Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области г. Новосибирск на постановление от 11.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2016/2008 по заявлению закрытого акционерного общества "Научно-производственная компания "Катрен" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области г. Новосибирск об оспаривании ненормативного правового акта,
закрытое акционерное общество "Научно-производственная компания "Катрен" (далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее по тексту Инспекция) с заявлением о признании недействительным решения N 106 от 17.01.2008 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением от 24.03.2008 Арбитражного суда Новосибирской области производство по делу прекращено в части признания недействительным оспариваемого решения в части налога на добавленную стоимость на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи принятием судом отказа заявителя от части заявленных требований.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением от 11.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части обязать Общество удержать доначисленный налог на доходы физических лиц в сумме 270816 руб., пени в сумме 77084 руб. 91 коп. и штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 54163 руб. 20 коп.
В указанной части по делу принят новый судебный акт. Решение N 106 от 17.01.2008 признано недействительным в части обязать Общество удержать доначисленный налог на доходы физических лиц, привлечения к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации и начисления пени.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, а постановление апелляционной инстанции считает вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Просит постановление апелляционной инстанции отменить в полном объеме, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит с учетом возражений постановление арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества просил постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела в Обществе выездную налоговую проверку и установила, что за период с 22.02.2005 по 01.02.2007 в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц генерального директора Конобеева Л.В. и исполнительного директора Спиридонова В.Н не включены суммы, превышающие норму суточных по командировочным расходам, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".
Общая сумма не включенных в налогооблагаемую базу доходов составила 2083202 руб. (за 2005г. - 1022121 руб., за 2006г. - 956172 руб., за январь 2007г. -104909 руб.).
Сумма не удержанного налога на доходы указанных физических лиц составила 270816 руб. (за 2005 год - 32876 руб., за 2006 год -124302 руб., за январь 2007 года-13638 руб.), что, по мнению Инспекции, указывает на нарушение пункта 3 статьи 217, пункта 1 статьи 209, пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации.
Акт выездной налоговой проверки N 106 от 04.12.2007.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки принято решение N 106 от 17.01.2008 о привлечении Общества к налоговой ответственности, в том числе и по статье 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 54163,20 руб., предложении уплатить доначисленный налог на доходы физических лиц в сумме 270816 руб. и пени в размере 77084,91 руб.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд о признании его в указанной части недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что приказ генерального директора ЗАО "Научно-производственная компания "Катрен" N 02-15 от 01.02.2005 года не является локальным нормативным правовым актом, а является распорядительным документом организации. Следовательно, суммы командировочных выплат, превышающие установленные Правительством Российской Федерации размеры подлежат обложению НДФЛ.
Седьмым арбитражным апелляционным судом данный вывод арбитражного суда признан необоснованным. При этом арбитражный апелляционный суд применил статьи 209, 210, 217 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 165, 167, 168 Трудового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции обжалуемое постановление арбитражного апелляционного суда находит законным и обоснованным, выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Статья 165 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Согласно статьям 167 и 168 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя).
При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
В своем постановлении Седьмой арбитражный апелляционный суд правильно указал, что локальные нормативные акты не следует смешивать с организационно-распорядительной документацией и индивидуальными правоприменительными актами работодателя. От тех и других локальный нормативный акт отличается отсутствием персонально определенного или конкретного адресата и распространением сферы своего действия на весь коллектив или часть коллектива работников организации. Характеризуется многократностью своей реализации, предполагающей применение содержащихся в нем правил каждый раз, когда фактические условия или результаты труда работников совпадают с указанными в данном акте. Для принятия локального нормативного правового акта требуется учет мнения представительных органов работников, в то время как организационно-распорядительная и правоприменительная деятельность работодателя, по общему правилу, осуществляется в одностороннем порядке.
Приказ генерального директора Общества N 02-15 от 01.02.2005 года размер командировочных для генерального директора и исполнительного директора и не является индивидуально определенным, а распространяется на категорию работников -генерального директора и исполнительного директора, направлен на многократное применение, поскольку не содержит ограничений по виду командировки или указание на конкретную командировку, носит внутриорганизационный характер, направлен на возникновение прав и обязанностей.
Арбитражный суд кассационной инстанции поддерживает вывод арбитражного апелляционного суда о том, что приказ N 02-15 от 01.02.2005 отвечает всем обязательным признакам локального нормативного правового акта.
В соответствии со статьями 209 - 210 объектом налогообложения НДФЛ признается доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжения, которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) не подлежат налогообложению НДФЛ, в том числе компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком своих трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы.
В данном приказе определен размер суточных, который не может быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Следовательно, для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером.
Установленный Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 минимальный размер суточных не может быть признан нормой суточных, применяемой в целях налогообложения дохода физических лиц. При превышении указанного размера суточных с работника не могут взиматься денежные средства в виде НДФЛ, если суточные выплачиваются в пределах норм, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом.
Постановление Правительства РФ от 02.10.02 N 729 устанавливает размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет федерального бюджета. Общество к числу таких организаций не относится.
