предусматривают, что возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6), которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7).
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.06.2001 N 173-О, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности, в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен в пределах трех лет.
На основании оценки представленных в дело доказательств суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что ОАО "ЯШЗ" узнало или должно было узнать о факте излишней уплаты сумм пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в момент соответствующего перечисления платежа. Трехлетний срок в отношении перечислений, совершенных по платежным поручениям от 26.03.2004 N 1086, от 20.04.2004 N 739, от 21.05.2004 N 58, от 28.06.2004 N 1456, от 23.07.2004 N 809, от 24.08.2004 N 186, от 24.09.2004 N 618, от 22.10.2004 N 67, от 24.11.2004 N 2, 23.12.2004 N 878, от 24.01.2001 N 202, 22.02.2005 N 583, от 25.03.2005 N 308, от 27.04.2005 N 969, от 23.05.2005 N 487, на день обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд (26.06.2008) истек.
При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования о возврате из бюджета сумм пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц, перечисленных на основании названных платежных поручений.
Данные выводы судов нормам права и материалам дела не противоречат.
Доводы Общества о том, что срок на возврат пеней в сумме 650 000 рублей (платежное поручение от 23.05.2005 N 487) пропущен из-за незаконных действий налогового органа, во внимание не принимаются, поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является требование Общества о возврате излишне уплаченных сумм пеней, а не о признании незаконными действий налогового органа. В данном случае соблюдение трехлетнего срока должно проверяться на момент обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением в суд.
Доводы Общества об отсутствии у него обязанности по уплате пеней в сумме 1 879 955 рублей 45 копеек признаны несостоятельными.
В силу статьи 44 Кодекса утрата налоговым органом права на взыскание недоимки по налогу в порядке статьи 46 Кодекса сама по себе не является основанием для прекращения обязанности по ее уплате. Такая обязанность может быть исполнена организацией добровольно в соответствии со статьей 45 Кодекса и после истечения срока на принудительное взыскание задолженности вместе с уплатой пеней, что имело место в рассматриваемом случае, как установлено судом первой и апелляционной инстанций. Общество не представило в суд доказательств отсутствия у него обязанности по уплате пеней в указанной сумме.
С учетом изложенного остальные доводы заявителя жалобы также отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на ОАО "ЯШЗ".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу N А82-5133/2008-99 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод" - без удовлетворения.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 11.06.2009 ПО ДЕЛУ N А82-5133/2008-99
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2009 г. по делу N А82-5133/2008-99
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Бердникова О.Е., Евтеевой М.Ю,
при участии представителей
от заявителя: Подчищаловой Н.В. (доверенность от 15.08.2008 N 184),
от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля: Колесниченко С.Ю. (доверенность от 08.04.2009 N 05/8311)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2008,
принятое судьей Украинцевой Е.П., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009,
принятое судьями Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
по делу N А82-5133/2008-99
по заявлению открытого акционерного общества "Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля и
Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля
о возврате излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в размере 67 013 567 рублей 69 копеек
и
установил:
открытое акционерное общество "Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод" (далее - ОАО "ЯШЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области, о возврате излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в размере 67 796 367 рублей 59 копеек.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (далее - ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля).
Определением суда от 28.07.2008 по ходатайству ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля (далее - ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля, Инспекция, налоговый орган), которой переданы полномочия налогового контроля в отношении ОАО "ЯШЗ" ввиду постановки на налоговой учет организации в указанном налоговом органе на основании Приказа Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 15.05.2008 N 01-08/0148@ "О порядке передачи полномочий налогового контроля территориальным налоговым органам в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области".
Решением суда от 26.12.2008 заявленное требование удовлетворено частично: суд обязал ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля возвратить ОАО "ЯШЗ" 62 266 434 рубля 56 копеек излишне уплаченных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц. В остальной части требование заявителя оставлено судом без удовлетворения.
