Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009,
по делу N А55-1834/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тольяттикаучук", к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара, при участии третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области о признании незаконными действий,
общество с ограниченной ответственностью "Тольяттикаучук" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятых судом) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган) по излишнему взысканию налога в размере 3 756 959,44 руб. и пени в сумме 1 493,28 руб., выразившихся в проведении зачета излишней переплаты налога и пени в счет погашения недоимки и пени в размере 3 758 452,72 руб., а также о возложении на налоговый орган обязанности возвратить излишне взысканную сумму налога на прибыль, зачисляемого в Федеральный бюджет в части налога в размере 3 756 959,44 руб., в части пени в размере 1 493,28 руб., а всего в сумме 3 758 452,72 руб. на расчетный счет заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2009 года заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия по взысканию налога в размере 3 756 959,44 руб. и пени в размере 1 493,28 руб., выразившиеся в проведении зачета переплаты налога и пени в счет погашения недоимки по пени в размере 3 758 454,72 руб., как несоответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области возложена обязанность осуществить возврат на расчетный счет заявителя излишне взысканного налога в размере 3 756 959,44 руб. и пени в размере 1 493,28 руб., а всего в сумме 3 758 454,72 руб. за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 08.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 25.11.2008 заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 11 537 790,23 руб., а также возврате излишне уплаченных пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 1 493,28 руб.
Рассмотрев указанное заявление налоговый орган произвел возврат заявителю излишне уплаченного налога на прибыль в размере 7 780 830,79 руб.
Оставшуюся сумму переплаты по налогу на прибыль в размере 3 756 959,44 руб., а также сумму излишне уплаченных пеней по налогу на прибыль в размере 1 493,28 руб. налоговый орган взыскал с заявителя путем зачета в счет погашения задолженности по пеням по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС, по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС, о чем вынесены соответственно решения от 09.12.2008 N 271, 272, 273.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Порядок взыскания налога и пеней в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок установлен статьями 46, 47 НК РФ.
Согласно статьи 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах банка.
На основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Кодекса, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Как правильно установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, налоговым органом произведено взыскание налога и пени в общей сумме 3 758 452,72 руб. в счет погашения задолженности по пеням, образовавшейся за период с 2004 года по декабрь 2005 года.
Эти обстоятельства подтверждаются представленными таблицами и не опровергнуты налоговым органом.
Таким образом, возможность принудительного взыскания данной задолженности с учетом положений статей 46, 47, 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) была утрачена в 2006 году. После чего налоговый орган не вправе был принудительно взыскивать задолженность по пени, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченных налогоплательщиком налогов, пеней.
Зачет суммы налога на прибыль в размере 3 756 959,44 руб., а также суммы пеней по налогу на прибыль в размере 1 493,28 руб. в счет погашения задолженности по пеням по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъекта Российской Федерации, задолженности по пеням по ЕСН в ТФОМС и единого социального налога в ФСС в данном случае следует расценивать как принудительное взыскание налоговым органом задолженности, что противоречит названным положениям НК РФ.
Этот вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07, от 20.01.2009 N 10707/08.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней (пункт 9).
В силу положений пункта 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Из содержания указанной нормы следует, что право на возврат неправильно и излишне взысканных сумм налоговых платежей или пени может быть реализовано двумя альтернативными способами: путем подачи заявления в налоговый орган, либо непосредственно в суд.
При этом подача заявления в налоговый орган в данном случае не является обязательной досудебной процедурой.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования заявителя.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы, изложенные в кассационной жалобе, поскольку они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А55-1834/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.09.2009 ПО ДЕЛУ N А55-1834/2009
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2009 г. по делу N А55-1834/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009,
по делу N А55-1834/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тольяттикаучук", к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара, при участии третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области о признании незаконными действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тольяттикаучук" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятых судом) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган) по излишнему взысканию налога в размере 3 756 959,44 руб. и пени в сумме 1 493,28 руб., выразившихся в проведении зачета излишней переплаты налога и пени в счет погашения недоимки и пени в размере 3 758 452,72 руб., а также о возложении на налоговый орган обязанности возвратить излишне взысканную сумму налога на прибыль, зачисляемого в Федеральный бюджет в части налога в размере 3 756 959,44 руб., в части пени в размере 1 493,28 руб., а всего в сумме 3 758 452,72 руб. на расчетный счет заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2009 года заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия по взысканию налога в размере 3 756 959,44 руб. и пени в размере 1 493,28 руб., выразившиеся в проведении зачета переплаты налога и пени в счет погашения недоимки по пени в размере 3 758 454,72 руб., как несоответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области возложена обязанность осуществить возврат на расчетный счет заявителя излишне взысканного налога в размере 3 756 959,44 руб. и пени в размере 1 493,28 руб., а всего в сумме 3 758 454,72 руб. за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 08.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 25.11.2008 заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 11 537 790,23 руб., а также возврате излишне уплаченных пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 1 493,28 руб.
Рассмотрев указанное заявление налоговый орган произвел возврат заявителю излишне уплаченного налога на прибыль в размере 7 780 830,79 руб.
Оставшуюся сумму переплаты по налогу на прибыль в размере 3 756 959,44 руб., а также сумму излишне уплаченных пеней по налогу на прибыль в размере 1 493,28 руб. налоговый орган взыскал с заявителя путем зачета в счет погашения задолженности по пеням по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС, по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС, о чем вынесены соответственно решения от 09.12.2008 N 271, 272, 273.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Порядок взыскания налога и пеней в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок установлен статьями 46, 47 НК РФ.
Согласно статьи 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах банка.
На основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Кодекса, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Как правильно установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, налоговым органом произведено взыскание налога и пени в общей сумме 3 758 452,72 руб. в счет погашения задолженности по пеням, образовавшейся за период с 2004 года по декабрь 2005 года.
Эти обстоятельства подтверждаются представленными таблицами и не опровергнуты налоговым органом.
Таким образом, возможность принудительного взыскания данной задолженности с учетом положений статей 46, 47, 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) была утрачена в 2006 году. После чего налоговый орган не вправе был принудительно взыскивать задолженность по пени, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченных налогоплательщиком налогов, пеней.
Зачет суммы налога на прибыль в размере 3 756 959,44 руб., а также суммы пеней по налогу на прибыль в размере 1 493,28 руб. в счет погашения задолженности по пеням по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъекта Российской Федерации, задолженности по пеням по ЕСН в ТФОМС и единого социального налога в ФСС в данном случае следует расценивать как принудительное взыскание налоговым органом задолженности, что противоречит названным положениям НК РФ.
Этот вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07, от 20.01.2009 N 10707/08.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней (пункт 9).
В силу положений пункта 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Из содержания указанной нормы следует, что право на возврат неправильно и излишне взысканных сумм налоговых платежей или пени может быть реализовано двумя альтернативными способами: путем подачи заявления в налоговый орган, либо непосредственно в суд.
При этом подача заявления в налоговый орган в данном случае не является обязательной досудебной процедурой.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования заявителя.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы, изложенные в кассационной жалобе, поскольку они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А55-1834/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)