Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 июня 2004 г. Дело N А68-155/АП-02
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы на Решение от 05.01.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-155/АП-02,
Открытое акционерное общество "Октава" (далее по тексту - ОАО "Октава") обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным Постановления Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы от 28.06.2002 N 222.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.01.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Центральному району г. Тулы просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Центральному району г. Тулы проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 2001 г., представленной ОАО "Октава", по результатам которой инспекцией составлен акт от 28.06.2002 N 222 и принято Постановление от 28.06.2002 N 222, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 656921 руб., дополнительные платежи по налогу на прибыль - 41057 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 131384 руб.
Основанием для доначисления указанных сумм явилось необоснованное, по мнению налогового органа, применение предприятием в 2001 г. льготы по налогу на прибыль, установленной п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Не согласившись с постановлением Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы, ОАО "Октава" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, оценивая позиции сторон.
Согласно п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Исходя из данной правовой нормы, при решении вопроса об источниках покрытия убытков прошлых лет предприятия и организации в первую очередь должны использовать на эти цели средства резервного фонда и других аналогичных по назначению фондов. В том случае, когда средств таких фондов будет недостаточно либо на предприятии резервный (другие аналогичные фонды) не формируются, на эти цели может быть использована прибыль, полученная в текущем году.
При этом п. 7 ст. 6 вышеназванного Закона предусмотрено, что налоговые льготы, установленные п. п. 1 (за исключением пп. "г", "д" и "е") и 5 данной статьи, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50%.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не опровергнуто налоговым органом, обществом выполнены все условия для использования льготы, установленной п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Инспекция полагает, что обязательным условием для предоставления этой льготы является полное использование налогоплательщиком на покрытие убытков прошлых лет средств резервного фонда, создание которого для ОАО "Октава" в силу Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.95 N 208-ФЗ обязательно. Учитывая, что резервный фонд на предприятии не создавался, оно не имело право на льготу по налогу на прибыль.
Суд правомерно признал этот довод налогового органа несостоятельным, поскольку из вышеуказанных положений Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не следует, что отсутствие резервного и иных фондов, а равно их неформирование в спорный период, которые могут быть использованы для покрытия убытков, может служить основанием для отказа в предоставлении указанной льготы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции при разрешении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение от 05.01.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-155/АП-02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 16 июня 2004 г. Дело N А68-155/АП-02
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы на Решение от 05.01.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-155/АП-02,
Открытое акционерное общество "Октава" (далее по тексту - ОАО "Октава") обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным Постановления Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы от 28.06.2002 N 222.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.01.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Центральному району г. Тулы просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Центральному району г. Тулы проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 2001 г., представленной ОАО "Октава", по результатам которой инспекцией составлен акт от 28.06.2002 N 222 и принято Постановление от 28.06.2002 N 222, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 656921 руб., дополнительные платежи по налогу на прибыль - 41057 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 131384 руб.
Основанием для доначисления указанных сумм явилось необоснованное, по мнению налогового органа, применение предприятием в 2001 г. льготы по налогу на прибыль, установленной п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Не согласившись с постановлением Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы, ОАО "Октава" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, оценивая позиции сторон.
Согласно п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Исходя из данной правовой нормы, при решении вопроса об источниках покрытия убытков прошлых лет предприятия и организации в первую очередь должны использовать на эти цели средства резервного фонда и других аналогичных по назначению фондов. В том случае, когда средств таких фондов будет недостаточно либо на предприятии резервный (другие аналогичные фонды) не формируются, на эти цели может быть использована прибыль, полученная в текущем году.
При этом п. 7 ст. 6 вышеназванного Закона предусмотрено, что налоговые льготы, установленные п. п. 1 (за исключением пп. "г", "д" и "е") и 5 данной статьи, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50%.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не опровергнуто налоговым органом, обществом выполнены все условия для использования льготы, установленной п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Инспекция полагает, что обязательным условием для предоставления этой льготы является полное использование налогоплательщиком на покрытие убытков прошлых лет средств резервного фонда, создание которого для ОАО "Октава" в силу Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.95 N 208-ФЗ обязательно. Учитывая, что резервный фонд на предприятии не создавался, оно не имело право на льготу по налогу на прибыль.
