Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.12.2006, 12.12.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-13698/06

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


6 декабря 2006 г. Дело N А41-К2-13698/06


Резолютивная часть была объявлена 6 декабря 2006 г.
Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2006 г.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Р., протокол судебного заседания вела судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАСХО "Серп и Молот" к ИФНС России по г. Балашиха Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

ЗАСХО "Серп и Молот" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России по г. Балашиха Московской области от 26.06.2006 N 11-8686 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Дело рассматривается в соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица, уведомленного надлежащим образом.
Заслушав представителей заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд установил:
Заявитель состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Балашиха МО.
В соответствии со ст. 89 НК РФ в период с 10.01.2006 по 17.04.2006, сотрудником ИФНС России по г. Балашихе МО Ш. была проведена, проверка ЗАСХО "Серп и Молот" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2003 по 31.12.2004.
По итогам проверки был составлен Акт от 01.06.2006. Не согласившись с указанным Актом и руководствуясь ч. 5 ст. 100 НК РФ, ЗАСХО "Серп и Молот" 13.06.06 направило в налоговый орган Возражения по Акту в целях вынесения правомерного и обоснованного решения по результатам данной проверки.
26.06.06 по результатам рассмотрения Акта и Возражений по Акту Зам. Руководителя ИФНС по г. Балашихе МО - советником налоговой службы РФ III ранга Е. вынесено Решение N 11-8686 от 26.06.06 "О привлечении ЗАСХО "Серп и Молот" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Согласно этому Решению ЗАСХО "Серп и Молот" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налоговых обязательств (общая сумма штрафа составляет 1431756 рублей), в связи с тем, что ЗАСХО "Серп и Молот", перешедшее в 2004 г. на уплату единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН), по результатам хозяйственной деятельности за год потеряло право на применение специального режима налогообложения и в соответствии с п. 4 ст. 346.3 НК РФ должно было добровольно произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Заявителю также вменяется уплата неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов), в связи с перерасчетом налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения в сумме 7160579 рублей (налог на прибыль, НДС, налог на имущество. ЕСН и др.), пени за несвоевременную уплату указанных налогов (сборов) в сумме 1873847 рублей. Всего по Решению 10466182 рубля.
Заявитель не согласен с указанным Решением, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
Предприятие, в полном соответствии с требованиями гл. 26.1 НК РФ, что не оспаривается ни Актом, ни Решением, перешло на систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей с уплатой ЕСХН с 01.01.2004.
Как это и указано в разделе 1.5 Акта основными видами деятельности предприятия в 2004 году являлись свинооткорм, молочное животноводство, кормопроизводство.
В тот же период предприятием была реализована часть своих основных средств, до этого длительное время используемых в сельскохозяйственном производстве.
При этом полученные доходы были включены в налоговую базу по ЕСХН.
Согласно мнению налогового органа, изложенному в Акте и Решении, именно факт продажи части основных средств якобы повлек утрату предприятием права на применение системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей с уплатой ЕСХН.
В целях применения норм п. 4 ст. 346.3 НК РФ проверяющие включили доход, полученный предприятием от продажи основных средств в общий доход от реализации товаров (работ, услуг).
Согласно раздела 2.3 Акта, раздела 1 Решения (таблица N 1) доля продукции животноводства в общем доходе от реализации из-за этого составила 41,48%.
Согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ:
"Если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Указанные в настоящем пункте налогоплательщики не уплачивают пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам".
Однако ни в статье 346.2, дающей определение налогоплательщика ЕСХН, ни в статье 346.3 определяющей условия перехода на ЕСХН и возврата к общему режиму налогообложения не дано определение "общего дохода от реализации товаров (работ, услуг)" в целях определения удельной доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции. В п. 1 ст. 346.5 НК РФ лишь устанавливается, что для определения объекта налогообложения по ЕСХН доходы от реализации товаров, работ, услуг определяются на основании ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы на основании ст. 250 НК РФ.
Однако нет никаких ссылок на то, что в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) в целях определения доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции включаются и внереализационные доходы.
Пункт 1 ст. 346.5 НК РФ специально разделяет доходы от реализации товаров (работ, услуг) (т.е. те доходы, в общем объеме которых и рассчитывается удельная доля доходов от реализации сельхозпродукции) и внереализационные доходы.
Одновременно, п. 8 ст. 346.5 содержит прямое указание на то, что налогоплательщики ЕСХН обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений главы 26.1 НК РФ.
А согласно ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденному Приказом МФ РФ от 6 мая 1999 г. N 32н доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Что касается поступлений от продажи основных средств, они отнесены к операционным доходам и не учитываются при определении доходов от реализации товаров, работ, услуг.
