Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 сентября 2007 года Дело N Ф08-5810/2007-2176А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Отраднаярайгаз" и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Отрадненскому району, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и заявивших о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Отрадненскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2007 по делу N А32-183/2007-51/15, установил следующее.
ОАО "Отраднаярайгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Отрадненскому району (далее - налоговая инспекция; налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 26.09.2006 N 06-01-19/86 в части пункта 3 - 22730 рублей 40 копеек штрафа по налогу на имущество, подпункта "б" пункта 2.1 - 113652 рублей налога на имущество организаций, подпункта "б" пункта 2.1 - 31200 рублей налога на прибыль за 2005 год, подпункта "в" пункта 2.1 - 15497 рублей 92 копеек пени по налогу на имущество организаций, в части непринятия затрат общества в сумме 130 тыс. рублей (пункт 2.1 подпункт "в").
Общество уточнило требования и просило о признании недействительным решения налоговой инспекции от 26.09.2006 N 06-01-19/86 в части пункта 3 - 22730 рублей 40 копеек штрафа по налогу на имущество, подпункта "б" пункта 2.1 - 113652 рублей налога на имущество организаций, подпункта "б" пункта 2.1. - 31200 рублей налога на прибыль за 2005 год, подпункта "в" пункта 2.1 - 16390 рублей 31 копейки пени по налогу на имущество организаций, от остальной части требований общество заявило отказ (т. 2, л.д. 1). Ходатайство об уточнении требований и об отказе от части требований суд не рассмотрел.
Решением от 01.06.2007 суд признал недействительным решение налогового органа от 26.09.2006 N 06-01-19/86 в части пункта 3 - 22730 рублей 40 копеек штрафа по налогу на имущество, подпункта "б" пункта 2.1 - 113652 рублей налога на имущество организаций, подпункта "б" пункта 2.1 - 31200 рублей налога на прибыль за 2005 год, подпункта "в" пункта 2.1 - 15497 рублей 92 копеек пени по налогу на имущество организаций.
Однако суд оставил без разрешения требования о признании недействительным решения налогового органа от 26.09.2006 N 06-01-19/86 в части непринятия затрат общества в сумме 130 тыс. рублей (пункт 2.1 подпункт "в") и 892 рублей 08 копеек пени по налогу на имущество.
В части рассмотренных требований судебный акт мотивирован тем, что "обводной газопровод высокого давления через р. Уруп на п. Урупский, лит. Г, L = 3800 м" не относится к основным средствам общества, а принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю, в связи с чем не может облагаться налогом на имущество. В части налога на прибыль суд указал, что общество документально подтвердило фактическое несение затрат на оказанные юридические услуги ООО "Юрист плюс".
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.06.2007 и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы налоговый орган указывает на то, что отсутствие государственной регистрации прав на недвижимое имущество не лишает возможности общество оприходовать в бухгалтерском учете основные средства (обводной газопровод). Расходы по оплате юридических услуг, оказанные ООО "Юрист плюс", не отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения, ссылаясь на правильное применение судом норм материального и процессуального права.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебного акта, считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 30.06.2006 и составила акт от 01.09.2006 N 06-01-19-84.
По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение от 26.09.2006 N 06-01-19/86, которым привлекла общество к налоговой ответственности, в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 24173 рублей штрафа за неуплату налога на имущество, и предложила ему уплатить в том числе 120865 рублей налога на имущество организаций, 17391 рубль 90 копеек пени по налогу на имущество, 206583 рублей 72 копейки налога на прибыль за 2005 год.