В части требования Общества о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области об отказе в возврате излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц, направленного налогоплательщику письмом от 26.05.2008 N 07-18/3508, производство по делу прекращено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 решение суда первой инстанции изменено: Обществу отказано в удовлетворении требования о возврате из бюджетов соответствующих уровней 650 000 рублей пеней по налогу на доходы физических лиц, уплаченных по платежному поручению N 487 от 23.05.2005. Суд обязал ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля совершить действия по возврату ОАО "ЯШЗ" 61 616 434 рублей 56 копеек излишне уплаченных пеней по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц). В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО "ЯШЗ" не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили часть 2 статьи 65, часть 1 статьи 168, часть 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Инспекция при применении мер принудительного взыскания в отношении недоимки, установленной решением от 29.12.2001 N 17 в сумме 40 357 396 рублей, допустила нарушение статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: требование об уплате налогов и пеней не было вручено налоговым органом законному представителю Общества, решение о взыскании недоимки по налогам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика Обществу не направлялось. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что с 26.09.2002 Инспекция утратила право на взыскание указанной недоимки, поэтому с этой даты не подлежали начислению пени на данную недоимку. Таким образом, перечисленные Обществом в бюджет пени в размере 1 879 955 рублей 45 копеек при отсутствии к тому обязанности должны быть возвращены налогоплательщику на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Суды не дали оценку данным доводам Общества. Заявитель жалобы также не согласен с выводами суда о добровольном характере перечисления Обществом рассматриваемых пеней, так как полагает, что перечисление пеней в бюджет носило вынужденный характер, то есть по существу являлось взысканием. Общество также ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28.02.2001 N 5 и полагает, что срок на возврат излишне уплаченной суммы пеней в размере 650 000 рублей Обществом не пропущен.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, указав на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля в письме от 28.05.2009 просила рассмотреть кассационную жалобу без участия ее представителя, жалобу оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 9 часов 30 минут 04.06.2009 до 9 часов 30 минут 11.06.2009.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственной налоговой инспекцией по Ленинскому району г. Ярославля проведена проверка ОАО "ЯШЗ" по вопросу правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, удержанных из заработков (доходов) физических лиц, за период с 01.06.1995 по 31.12.1997, по результатам которой составлен акт и принято решение о применении финансовых санкций от 26.02.1998. На основании материалов проверки Обществу предложено перечислить в бюджет платежи в общей сумме 31 747 584 рубля 24 копейки, в том числе задолженность по подоходному налогу с физических лиц в сумме 32 858 156 рублей (неденоминированных), штраф в размере 3 285 815 рублей (неденоминированных) и пени в сумме 31 711 440 259 рублей (неденоминированных).
В соответствии с данными лицевого счета в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 при отсутствии недоимки по этому налогу задолженность налогового агента по начисленным пеням составляла 6 400 628 рублей 82 копейки.
По итогам выездной налоговой проверки ОАО "ЯШЗ" за период с 27.02.1998 по 25.08.2001 по акту от 11.12.2001 N 17 и решению Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17 Обществу предъявлены к уплате задолженность по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в общей сумме 40 357 396 рублей, пени по этим налогам в общей сумме 60 874 539 рублей 28 копеек (по состоянию на 25.08.2001) и штраф в сумме 8 071 479 рублей 20 копеек.
Из анализа данных лицевого счета Общества по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц и акта сверки расчетов за период с 01.01.2002 по 31.12.2002 следует, что применительно к задолженности в сумме 40 357 396 рублей налоговым органом начислялись пени после акта проверки в сумме 9 254 661 рубля 93 копеек, из них за 2001 год - 3 961 410 рублей 64 копейки и за 2002 год - 5 293 251 рубль 29 копеек.
В ходе выездной налоговой проверки за период с 26.08.2001 по 31.03.2005 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области установила неполное и несвоевременное перечисление Обществом удержанных сумм налога на доходы физических лиц. По результатам проверки налоговым органом принято решение от 20.06.2005 N 7, в котором ОАО "ЯШЗ" предложено перечислить задолженность по указанному налогу в сумме 477 815 рублей, при этом на сумму имевшейся в проверяемый период задолженности начислены пени в сумме 13 589 438 рублей, из которых 9 697 928 рублей начислено камерально за соответствующий период в отношении задолженности в сумме 40 357 396 рублей, выявленной ранее (акт проверки от 23.05.2005 N 7). На основании решения от 20.06.2005 N 7 задолженность по пеням, начисленным и подлежащим взысканию с Общества по данному решению, определена в размере 3 893 315 рублей (13 589 438 рублей - 9 697 928 рублей), на дату принятия решения указанная сумма увеличена до 3 896 324 рублей.
