Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.09.2006 N Ф04-5989/2006(26441-А27-33) ПО ДЕЛУ N А27-6136/06-6

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2006 г. N Ф04-5989/2006(26441-А27-33)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 27.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.05.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6136/06-6 по заявлению открытого акционерного общества "Кемеровохлеб" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово о признании недействительным ненормативного акта,
установил:

открытое акционерное общество "Кемеровохлеб" (далее - ООО "Кемеровохлеб", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 25.01.2006 N 8243 в части доначисления земельного налога за 2005 год в размере 1166239 руб.




Заявленные требования мотивированы тем, что в силу пункта 2 статьи 13 и статьи 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Постановление Кемеровского городского совета народных депутатов от 26.11.2004 N 207 в части установления базовых ставок земельного налога не подлежит применению.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.03.2006 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены. Решение налоговой инспекции от 25.01.2006 N 8243 в части доначисления земельного налога за 2005 год в размере 1166239 руб. признано недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, базовые ставки земельного налога, утвержденные постановлением Кемеровского городского совета народных депутатов от 26.11.2004 N 207, соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации". Постановление N 207 вступает в силу с 01.01.2005, что не противоречит статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку было опубликовано в средствах массовой информации 27.11.2004.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Кемеровохлеб" решение первой и постановление апелляционной инстанций считает законными, обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, представленной ОАО "Кемеровохлеб" налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год, согласно которой к уплате подлежало 2337013 руб. налога.
10.01.2006 обществом представлен уточненный расчет налога, согласно которому подлежит уплате земельный налог в размере 1170774 руб.
По результатам проверки налоговой инспекцией 25.01.2006 принято решение N 8243, согласно которому налогоплательщику предложено доплатить земельный налог за 2005 год в размере 1166239 руб. либо подать в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете имеющейся переплаты.
Основанием доначисления дополнительных сумм послужило неверное, по мнению налоговой инспекции, исчисление земельного налога, который должен исчисляться исходя из базовых ставок земельного налога, установленного Решением Кемеровского городского совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово" (с изменениями от 26.11.2004).
Несогласие с решением налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика в суд с заявлением об его обжаловании.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение налогового органа недействительным, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что налоговой инспекцией неправомерно доначислен налог за 2005 год в размере 1166239 руб. исходя из базовых ставок земельного налога, установленных Решением Кемеровского городского совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово с последовательным применением повышающих коэффициентов, предусмотренных Федеральными законами о федеральном бюджете, начиная с 1997 года.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Судом установлено, что налоговой инспекцией за проверяемый период доначислен налог в размере 1166239 руб. исходя из базовых ставок земельного налога, установленного Решением Кемеровского городского совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово с последовательным применением повышающих коэффициентов, предусмотренных Федеральными законами о федеральном бюджете, начиная с 1997 года.
Согласно нормам статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю") размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.




Соответственно, индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона "О плате за землю" уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Статьей 8 Закона "О плате за землю" предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно пункту 5 Решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 установленные данным решением ставки земельного налога применяются с 01.01.1997. Таким образом, действие этих ставок не распространяется на 1996 год, в связи с чем при исчислении земельного налога по последующим налоговым периодам к ставкам земельного налога, установленным на 1996 год, не могут быть применены корректирующие коэффициенты, установленные законодательными актами о федеральном бюджете, так как сама ставка налога, существовавшая в 1996 году, в последующем, в том числе в 1997 году, уже не применяется.
Следовательно, арбитражный суд, принимая решение, правомерно пришел к выводу о необоснованном применении налоговой инспекцией в оспариваемом решении корректирующего коэффициента, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ.
Судом установлено, что новые ставки, фактически действовавшие в г. Кемерово в 2004 году (исходя из базовых ставок, утвержденных Решением Кемеровского городского совета народных депутатов от 27.12.1996 с применением коэффициентов индексации 1999, 2000, 2002-2004) и базовых ставок земельного налога, установленных постановлением N 207 превышают действующие в 2004 году в 2,2 раза.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд правомерно указал, что постановление от 26.11.2005 N 207 в части установления ставок земельного налога на 2005 год вступило в противоречие со статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ. Кроме этого, правомерен вывод суда в части вступления в законную силу Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.11.2004 N 207 с учетом его официального опубликования 01.01.2006.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговые законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Кодекса такой акт вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
В силу части 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на землю признается год.
Согласно статье 93 Регламента совета народных депутатов Кемеровской области, утвержденного постановлением совета народных депутатов Кемеровской области от 17.09.1999 N 143, областные законы и постановления подлежат официальному опубликованию в областной газете "Кузбасс" и "Законодательном вестнике Совета".
Судом установлено, что впервые Постановление Кемеровского городского совета народных депутатов от 26.11.2004 N 207 было опубликовано в газете "Кемерово" N 50 от 10.12.2004 в рубрике "официально".
При указанных обстоятельствах арбитражный суд обоснованно указал, что постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.11.2004 N 207 в соответствии с положениями Налогового кодекса, вступает в силу с 01.01.2006.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

решение от 27.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.05.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6136/06-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)