Общество, считая решение налогового органа незаконным, обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
В части разрешения спора по налогу на имущество суд принял решение по неполно исследованным обстоятельствам дела без совокупной оценки всех доказательств и доводов лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела следует, что в сентябре 2001 года руководителем общества подписан акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта "обводного газопровода высокого давления через р. Уруп на п. Урупский, лит. Г, L = 3800 м". Заказчиком выступало ОАО "Отраднаярайгаз". Договором "О взаимоотношениях ОАО "Краснодаркрайгаз" и ОАО "Отраднаярайгаз" при капитальном строительстве объектов газового хозяйства за счет бюджетных средств" от 30.03.2001 определено, что вид собственности построенного объекта за счет бюджетных средств общество определяет на стадии ввода в его эксплуатацию и оформляет в установленном порядке (пункт 3.3). Строительство объекта производилось за счет бюджетных средств.
Суд не исследовал, кому выделялись бюджетные средства, не определил правовую природу договора и взаимоотношений между обществом и ОАО "Краснодаркрайгаз". В пункте 5.3 договора имеется условие о возврате денежных средств обществом, если оно их использует не по целевому назначению. Указанные обстоятельства подлежат исследованию при новом рассмотрении дела.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Таким образом, недвижимое имущество российских организаций является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. При этом критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Из пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета основных средств организаций определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации к основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
В соответствии с пунктами 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, пунктами 2, 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: использования в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. При этом к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Порядок отражения принятого имущества в бухгалтерском учете организации предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Согласно названному Плану счетов счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости. Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).
Принимая обжалуемое решение, суд не установил, отвечает ли спорный объект установленным вышеприведенным нормативным правовым актам, требованиям к основным средствам и подлежит ли объект отражению на счете 01 "Основные средства", а не на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" бухгалтерского учета общества, а его остаточная стоимость - включению в налоговую базу для целей исчисления налога на имущество организаций.
При этом отсутствие государственной регистрации прав на недвижимое имущество не лишает возможности организации отразить такое имущество в бухгалтерском учете в качестве основных средств.
В материалах дела отсутствуют бухгалтерские документы общества за спорные периоды. Они подлежат непосредственному исследованию судом при рассмотрении спора и оценке в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Делая вывод о том, что обводной газопровод не относится к основным средствам общества, суд сослался на распоряжение главы администрации Краснодарского края от 08.09.2006 N 818-р, подтверждающее право собственности Краснодарского края на недвижимое имущество в Отрадненском районе, в том числе на "обводной газопровод высокого давления через р. Уруп на п. Урупский, лит. Г, L = 3800 м". Однако суд не учел тот факт, что распоряжение датировано 08.09.2006, тогда как акт проверки составлен налоговым органом 01.09.2006. Пункт 5 распоряжения гласит, что право собственности муниципальных образований Краснодарского края на имущество, указанное в приложении N 1 к данному распоряжению, возникает с момента подписания актов приема-передачи имущества, а налоговая инспекция проверяла период с 01.10.2004 по 31.03.2006, т.е. до издания распоряжения.
Указанные обстоятельства надлежит исследовать суду при новом рассмотрении дела.
Таким образом, судом не были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, потому судебный акт нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, является основанием к отмене судебного акта.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из толкования перечисленных норм следует, что обязанность по подтверждению правомерности уменьшения доходов на расходы возложена на налогоплательщика.
Признавая незаконным обжалуемое решение налогового органа, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что расходы на оплату юридических услуг, оказанных ООО "Юрист плюс", являются разумными, экономически оправданными и документально подтвержденными.
Вместе с тем, суд не определил предмет спора. Ходатайство об уточнении требований, в том числе отказ общества от части требований, суд не рассмотрел, не проверил полномочия лица, заявившего отказ от части требований, и не вынес соответствующего процессуального акта (т. 2, л.д. 1). Тем самым суд нарушил положения статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо определить предмет спора, установить все фактические обстоятельства по делу, в соответствии со статьями 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценить документальные доказательства в совокупности и результаты оценки отразить в судебном акте, правильно применить нормы права и с учетом указаний суда кассационной инстанции принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2007 по делу N А32-183/2007-51/15 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 05.09.2007 N Ф08-5810/2007-2176А ПО ДЕЛУ N А32-183/2007-51/15
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 5 сентября 2007 года Дело N Ф08-5810/2007-2176А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Отраднаярайгаз" и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Отрадненскому району, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и заявивших о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Отрадненскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2007 по делу N А32-183/2007-51/15, установил следующее.
