Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 июня 2004 года Дело N А05-14633/03-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Троицкой Н.В., рассмотрев 15.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.01.04 по делу N А05-14633/03-9 (судья Меньшикова И.А.),
Открытое акционерное общество "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция), выразившегося в неосуществлении зачета 15641 руб. земельного налога, излишне уплаченного за 2001 год, и об обязании налогового органа зачесть названную сумму в счет предстоящих платежей.
Решением суда от 30.01.04 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на нарушение судом норм материального права - статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю"), пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах"). Податель жалобы считает, что суд неправильно определил средние ставки земельного налога с учетом поправочных коэффициентов, предусмотренных законами о федеральном бюджете на соответствующий год. По мнению налогового органа, такие коэффициенты следует рассматривать в качестве составляющей налоговой ставки как элемента налогообложения, которая ежегодно увеличивает ставку земельного налога, исчисленную с учетом ранее установленных коэффициентов.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда от 30.01.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Общество 03.12.03 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2001 год, где заявило к уплате 15640 руб. вместо 31281 руб. налога, перечисленных в бюджет по первоначально поданной декларации. Письмом от 02.12.03 N 04-208 налогоплательщик просил зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет авансовых платежей по налогу на прибыль.
Налоговый орган зачета не произвел, о вынесенном решении Общество не проинформировал.
Налогоплательщик не согласился с бездействием Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что Общество, применив к утвержденным Решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" ставкам земельного налога только повышающий коэффициент 1.2, установленный Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (далее - Закон N 227-ФЗ), правильно исчислило названный налог за 2001 год.
Кассационная инстанция считает вывод суда ошибочным.
В соответствии со статьей 21 Закона "Об основах" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
До 1999 года в городе Архангельске действовали ставки, установленные Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" утверждены схема ценового зонирования муниципального образования "Город Архангельск", границы ценовых зон селитебных земель и земель, занятых промышленными предприятиями, а также коэффициенты дифференциации средних ставок земельного налога и базовые ставки земельного налога. Ставки налога введены в действие с 01.01.99.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Формулировка приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, увеличенную на поправочные коэффициенты налоговых периодов и коэффициенты, определенные законами о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются.
Такая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03, решении Верховного суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422, а также в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О.
Следовательно, Общество неправомерно исходило из того, что к ставкам земельного налога применяется только поправочный коэффициент года, за который этот налог уплачивается.
Кроме того, в письме от 02.12.03 налогоплательщик просил зачесть излишне уплаченный земельный налог в счет авансовых платежей по налогу на прибыль. Между тем налог на прибыль перечисляется в разные бюджеты, а в соответствии с пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации такой зачет возможен при условии направления излишне уплаченной суммы в тот же бюджет. В настоящем деле Общество заявило требование о зачете переплаты по земельному налогу в счет предстоящих налоговых платежей, однако не указало вид и сумму налога (налогов), а также уровень бюджета, куда должны быть направлены излишне уплаченные суммы. Суд предмет требований заявителя не уточнил, сумму земельного налога, заявленную к зачету, не проверил.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное выше, проверить предложить Обществу уточнить требования в части обязания налогового органа зачесть сумму излишне уплаченного земельного налога, а также проверить правильность исчисления земельного налога (в том числе количество поправочных коэффициентов).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.01.04 по делу N А05-14633/03-9 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.06.2004 N А05-14633/03-9
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2004 года Дело N А05-14633/03-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Троицкой Н.В., рассмотрев 15.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.01.04 по делу N А05-14633/03-9 (судья Меньшикова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция), выразившегося в неосуществлении зачета 15641 руб. земельного налога, излишне уплаченного за 2001 год, и об обязании налогового органа зачесть названную сумму в счет предстоящих платежей.
Решением суда от 30.01.04 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на нарушение судом норм материального права - статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю"), пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах"). Податель жалобы считает, что суд неправильно определил средние ставки земельного налога с учетом поправочных коэффициентов, предусмотренных законами о федеральном бюджете на соответствующий год. По мнению налогового органа, такие коэффициенты следует рассматривать в качестве составляющей налоговой ставки как элемента налогообложения, которая ежегодно увеличивает ставку земельного налога, исчисленную с учетом ранее установленных коэффициентов.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда от 30.01.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Общество 03.12.03 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2001 год, где заявило к уплате 15640 руб. вместо 31281 руб. налога, перечисленных в бюджет по первоначально поданной декларации. Письмом от 02.12.03 N 04-208 налогоплательщик просил зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет авансовых платежей по налогу на прибыль.
Налоговый орган зачета не произвел, о вынесенном решении Общество не проинформировал.
Налогоплательщик не согласился с бездействием Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что Общество, применив к утвержденным Решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" ставкам земельного налога только повышающий коэффициент 1.2, установленный Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (далее - Закон N 227-ФЗ), правильно исчислило названный налог за 2001 год.
Кассационная инстанция считает вывод суда ошибочным.
В соответствии со статьей 21 Закона "Об основах" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
До 1999 года в городе Архангельске действовали ставки, установленные Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" утверждены схема ценового зонирования муниципального образования "Город Архангельск", границы ценовых зон селитебных земель и земель, занятых промышленными предприятиями, а также коэффициенты дифференциации средних ставок земельного налога и базовые ставки земельного налога. Ставки налога введены в действие с 01.01.99.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Формулировка приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, увеличенную на поправочные коэффициенты налоговых периодов и коэффициенты, определенные законами о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются.
Такая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03, решении Верховного суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422, а также в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О.
Следовательно, Общество неправомерно исходило из того, что к ставкам земельного налога применяется только поправочный коэффициент года, за который этот налог уплачивается.
Кроме того, в письме от 02.12.03 налогоплательщик просил зачесть излишне уплаченный земельный налог в счет авансовых платежей по налогу на прибыль. Между тем налог на прибыль перечисляется в разные бюджеты, а в соответствии с пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации такой зачет возможен при условии направления излишне уплаченной суммы в тот же бюджет. В настоящем деле Общество заявило требование о зачете переплаты по земельному налогу в счет предстоящих налоговых платежей, однако не указало вид и сумму налога (налогов), а также уровень бюджета, куда должны быть направлены излишне уплаченные суммы. Суд предмет требований заявителя не уточнил, сумму земельного налога, заявленную к зачету, не проверил.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное выше, проверить предложить Обществу уточнить требования в части обязания налогового органа зачесть сумму излишне уплаченного земельного налога, а также проверить правильность исчисления земельного налога (в том числе количество поправочных коэффициентов).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.01.04 по делу N А05-14633/03-9 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)