Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 03.06.2002 N А13-299/02-15

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 3 июня 2002 года Дело N А13-299/02-15

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Зубаревой Н.А., при участии от федерального государственного учреждения "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Вологодской области" Бараева А.Н. (доверенность от 31.05.2002 N 19/262), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.03.2002 по делу N А13-299/02-15 (судьи Пестерева О.Ю., Потеева А.В., Ковшикова О.С.),
УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Вологодской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 08.01.2002 N 2/2 о доначислении налога на прибыль, пеней и привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату налога на прибыль в результате неправомерного применения льготы, а также требования от 08.01.2002 N 4/18 об уплате начисленных налога, пеней и штрафа.
Решением от 14.03.2002 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку расчета Учреждения по налогу на прибыль за 9 месяцев 2001 года.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 08.01.2002 N 2/2 о доначислении 74129 руб. налога на прибыль и привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога, в виде взыскания 8181,92 руб. штрафа. При исчислении суммы штрафа налоговой инспекцией учтена имевшаяся у Учреждения переплата налога в сумме 33219,4 руб.
На уплату начисленных сумм налога и штрафа Учреждению в тот же день выставлено требование N 4/18.
Из решения налогового органа следует, что Учреждение в расчете налога на прибыль за 9 месяцев 2001 года необоснованно применило льготу, предусмотренную подпунктом "и" пункта 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 30.11.99 N 440-оз "О налоге на прибыль предприятий (организаций)". По мнению налогового органа, указанная льгота не могла быть использована Учреждением в 2001 году, поскольку налог на прибыль, подлежащий зачислению в областной бюджет, исчисляемый по ставке 19 процентов, передан в бюджет города Вологды. Законодательными же актами Вологодской городской думы льготы для учреждений вневедомственной охраны при управлениях внутренних дел не предусмотрены.
Учреждение не согласилось с налоговым органом, обжаловав решение и требование в Арбитражный суд Вологодской области.
Арбитражный суд подтвердил правомерность применения Учреждением льготы, и кассационная инстанция считает такое решение правильным, принятым в полном соответствии с нормами действующего налогового законодательства.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на прибыль предприятий отнесен к федеральным налогам.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
В статье 5 этого же закона указано, что налог на прибыль зачисляется в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в размере 11 процентов. В отношении ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, предусмотрено, что она должна быть определена законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации в размере не свыше 19 процентов.
Одновременно в пункте 9 статьи 6 названного закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять льготы по налогу на прибыль исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления льгот изложен в статьях 17 (пункт 2) и 56 НК РФ. Пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу положений пункта 2 статьи 17 НК РФ и пункта 5 (в настоящее время - пункта 2) статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (а после введения в действие статьи 12 кодекса - ее пунктов 2 - 4) дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены региональным или местным законодательством лишь в отношении сумм, подлежащих зачислению в региональный или местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.
Согласно Закону Вологодской области от 30.11.99 N 440-оз "О налоге на прибыль предприятий (организаций)" ставка налога на прибыль, зачисляемого в доход бюджета, определена в 19 процентов. Этим же законом (подпункт "и" пункта 1 статьи 3) отделы вневедомственной охраны при органах внутренних дел области освобождены от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет.
В соответствии с Законом Вологодской области от 20.12.2000 N 620-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон области "О налоге на прибыль предприятий (организаций)" в 2001 году предусмотрена передача бюджетам муниципальных образований (районов и городов) отчислений от регулирующих налогов по установленным в приложении к закону нормативам (статьи 7 закона).
Из названного приложения следует, что бюджету города Вологды в 2001 году передается доход от налога на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет Вологодской области, в размере 19 процентов.
Учитывая приведенные положения закона, в бюджет города Вологды переданы только те доходы от поступлений налога на прибыль, которые подлежали зачислению в бюджет Вологодской области с учетом льгот, предоставленных налогоплательщикам в статье 3 Закона Вологодской области от 30.11.99 N 440-оз "О налоге на прибыль предприятий (организаций)".
Учреждение обоснованно ссылается в исковом заявлении на то, что налоговым органом игнорируются применяемые областным законодателем термины - "отчисления", "доходы" от регулирующих налогов.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает правомерным использование истцом льготы при исчислении налога на прибыль, предоставленной областным законом.
Утверждая обратное, налоговая инспекция не только не учитывает термины, применяемые в Законе Вологодской области от 20.12.2000, но и положения статей 8, 39, 48, 52, 55, 56, 60, 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым субъекты Российской Федерации могут осуществлять только передачу собственных доходов.
Кроме того, настаивая на отсутствии у истца права применять льготу, установленную областным законом в отношении федерального налога, зачисление которого в бюджет субъекта прямо предусмотрено федеральным законом, налоговая инспекция оставляет без внимания и тот факт, что ежегодно федеральными законами о бюджете Российской Федерации предусматривается зачисление в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в размерах свыше 90% такого федерального налога, как подоходный налог с доходов физических лиц. При этом налоговые органы не отказывают в предоставлении физическим лицам льгот, перечисленных в Законе Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", по мотиву отсутствия соответствующих льгот в законах органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время в отношении другого федерального налога - налога на прибыль - налоговый орган считает правомерным не применять льготы, установленные законом субъекта Российской Федерации в отношении принадлежащей ему в силу прямого указания Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" доли федерального налога.
Кассационная инстанция считает такую позицию налогового органа непоследовательной и не соответствующей нормам налогового и бюджетного законодательства, а кассационную жалобу по вышеприведенным основаниям - подлежащей отклонению.
Руководствуясь статьями 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.03.2002 по делу N А13-299/02-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
ЗУБАРЕВА Н.А.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)