Арбитражный апелляционный суд правильно указал, что объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком. По правилам ст. 41 Кодекса доходом налогоплательщика может быть признана только его экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Суточные же представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
Вывод арбитражного апелляционного суда о том, что Обществом правомерно не были включены в налогооблагаемую базу НДФЛ командировочные расходы за период 2005-2007 годов в размере 2083202 руб. основан на правильном применении вышеназванных норм материального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановление от 11.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2016/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.09.2008 N Ф04-5903/2008(12478-А45-27) ПО ДЕЛУ N А45-2016/2008
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2008 г. N Ф04-5903/2008(12478-А45-27)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области г. Новосибирск на постановление от 11.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2016/2008 по заявлению закрытого акционерного общества "Научно-производственная компания "Катрен" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области г. Новосибирск об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
закрытое акционерное общество "Научно-производственная компания "Катрен" (далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее по тексту Инспекция) с заявлением о признании недействительным решения N 106 от 17.01.2008 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением от 24.03.2008 Арбитражного суда Новосибирской области производство по делу прекращено в части признания недействительным оспариваемого решения в части налога на добавленную стоимость на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи принятием судом отказа заявителя от части заявленных требований.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением от 11.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части обязать Общество удержать доначисленный налог на доходы физических лиц в сумме 270816 руб., пени в сумме 77084 руб. 91 коп. и штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 54163 руб. 20 коп.
В указанной части по делу принят новый судебный акт. Решение N 106 от 17.01.2008 признано недействительным в части обязать Общество удержать доначисленный налог на доходы физических лиц, привлечения к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации и начисления пени.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, а постановление апелляционной инстанции считает вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Просит постановление апелляционной инстанции отменить в полном объеме, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит с учетом возражений постановление арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества просил постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела в Обществе выездную налоговую проверку и установила, что за период с 22.02.2005 по 01.02.2007 в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц генерального директора Конобеева Л.В. и исполнительного директора Спиридонова В.Н не включены суммы, превышающие норму суточных по командировочным расходам, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".
Общая сумма не включенных в налогооблагаемую базу доходов составила 2083202 руб. (за 2005г. - 1022121 руб., за 2006г. - 956172 руб., за январь 2007г. -104909 руб.).
Сумма не удержанного налога на доходы указанных физических лиц составила 270816 руб. (за 2005 год - 32876 руб., за 2006 год -124302 руб., за январь 2007 года-13638 руб.), что, по мнению Инспекции, указывает на нарушение пункта 3 статьи 217, пункта 1 статьи 209, пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации.
Акт выездной налоговой проверки N 106 от 04.12.2007.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки принято решение N 106 от 17.01.2008 о привлечении Общества к налоговой ответственности, в том числе и по статье 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 54163,20 руб., предложении уплатить доначисленный налог на доходы физических лиц в сумме 270816 руб. и пени в размере 77084,91 руб.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд о признании его в указанной части недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что приказ генерального директора ЗАО "Научно-производственная компания "Катрен" N 02-15 от 01.02.2005 года не является локальным нормативным правовым актом, а является распорядительным документом организации. Следовательно, суммы командировочных выплат, превышающие установленные Правительством Российской Федерации размеры подлежат обложению НДФЛ.
Седьмым арбитражным апелляционным судом данный вывод арбитражного суда признан необоснованным. При этом арбитражный апелляционный суд применил статьи 209, 210, 217 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 165, 167, 168 Трудового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции обжалуемое постановление арбитражного апелляционного суда находит законным и обоснованным, выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Статья 165 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Согласно статьям 167 и 168 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя).
При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
В своем постановлении Седьмой арбитражный апелляционный суд правильно указал, что локальные нормативные акты не следует смешивать с организационно-распорядительной документацией и индивидуальными правоприменительными актами работодателя. От тех и других локальный нормативный акт отличается отсутствием персонально определенного или конкретного адресата и распространением сферы своего действия на весь коллектив или часть коллектива работников организации. Характеризуется многократностью своей реализации, предполагающей применение содержащихся в нем правил каждый раз, когда фактические условия или результаты труда работников совпадают с указанными в данном акте. Для принятия локального нормативного правового акта требуется учет мнения представительных органов работников, в то время как организационно-распорядительная и правоприменительная деятельность работодателя, по общему правилу, осуществляется в одностороннем порядке.
Приказ генерального директора Общества N 02-15 от 01.02.2005 года размер командировочных для генерального директора и исполнительного директора и не является индивидуально определенным, а распространяется на категорию работников -генерального директора и исполнительного директора, направлен на многократное применение, поскольку не содержит ограничений по виду командировки или указание на конкретную командировку, носит внутриорганизационный характер, направлен на возникновение прав и обязанностей.
Арбитражный суд кассационной инстанции поддерживает вывод арбитражного апелляционного суда о том, что приказ N 02-15 от 01.02.2005 отвечает всем обязательным признакам локального нормативного правового акта.
В соответствии со статьями 209 - 210 объектом налогообложения НДФЛ признается доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжения, которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) не подлежат налогообложению НДФЛ, в том числе компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком своих трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы.
В данном приказе определен размер суточных, который не может быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Следовательно, для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером.
Установленный Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 минимальный размер суточных не может быть признан нормой суточных, применяемой в целях налогообложения дохода физических лиц. При превышении указанного размера суточных с работника не могут взиматься денежные средства в виде НДФЛ, если суточные выплачиваются в пределах норм, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом.
Постановление Правительства РФ от 02.10.02 N 729 устанавливает размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет федерального бюджета. Общество к числу таких организаций не относится.
Арбитражный апелляционный суд правильно указал, что объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком. По правилам ст. 41 Кодекса доходом налогоплательщика может быть признана только его экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Суточные же представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
Вывод арбитражного апелляционного суда о том, что Обществом правомерно не были включены в налогооблагаемую базу НДФЛ командировочные расходы за период 2005-2007 годов в размере 2083202 руб. основан на правильном применении вышеназванных норм материального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 11.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2016/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)