ОАО "Отраднаярайгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Отрадненскому району (далее - налоговая инспекция; налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 26.09.2006 N 06-01-19/86 в части пункта 3 - 22730 рублей 40 копеек штрафа по налогу на имущество, подпункта "б" пункта 2.1 - 113652 рублей налога на имущество организаций, подпункта "б" пункта 2.1 - 31200 рублей налога на прибыль за 2005 год, подпункта "в" пункта 2.1 - 15497 рублей 92 копеек пени по налогу на имущество организаций, в части непринятия затрат общества в сумме 130 тыс. рублей (пункт 2.1 подпункт "в").
Общество уточнило требования и просило о признании недействительным решения налоговой инспекции от 26.09.2006 N 06-01-19/86 в части пункта 3 - 22730 рублей 40 копеек штрафа по налогу на имущество, подпункта "б" пункта 2.1 - 113652 рублей налога на имущество организаций, подпункта "б" пункта 2.1. - 31200 рублей налога на прибыль за 2005 год, подпункта "в" пункта 2.1 - 16390 рублей 31 копейки пени по налогу на имущество организаций, от остальной части требований общество заявило отказ (т. 2, л.д. 1). Ходатайство об уточнении требований и об отказе от части требований суд не рассмотрел.
Решением от 01.06.2007 суд признал недействительным решение налогового органа от 26.09.2006 N 06-01-19/86 в части пункта 3 - 22730 рублей 40 копеек штрафа по налогу на имущество, подпункта "б" пункта 2.1 - 113652 рублей налога на имущество организаций, подпункта "б" пункта 2.1 - 31200 рублей налога на прибыль за 2005 год, подпункта "в" пункта 2.1 - 15497 рублей 92 копеек пени по налогу на имущество организаций.
Однако суд оставил без разрешения требования о признании недействительным решения налогового органа от 26.09.2006 N 06-01-19/86 в части непринятия затрат общества в сумме 130 тыс. рублей (пункт 2.1 подпункт "в") и 892 рублей 08 копеек пени по налогу на имущество.
В части рассмотренных требований судебный акт мотивирован тем, что "обводной газопровод высокого давления через р. Уруп на п. Урупский, лит. Г, L = 3800 м" не относится к основным средствам общества, а принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю, в связи с чем не может облагаться налогом на имущество. В части налога на прибыль суд указал, что общество документально подтвердило фактическое несение затрат на оказанные юридические услуги ООО "Юрист плюс".
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.06.2007 и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы налоговый орган указывает на то, что отсутствие государственной регистрации прав на недвижимое имущество не лишает возможности общество оприходовать в бухгалтерском учете основные средства (обводной газопровод). Расходы по оплате юридических услуг, оказанные ООО "Юрист плюс", не отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения, ссылаясь на правильное применение судом норм материального и процессуального права.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебного акта, считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 30.06.2006 и составила акт от 01.09.2006 N 06-01-19-84.
По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение от 26.09.2006 N 06-01-19/86, которым привлекла общество к налоговой ответственности, в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 24173 рублей штрафа за неуплату налога на имущество, и предложила ему уплатить в том числе 120865 рублей налога на имущество организаций, 17391 рубль 90 копеек пени по налогу на имущество, 206583 рублей 72 копейки налога на прибыль за 2005 год.
