Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 22.04.2008 N 10683/04 ПО ДЕЛУ N А40-47982/02-111-578

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2008 г. N 10683/04

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Наумова О.А., судей Зарубиной Е.Н. и Тумаркина В.М., рассмотрев в судебном заседании материалы дела N А40-47982/02-111-578 Арбитражного суда города Москвы по заявлению Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 34 Северо-Западного административного округа города Москвы о взыскании с некоммерческой организации "Фонд детского парка чудес" 104709308 рублей 34 копеек штрафа,
установила:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 34 Северо-Западного округа города Москвы (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы N 34 по городу Москве, далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с некоммерческой организации "Фонд детского парка чудес" (далее - Фонд) 104709308 рублей 34 копеек штрафа, в том числе 90460202 рублей 40 копеек по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 и 2001 годы, 14239105 рублей 94 копеек по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату земельного налога за этот период и 10000 рублей по пункту 2 статьи 116 Кодекса за несвоевременную постановку на учет в налоговом органе.
В судебном заседании инспекция уменьшила свои требования до 75394380 рублей штрафа, в том числе 11337654 рублей 57 копеек по пункту 1 статьи 122 Кодекса, 64046726 рублей по пункту 2 статьи 119 Кодекса и 10000 рублей по статье 116 Кодекса.
К участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Департамент земельных ресурсов Правительства города Москвы.
После неоднократной отмены судебных актов судом кассационной инстанции решением Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2007 заявление инспекции удовлетворено частично, с Фонда взыскано 30000000 рублей штрафа. Суд признал обоснованным предъявление инспекцией иска на сумму 10000 рублей штрафа по статье 116 Кодекса, 11337654 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса и 64046726 рублей штрафа по пункту 2 статьи 119 Кодекса. При этом суд уменьшил сумму взыскиваемого штрафа с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.01.2008 названные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора Фонд просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив материалы арбитражного дела и доводы заявителя, пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Согласно уставу Фонда от 12.10.1992 с последующими изменениями Фонд является некоммерческой организацией, учрежденной в целях создания условий для проектирования и строительства комплекса детского парка аттракционов в городе Москве, его финансирования и координации деятельности государственных, общественных, коммерческих и иных структур, участвующих в проекте. Фонд учрежден с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 16.07.1992 N 785 "О создании Фонда возрождения Москвы", распоряжения Президента Российской Федерации от 18.05.1994 N 240-рп "О комплексе детского парка чудес в городе Москве", постановления Правительства города Москвы от 22.09.1992 N 790 "О создании организационно-экономических условий для реализации программ по детскому парку чудес".
Учредителями Фонда выступили Правительство города Москвы, Российская академия художеств и гражданин Церетели Зураб Константинович.
Решением исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от 25.06.1991 N 1170 "О генеральном плане Всесоюзного детского парка в Нижних Мневниках (Хорошевский район)" Ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами "Всесоюзный детский парк", правопреемником которой является Фонд, для строительства парка отведен земельный участок площадью 298 гектар из земель совхоза "Тепличный" и 30 гектар из состава городских земель.
Пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 04.02.1992 N 54 "О начале строительства комплекса детского парка в Нижних Мневниках" названная Ассоциация была обязана оформить государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками и разрешение на строительство объектов парка.
Постановлением Правительства Москвы от 21.12.1993 N 1165 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 04.02.1992 N 54 "О начале строительства комплекса детского парка чудес в Нижних Мневниках" пункт 3 (абзац второй) постановления Правительства Москвы от 04.02.1992 N 54 "О начале строительства комплекса детского парка в Нижних Мневниках" изменен и изложен в следующей редакции: "Фонд детского парка чудес" как правопреемника Ассоциации Всесоюзного детского парка освободить от уплаты земельного налога по объектам, переданным Фонду в постоянное (бессрочное) пользование, полное хозяйственное ведение и собственность".
На основании постановления Правительства Москвы от 04.02.1992 N 54 "О начале строительства комплекса детского парка чудес в Нижних Мневниках" Фонду выдан государственный акт от 10.01.1994 N М-08-000359 о предоставлении 316,1211 гектаров земли в бессрочное (постоянное) пользование для строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений детского парка чудес.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросу уплаты Фондом земельного налога за 2000 и 2001 годы.
Установив, что Фондом земельный налог не уплачен и налоговая декларация по земельному налогу им не представлялась, инспекция приняла решение от 23.10.2002 N 108/2 о взыскании с него штрафа: 90460202 рублей 40 копеек по пункту 2 статьи 119 Кодекса за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2000 и 2001 годы, 14239105 рублей 94 копеек по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату земельного налога за этот период и 10000 рублей по пункту 2 статьи 116 Кодекса за несвоевременную постановку на учет в налоговом органе.
Исковое заявление от 06.11.2002 инспекция направила в арбитражный суд в связи с тем, что Фонд штраф добровольно не уплатил.