По расчету Общества за период с 20.09.2001 по 31.12.2001 решением Инспекции от 20.06.2005 N 7 начислены пени в сумме 1 000 221 рубля 72 копеек относительно имеющейся задолженности по налогу, удержанному с доходов работников.
В период с 26.03.2004 по 30.07.2007 ОАО "ЯШЗ" перечислило задолженность по начисленным пеням в сумме 81 742 470 рублей 37 копеек на основании 43 платежных поручений, перечень и реквизиты которых приведены налогоплательщиком в сводной таблице.
Полагая, что перечисление указанной суммы пеней в бюджет произведено необоснованно, а также, что данные суммы являются излишне взысканными, поскольку их уплата произведена под угрозой применения налоговым органом мер принудительного взыскания пеней, Общество направило Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области заявление с просьбой осуществить возврат излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в общей сумме 67 013 567 рублей 69 копеек по 28 платежным поручениям (в пределах трехлетнего срока).
Инспекция оставила заявление Общества без удовлетворения, указав в письме от 26.05.2008 N 07-18/3508 на невозможность возврата заявленных налогоплательщиком сумм, поскольку данные суммы уплачены Обществом добровольно, пени, начисленные в 2005 году на сокрытую предприятием задолженность, выявленную в ходе проверки, не подлежат списанию, а также в связи с пропуском Обществом срока подачи заявления о возврате излишне взысканного налога.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "ЯШЗ" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заявленная Обществом к возврату из бюджета сумма пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц определена предприятием путем сложения начислений за период до 01.01.2002, состоявшихся по решению Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району г. Ярославля от 26.02.1998, в размере 6 400 628 рублей 82 копеек, по решению Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17 в размере 60 874 539 рублей 28 копеек и по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области от 20.06.2005 N 7 в размере 1 000 221 рубля 72 копеек.
Руководствуясь статьей 88 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и внебюджетные фонды", статьями 21, 23, 32, 45 - 47, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", Арбитражный суд Ярославской области частично удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из следующего. Сумма пеней, начисленных по состоянию на 01.01.2002, подлежала списанию в порядке реструктуризации задолженности головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, поэтому не должна учитываться при определении размера налоговых обязательств Общества перед соответствующими бюджетами. Спорная сумма пеней является излишне уплаченной, так как Общество добровольно взяло на себя обязательство по погашению этой задолженности. Излишне уплаченные Обществом пени по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц подлежат возврату налогоплательщику в сумме 62 266 434 рублей 56 копеек с учетом соблюдения трехлетнего срока, установленного законом для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога в суд.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, однако изменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении требования о возврате из бюджетов соответствующих уровней 650 000 рублей пеней по налогу на доходы физических лиц, уплаченных по платежному поручению от 23.05.2005 N 487, указав на пропуск установленного законом срока для подачи в суд заявления о возврате данной суммы.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 88 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О федеральном бюджете на 2002 год" срок проведения реструктуризации задолженности (основного долга, пеней и штрафов): предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), образовавшейся по состоянию на 1 января 2002 года, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, продлен до 31.12.2002.
Во исполнение названного Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло 18.04.2002 постановление N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды", на основании которого органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить списание задолженности по пеням, начисленным на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а также утверждены правила списания указанной задолженности (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил списанию подлежит задолженность, возникшая в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. На государственных заказчиков оборонного заказа возложена обязанность по формированию реестров головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов для проведения списания задолженности.
В силу пункта 5 Правил списание задолженности осуществляется территориальными налоговыми органами по месту учета головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов на основании реестров, заверенных государственными заказчиками оборонного заказа и полученных от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Задолженность определяется по данным налоговых органов на дату проведения списания, но не более суммы задолженности по состоянию на 01.01.2002.
