Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.10.2005 N А33-32720/04-С3-Ф02-4999/05-С1

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 13 октября 2005 г. Дело N А33-32720/04-С3-Ф02-4999/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Парской Н.Н.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам на решение от 28 марта 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 15 июня 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-32720/04-С3 (суд первой инстанции: Радзиховская В.В.; суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М., Колесникова Г.А., Раздобреева И.А.),
УСТАНОВИЛ:

Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Красноярскому краю Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам (г. Лесосибирск) (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 530 от 16.12.2004 в части уплаты авансового платежа по налогу на имущество в размере 4800 рублей и пени в сумме 80 рублей 64 копеек.
Решением суда от 28 марта 2005 года требования учреждения удовлетворены в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена сторон на их процессуальных правопреемников - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 9 по Красноярскому краю Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам (г. Лесосибирск) и Главное управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам.
Постановлением апелляционной инстанции от 15 июня 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решения судебных инстанций.
По мнению заявителя, учреждение незаконно воспользовалось льготой по налогу на имущество, поскольку не является органом исполнительной власти Красноярского края.
Налоговая инспекция считает, что учреждение входит в систему Министерства юстиции Российской Федерации (уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество), поэтому является территориальным органом названного министерства, осуществляющим его функции на территории Красноярского края. Нахождение учреждения в системе федерального органа исполнительной власти исключает возможность его отнесения к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Также из кассационной жалобы следует, что в соответствии с Указом губернатора Красноярского края N 2-УГ от 29.12.2001 "О реорганизации системы органов исполнительной власти края и формировании Совета администрации края - высшего исполнительного органа государственной власти края" органы и структурные подразделения администрации края, перечисленные в Указе, обладающие правами юридического лица, преобразованы в органы исполнительной власти края. Учреждение юстиции в соответствии с настоящим Указом преобразованию не подлежало.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит судебные акты, принятые по делу, оставить без изменения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Налоговая инспекция просит рассмотреть дело без участия ее представителя.
Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы, возражений относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена камеральная проверка авансового расчета по налогу на имущество за 9 месяцев 2004 года, в котором заявлена льгота в виде освобождения от уплаты данного налога.
По результатам камеральной проверки данного расчета инспекцией принято решение N 530 от 16.12.2004, согласно которому учреждению предложено уплатить 4800 рублей авансового платежа по налогу на имущество организаций и 80 рублей 64 копеек пени за его несвоевременную уплату.
Арбитражный суд, признавая недействительным названное решение, правомерно исходил из системного толкования положений нормативных правовых актов, регламентирующих содержание и организацию деятельности учреждения, а также его положение в системе органов государственной власти. Суд пришел к правильному выводу о том, что учреждение является органом исполнительной власти Красноярского края, поэтому в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 статьи 2 Закона Красноярского края от 25.11.2003 N 8-1565 "О налоге на имущество организаций" освобождается от уплаты налога на имущество.
Правовой основой деятельности учреждения является Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Пункт 1 статьи 9 названного Федерального закона предусматривает создание специального государственного органа - учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Согласно пункту 2 указанной статьи порядок создания и структура учреждений юстиции по регистрации прав, а также принципы их размещения определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 02.08.1999 N 954, функциями уполномоченного органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним наделено Министерство юстиции Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 Примерного положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 288 от 06.03.1998, учреждение юстиции создается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Учреждение юстиции является государственным органом, обеспечивающим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа, созданного субъектом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, в том числе и в субъектах Российской Федерации, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно части 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъекте Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Учреждение было образовано постановлением администрации Красноярского края от 14.09.1998 N 512-п "О создании государственного учреждения юстиции "Регистрационная палата по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края".
Кроме того, имущество учреждения в спорном периоде являлось собственностью Красноярского края (Учреждение юстиции передано в федеральную собственность постановлением Совета администрации края N 319-п от 29.12.2004). Согласно пункту 20 Положения об Учреждении юстиции, утвержденного вышеназванным постановлением администрации Красноярского края, финансирование Учреждения юстиции осуществляется в том числе за счет средств краевого бюджета.
При этом из положений пункта 1 статьи 2, пунктов 1, 2, 3 и 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ следует, что Учреждение юстиции по регистрации прав является государственным органом, осуществляющим на основании и во исполнение закона от имени и поручению государства государственно-властную деятельность исполнительно-распорядительного характера в сфере исполнительной власти на уровне субъекта Российской Федерации.
Судебными инстанции дана правильная оценка доводу налоговой инспекции о том, что в соответствии с пунктом 2 постановления администрации Красноярского края от 14.09.1998 N 512-п "О создании государственного учреждения юстиции "Регистрационная палата по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края" и пунктом 2 Положения об Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края, утвержденного данным постановлением, учреждение является государственным органом в системе Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Вывод о том, что данные органы образуют единую систему исполнительной власти, также подтверждают положения статей 9 - 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, пункты 2, 7, 13 - 15, 19, 20 Примерного положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 288.
Судебные инстанции правильно отклонили довод налогового органа о том, что Указом губернатора Красноярского края от 29 декабря 2001 года N 2-уг "О реорганизации системы органов исполнительной власти края и формировании Совета администрации края - высшего исполнительного органа государственной власти края" учреждение не включено в систему органов исполнительной власти Красноярского края.

Таким образом, соответствует требованиям законности вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в первом квартале 2004 года учреждение по своему положению в системе органов государственной власти, основанному на конституционных принципах федеративного устройства, в частности единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, являлось органом исполнительной власти Красноярского края и правомерно воспользовалось льготой по налогу на имущество организаций в указанном отчетном периоде.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 15 июня 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-32720/04-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.Н.ПАРСКАЯ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)