Общество, считая решение налогового органа незаконным, обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
В части разрешения спора по налогу на имущество суд принял решение по неполно исследованным обстоятельствам дела без совокупной оценки всех доказательств и доводов лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела следует, что в сентябре 2001 года руководителем общества подписан акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта "обводного газопровода высокого давления через р. Уруп на п. Урупский, лит. Г, L = 3800 м". Заказчиком выступало ОАО "Отраднаярайгаз". Договором "О взаимоотношениях ОАО "Краснодаркрайгаз" и ОАО "Отраднаярайгаз" при капитальном строительстве объектов газового хозяйства за счет бюджетных средств" от 30.03.2001 определено, что вид собственности построенного объекта за счет бюджетных средств общество определяет на стадии ввода в его эксплуатацию и оформляет в установленном порядке (пункт 3.3). Строительство объекта производилось за счет бюджетных средств.
Суд не исследовал, кому выделялись бюджетные средства, не определил правовую природу договора и взаимоотношений между обществом и ОАО "Краснодаркрайгаз". В пункте 5.3 договора имеется условие о возврате денежных средств обществом, если оно их использует не по целевому назначению. Указанные обстоятельства подлежат исследованию при новом рассмотрении дела.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Таким образом, недвижимое имущество российских организаций является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. При этом критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Из пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета основных средств организаций определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации к основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
В соответствии с пунктами 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, пунктами 2, 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: использования в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. При этом к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Порядок отражения принятого имущества в бухгалтерском учете организации предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Согласно названному Плану счетов счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости. Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).
Принимая обжалуемое решение, суд не установил, отвечает ли спорный объект установленным вышеприведенным нормативным правовым актам, требованиям к основным средствам и подлежит ли объект отражению на счете 01 "Основные средства", а не на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" бухгалтерского учета общества, а его остаточная стоимость - включению в налоговую базу для целей исчисления налога на имущество организаций.
При этом отсутствие государственной регистрации прав на недвижимое имущество не лишает возможности организации отразить такое имущество в бухгалтерском учете в качестве основных средств.
В материалах дела отсутствуют бухгалтерские документы общества за спорные периоды. Они подлежат непосредственному исследованию судом при рассмотрении спора и оценке в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Делая вывод о том, что обводной газопровод не относится к основным средствам общества, суд сослался на распоряжение главы администрации Краснодарского края от 08.09.2006 N 818-р, подтверждающее право собственности Краснодарского края на недвижимое имущество в Отрадненском районе, в том числе на "обводной газопровод высокого давления через р. Уруп на п. Урупский, лит. Г, L = 3800 м". Однако суд не учел тот факт, что распоряжение датировано 08.09.2006, тогда как акт проверки составлен налоговым органом 01.09.2006. Пункт 5 распоряжения гласит, что право собственности муниципальных образований Краснодарского края на имущество, указанное в приложении N 1 к данному распоряжению, возникает с момента подписания актов приема-передачи имущества, а налоговая инспекция проверяла период с 01.10.2004 по 31.03.2006, т.е. до издания распоряжения.
Указанные обстоятельства надлежит исследовать суду при новом рассмотрении дела.
Таким образом, судом не были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, потому судебный акт нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, является основанием к отмене судебного акта.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из толкования перечисленных норм следует, что обязанность по подтверждению правомерности уменьшения доходов на расходы возложена на налогоплательщика.
Признавая незаконным обжалуемое решение налогового органа, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что расходы на оплату юридических услуг, оказанных ООО "Юрист плюс", являются разумными, экономически оправданными и документально подтвержденными.
Вместе с тем, суд не определил предмет спора. Ходатайство об уточнении требований, в том числе отказ общества от части требований, суд не рассмотрел, не проверил полномочия лица, заявившего отказ от части требований, и не вынес соответствующего процессуального акта (т. 2, л.д. 1). Тем самым суд нарушил положения статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо определить предмет спора, установить все фактические обстоятельства по делу, в соответствии со статьями 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценить документальные доказательства в совокупности и результаты оценки отразить в судебном акте, правильно применить нормы права и с учетом указаний суда кассационной инстанции принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2007 по делу N А32-183/2007-51/15 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)