Таким образом, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 применение установленного им порядка проведения реструктуризации и списания задолженности по начисленным пеням поставлено в зависимость исключительно от осуществления организацией работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов в качестве головного исполнителя или исполнителя и несвоевременного получения средств из бюджета на финансирование этих работ. В данном случае реструктуризация задолженности проводится без заявления соответствующего субъекта при включении организации в реестр головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, который утверждается в установленном порядке. Ограничений по проведению реструктуризации и списанию задолженности по начисленным пеням в отношении конкретных видов налогов, по которым начислены пени, названное постановление не содержит.
В отношении областного и местного бюджетов аналогичные предписания установлены постановлением Администрации Ярославской области от 24.07.2002 N 119-а "О порядке списания задолженности по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в областной бюджет" (с изменениями и дополнениями) и постановлением мэрии города Ярославля от 06.09.2002 N 2829 "О порядке списания задолженности по пеням, начисленным на 01.01.2002 на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджет г. Ярославля".
Из материалов дела следует и суды первой и апелляционной инстанций установили, что ОАО "ЯШЗ" включено Министерством обороны Российской Федерации в реестр головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, несвоевременно получавших из бюджета средства на финансирование этих работ N 1/4109/76-2, что было доведено до сведения налогового органа письмом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам России от 22.07.2002 N МБ-09-06/1623 дсп. По состоянию на 01.01.2002 у ОАО "ЯШЗ" имелась задолженность по пеням по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в общей сумме 67 275 168 рублей 10 копеек, в том числе 6 400 628 рублей 82 копейки - остаток задолженности по решению Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району г. Ярославля от 26.02.1998, 60 874 539 рублей 28 копеек - начисления по решению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17 и пени в сумме 1 000 221 рубля 72 копеек, начисленные по решению Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области от 20.06.2005 N 7 за период с 20.09.2001 по 31.12.2001 на задолженность по подоходному налогу, выявленную решением Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам России N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17.
Решениями Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области без даты N 1, 2, 3 о списании задолженности по пеням, начисленным на 01.01.2002, названные суммы пеней, начисленные на неперечисленный в бюджет подоходный налог (налог на доходы физических лиц), Инспекция не списала. Доказательства, подтверждающие факт списания задолженности по этим налогам в целях соблюдения установленного Порядка реструктуризации задолженности, в материалах дела отсутствуют.
При этом факт перечисления в бюджет спорной суммы подтвержден представленными в дело платежными поручениями. Пени перечислялись в бюджет начиная с 2004 года.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали, что правовые основания для начисления пеней на задолженность по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц) за период до 01.01.2002 у Инспекции отсутствовали и, соответственно, спорные суммы не подлежали ни уплате Обществом, ни взысканию налоговым органом. Следовательно, перечисленные в бюджет суммы пеней подлежат возврату налогоплательщику.
Судами также установлено и это соответствует имеющимся в деле доказательствам, что 64 446 145 рублей 87 копеек перечислены Обществом в уплату пеней по налогу на доходы физических лиц на основании платежных поручений, в которых в назначении платежа указано "погашение задолженности по налогу на доходы физических лиц по акту проверки, пеням, НДС не облагается", и обозначено основание платежа ("АП"), соответствующее перечислению средств в счет погашения задолженности по акту проверки в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 24.11.2004 N 106н. Ссылки на требование об уплате пеней в платежных поручениях отсутствуют. Уплата пеней производилась Обществом в хронологическом порядке (сначала погашался остаток задолженности в сумме 6 400 628 рублей 82 копеек по решению Инспекции от 26.02.1998, затем - сумма 60 874 539 рублей 28 копеек, начисленная по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17, а потом уплачивались пени, начисленные автоматизированным путем по отношению к недоимке в сумме 40 357 396 рублей, установленной по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области от 29.12.2001 N 17) в погашение общей задолженности.