Удовлетворяя требование инспекции о взыскании штрафа за неуплату земельного налога и непредставление налоговой декларации, суд первой инстанции сослался на следующие обстоятельства: на земельном участке строительные работы не велись, земля частично сдавалась в аренду юридическим лицам, арендная плата поступала на расчетный счет Фонда, на не сданной в аренду части территории находятся заброшенные постройки, земля загрязнена отходами.
По этой причине суд пришел к выводу о наличии у Фонда обязанности по уплате земельного налога и правомерности требования Инспекции о взыскании с него штрафа за неуплату земельного налога и непредставление налоговой декларации.
С выводом суда первой инстанции суды апелляционной и кассационной инстанции согласились.
Между тем Фонд, не признавая требование инспекции, указал, что земельный участок, находящийся у него в постоянном (бессрочном) пользовании, относится к землям общего назначения. Это утверждение Фонда судом не опровергнуто. При этом суд апелляционной инстанции признал установленным тот факт, что переданный Фонду земельный участок отнесен к категории земель общего назначения.
Согласно пункту 9 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738/1 "О плате за землю" (в редакции, действовавшей в спорный период) от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.
При рассмотрении другого дела N А40-65132/06-151-378 Арбитражного суда города Москвы суды признали, что земельные участки, принадлежащие Фонду на праве бессрочного (безвозмездного) пользования относятся к землям общего пользования. Данный вывод, как указано в судебных актах, вступивших в законную силу, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, кадастровыми планами (решение суда первой инстанции от 15.12.2006, дополнительное решение от 16.03.2007, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2007, дополнительное постановление от 16.05.2007, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.11.2007). В связи с этим суды признали необоснованным аналогичный иск инспекции о взыскании с Фонда штрафа за неуплату земельного налога за 2003, 2004 годы и штрафа за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за указанный период.
То обстоятельство, что Фонд частично сдавал землю в аренду, нельзя признать достаточным основанием для взыскания штрафа в определенном судами размере, так как площадь сданной в аренду земли согласно перечню договоров (том 5 страница 31) составила 21,6 гектар. При этом согласно части 4 статьи 12 названного Закона с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование), а не со всей площади земельного участка.
В договорах имеется указание на то, что земля предоставлялась в аренду иным лицам временно, с согласия Московского земельного комитета Правительства Москвы и исключительно в рамках формирующейся инфраструктуры парка. Указание на то, что содержание договоров не соответствует фактическим обстоятельствам, в судебных актах отсутствует. При этом в судебных актах, принятых по упомянутому делу N А40-65132/06-151-378 Арбитражного суда города Москвы, содержится вывод о том, что договоры носят инвестиционный характер, поскольку полученные средства направляются на реализацию программы строительства парка, компенсируют коммунальные услуги заявителя, расходы, связанные с содержанием земельного участка, аппарата управления, уплату налоговых и иных обязательных платежей.
Наличие на земельном участке заброшенных построек само по себе не свидетельствует о том, что Фонд использует землю не по назначению. При этом в деле имеются документы, согласно которым отведенный Фонду земельный участок изначально был занят постройками, которые в процессе строительства парка подлежали сносу.
Отсутствует в судебных актах суждение о степени участия Фонда в загрязнении земли отходами. В актах обследования, на которые сослался суд первой инстанции, сведений об этом нет.
Утверждение судов, будто неосуществление строительства парка в течение длительного времени должно влечь возникновение у Фонда обязанности по уплате земельного налога, не основано на нормативных правовых актах.
Сведений о сроках строительства объекта, осуществление которого определено решениями директивных органов, конкретных объемах и источниках финансирования, инвесторах в материалах дела нет. Анализ обстоятельств, которые бы подтверждали вину Фонда в неосуществлении строительства детского парка, в акте налоговой проверки и судебных актах отсутствует.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и постановления судов должны быть законными и обоснованными.
Между тем, как следует из материалов дела, судебные акты, в которых содержится вывод о наличии у Фонда обязанности по уплате земельного налога, этому требованию закона не соответствуют.
С учетом изложенного Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации полагает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело N А40-47982/02-111-578 Арбитражного суда города Москвы следует передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на предмет пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов в части, касающейся взыскания штрафа за совершение правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Кодекса.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
определила:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-47982/02-111-578 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 21.03.2007, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.01.2008 по указанному делу в части, касающейся взыскания штрафа за совершение правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Кодекса.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, направить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 25.05.2008.
Председательствующий судья
О.А.НАУМОВ

Судья
Е.Н.ЗАРУБИНА

Судья
В.М.ТУМАРКИН
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)