Суд правомерно признал этот довод налогового органа несостоятельным, поскольку из вышеуказанных положений Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не следует, что отсутствие резервного и иных фондов, а равно их неформирование в спорный период, которые могут быть использованы для покрытия убытков, может служить основанием для отказа в предоставлении указанной льготы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции при разрешении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение от 05.01.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-155/АП-02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2004 N А68-155/АП-02
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 16 июня 2004 г. Дело N А68-155/АП-02
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы на Решение от 05.01.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-155/АП-02,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Октава" (далее по тексту - ОАО "Октава") обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным Постановления Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы от 28.06.2002 N 222.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.01.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Центральному району г. Тулы просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Центральному району г. Тулы проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 2001 г., представленной ОАО "Октава", по результатам которой инспекцией составлен акт от 28.06.2002 N 222 и принято Постановление от 28.06.2002 N 222, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 656921 руб., дополнительные платежи по налогу на прибыль - 41057 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 131384 руб.
Основанием для доначисления указанных сумм явилось необоснованное, по мнению налогового органа, применение предприятием в 2001 г. льготы по налогу на прибыль, установленной п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Не согласившись с постановлением Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы, ОАО "Октава" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, оценивая позиции сторон.
Согласно п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Исходя из данной правовой нормы, при решении вопроса об источниках покрытия убытков прошлых лет предприятия и организации в первую очередь должны использовать на эти цели средства резервного фонда и других аналогичных по назначению фондов. В том случае, когда средств таких фондов будет недостаточно либо на предприятии резервный (другие аналогичные фонды) не формируются, на эти цели может быть использована прибыль, полученная в текущем году.
При этом п. 7 ст. 6 вышеназванного Закона предусмотрено, что налоговые льготы, установленные п. п. 1 (за исключением пп. "г", "д" и "е") и 5 данной статьи, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50%.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не опровергнуто налоговым органом, обществом выполнены все условия для использования льготы, установленной п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Инспекция полагает, что обязательным условием для предоставления этой льготы является полное использование налогоплательщиком на покрытие убытков прошлых лет средств резервного фонда, создание которого для ОАО "Октава" в силу Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.95 N 208-ФЗ обязательно. Учитывая, что резервный фонд на предприятии не создавался, оно не имело право на льготу по налогу на прибыль.
Суд правомерно признал этот довод налогового органа несостоятельным, поскольку из вышеуказанных положений Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не следует, что отсутствие резервного и иных фондов, а равно их неформирование в спорный период, которые могут быть использованы для покрытия убытков, может служить основанием для отказа в предоставлении указанной льготы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции при разрешении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.01.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-155/АП-02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 16 июня 2004 г. Дело N А68-155/АП-02
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы на Решение от 05.01.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-155/АП-02,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Октава" (далее по тексту - ОАО "Октава") обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным Постановления Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы от 28.06.2002 N 222.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.01.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Центральному району г. Тулы просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Центральному району г. Тулы проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 2001 г., представленной ОАО "Октава", по результатам которой инспекцией составлен акт от 28.06.2002 N 222 и принято Постановление от 28.06.2002 N 222, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 656921 руб., дополнительные платежи по налогу на прибыль - 41057 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 131384 руб.
Основанием для доначисления указанных сумм явилось необоснованное, по мнению налогового органа, применение предприятием в 2001 г. льготы по налогу на прибыль, установленной п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Не согласившись с постановлением Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы, ОАО "Октава" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, оценивая позиции сторон.
Согласно п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Исходя из данной правовой нормы, при решении вопроса об источниках покрытия убытков прошлых лет предприятия и организации в первую очередь должны использовать на эти цели средства резервного фонда и других аналогичных по назначению фондов. В том случае, когда средств таких фондов будет недостаточно либо на предприятии резервный (другие аналогичные фонды) не формируются, на эти цели может быть использована прибыль, полученная в текущем году.
При этом п. 7 ст. 6 вышеназванного Закона предусмотрено, что налоговые льготы, установленные п. п. 1 (за исключением пп. "г", "д" и "е") и 5 данной статьи, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50%.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не опровергнуто налоговым органом, обществом выполнены все условия для использования льготы, установленной п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Инспекция полагает, что обязательным условием для предоставления этой льготы является полное использование налогоплательщиком на покрытие убытков прошлых лет средств резервного фонда, создание которого для ОАО "Октава" в силу Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.95 N 208-ФЗ обязательно. Учитывая, что резервный фонд на предприятии не создавался, оно не имело право на льготу по налогу на прибыль.
Суд правомерно признал этот довод налогового органа несостоятельным, поскольку из вышеуказанных положений Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не следует, что отсутствие резервного и иных фондов, а равно их неформирование в спорный период, которые могут быть использованы для покрытия убытков, может служить основанием для отказа в предоставлении указанной льготы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции при разрешении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.01.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-155/АП-02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)