Таким образом, суды обоснованно отклонили доводы Общества о том, что перечисление спорных сумм состоялось под угрозой списания средств по инкассовым поручениям налогового органа, и правомерно признали, что погашение задолженности по пеням в общей сумме 64 446 145 рублей 87 копеек носило добровольный характер.
Уплата пеней в сумме 396 324 рублей осуществлена ОАО "ЯШЗ" по платежному поручению от 30.07.2007 N 834 в добровольном порядке во исполнение требования налогового органа N 101 об уплате недоимки и пеней по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 24.06.2005.
Кроме того, ОАО "ЯШЗ" было заключено соглашение с мэрией города Ярославля от 26.02.2004 о погашении задолженности в бюджет города Ярославля по налогу на доходы физических лиц, удержанного с доходов работников, а именно по пеням и штрафам. Согласно соглашению составлен график погашения задолженности по пеням в течение 2004 - 2010 годов на общую сумму 52 935 538 рублей. Данный документ правомерно признан судом первой инстанции в качестве доказательства добровольно взятых ОАО "ЯШЗ" обязательств по погашению задолженности по пеням, в том числе, по которым истекли сроки принудительного взыскания. Обстоятельства, свидетельствующие о понуждении к заключению такого соглашения и (или) к понуждению совершения платежей в погашение имеющейся задолженности, судами не выявлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что в данном случае возврат спорной суммы пеней должен осуществляться в порядке, установленном в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Основания для применения положений статьи 79 Кодекса отсутствуют.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 78 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу пункта 7 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8 статьи 78 Кодекса).
В пункте 11 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что настоящие правила применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Положения статьи 78 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) также предусматривают, что возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6), которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7).
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.06.2001 N 173-О, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности, в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен в пределах трех лет.
На основании оценки представленных в дело доказательств суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что ОАО "ЯШЗ" узнало или должно было узнать о факте излишней уплаты сумм пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в момент соответствующего перечисления платежа. Трехлетний срок в отношении перечислений, совершенных по платежным поручениям от 26.03.2004 N 1086, от 20.04.2004 N 739, от 21.05.2004 N 58, от 28.06.2004 N 1456, от 23.07.2004 N 809, от 24.08.2004 N 186, от 24.09.2004 N 618, от 22.10.2004 N 67, от 24.11.2004 N 2, 23.12.2004 N 878, от 24.01.2001 N 202, 22.02.2005 N 583, от 25.03.2005 N 308, от 27.04.2005 N 969, от 23.05.2005 N 487, на день обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд (26.06.2008) истек.
При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования о возврате из бюджета сумм пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц, перечисленных на основании названных платежных поручений.
Данные выводы судов нормам права и материалам дела не противоречат.
Доводы Общества о том, что срок на возврат пеней в сумме 650 000 рублей (платежное поручение от 23.05.2005 N 487) пропущен из-за незаконных действий налогового органа, во внимание не принимаются, поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является требование Общества о возврате излишне уплаченных сумм пеней, а не о признании незаконными действий налогового органа. В данном случае соблюдение трехлетнего срока должно проверяться на момент обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением в суд.
Доводы Общества об отсутствии у него обязанности по уплате пеней в сумме 1 879 955 рублей 45 копеек признаны несостоятельными.
В силу статьи 44 Кодекса утрата налоговым органом права на взыскание недоимки по налогу в порядке статьи 46 Кодекса сама по себе не является основанием для прекращения обязанности по ее уплате. Такая обязанность может быть исполнена организацией добровольно в соответствии со статьей 45 Кодекса и после истечения срока на принудительное взыскание задолженности вместе с уплатой пеней, что имело место в рассматриваемом случае, как установлено судом первой и апелляционной инстанций. Общество не представило в суд доказательств отсутствия у него обязанности по уплате пеней в указанной сумме.
С учетом изложенного остальные доводы заявителя жалобы также отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на ОАО "ЯШЗ".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу N А82-5133/2008-99 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод" - без удовлетворения.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.П.МАСЛОВА
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
М.Ю.ЕВТЕЕВА
О.П.МАСЛОВА
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
М.Ю.ЕВТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)