Данная позиция подтверждается и положениями Приказа Минсельхоза России от 15.03.2004 N 175 "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому обеспечению исчисления единого сельскохозяйственного налога" (действовавших в 2004 году). Согласно Приложению 1 Методических рекомендаций "Структура доходов от реализации товаров (работ, услуг)" такие доходы как поступления от продажи основных средств (как и прочие операционные доходы) не учитываются в общем объеме дохода от реализации, применяемого при расчете доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции.
Согласно изменениям главы 26.1 внесенными Законом от 13 марта 2006 года N 39-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ", п. 4 ст. 346.3 дополнен порядком расчета доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции исключительно для целей определения оснований прекращения применения режима ЕСХН.
Ограничения по объему дохода от реализации, произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, включая продукцию: "...первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, определяются исходя из всех осуществляемых им видов деятельности".
А продажа, ранее использованных в основной деятельности основных средств, самостоятельным видом деятельности быть не может.
Это подтверждается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N 454-ст:
"Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг)".
Таким образом, в целях применения норм п. 4 ст. 346.3 НК РФ доход, полученный предприятием от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за 2004 год должен рассчитываться исходя из следующих фактов:
Доходы от реализации (в продажных ценах) составили:
- сельскохозяйственная продукция - 14246 тыс. руб.
- услуги по аренде - 1026 тыс. руб.
- реализация покупных материалов - 1073 тыс. руб.
Следовательно, доля продукции животноводства в общем доходе от реализации составила 87%.
На основании вышеизложенного, заявитель считает, что выводы проверяющих о занижении организацией, своих налоговых обязательств перед бюджетом, вследствие утери права на применения режима ЕСХН:
по налогу на прибыль за 2004 год в сумме - 1566608 руб.,
по НДС за 2004 год в сумме - 3442866 руб.,
по налогу на имущество за 2004 год в сумме - 699646 руб.,
по ЕСН за 2004 год в сумме - 1215512 руб.,
а также требования по уплате соответствующих начисленным суммам пеней и штрафов не соответствуют нормам налогового законодательства и не подтверждаются реальными фактами хозяйственной деятельности предприятия.
В отзыве на заявление налоговый орган требование заявителя не признает по следующим основаниям:
Пункт 2 ст. 249 НК РФ предусматривает определение доводов (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за проданные товары или имущественных прав, выраженных в денежной и (или) натуральной форме. В течение 2004 года Обществом реализованы основные средства.
Любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации согласно ст. 38 НК РФ признается товаром.
Исходя из вышеизложенного, выручка от реализации имущества (основные средства) ЗАСХО "Серп и Молот" в 2004 году не включается в доход от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки у сельскохозяйственного производителя, при этом она должна включаться в объем доходов от реализации товаров, работ, услуг.
Общество в течение налогового периода не выполнило эти требования и обязано было пересчитать налоговые обязательства исходя из правил общего режима налогообложения за весь период применения ЕСХН согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ.
ЗАСХО "Серп и Молот" должно произвести перерасчет налоговых обязательств по следующим налогам:
- - налог на прибыль;
- - налог на добавленную стоимость;
- - налог на имущество;
- - единый социальный налог.
Настоящая проверка проведена за период с 01.07.2004 по 01.12.2004. Предыдущая проверка проведена за период с 01.01.2001 по 30.06.2004. Составлен акт выездной налоговой проверки N 575 от 01.08.2004. При проверке правильности исчисления и своевременности перечисления налога в бюджет установлено неправомерное неперечисление налога в сумме 1503499,70 руб. На данную сумму начислен штраф в размере 20% и пени. В настоящее время дело находится в суде, уплата налога, штрафа и пени не были произведены.
Проверка проведена сплошным методом проверки кассовых и банковских документов, расчетно-платежных ведомостей, налоговых карточек, ананасных счетов, лицевых счетов.
Нарушений по удержанию налога на доходы физических лиц по налоговым карточкам не установлено.
При проверке полноты, правильности и своевременности перечисления в бюджет удержанных сумм налога за проверяемые период установлено следующее:
Согласно данного оборотного баланса за июнь 2004 года по бухгалтерскому счету 68(1) "Расчеты по налогам и сборам НДФЛ" сальдо на 01.07.2004 составило 1618252 рубля.
Сальдо на 01.07.2004 по акту предыдущей проверки составило 1 503 499,70 руб. (К-т).
Сумма удержанных налогов - 601099 руб.
Сумма перечисленных налогов - 601099 руб. Таким образом, для целей налогообложения сальдо на 01.01.2005 - составит 114752,3 рублей (1618262 - 1503499,70 = 114762,3) (К-т). Подлежит перечислению в бюджет 114762 руб. Данное нарушение влечет ответственность, установленную ст. 113 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы за неполное перечисление сумм налога подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
В проверяемом периоде перечисление налога на доходы физических лиц производилось несвоевременно.
На основании ст. 75 НК РФ начислены пени за несвоевременное перечисление налога в размере - 36066 руб.
В ходе проверки установлены следующие нарушения: на балансе ЗАСХО "Серп и Молот" находится водозаборный узел (ВЗУ), расположенный у бывшей свинофермы. Продажа свинарников осуществлена на основании Соглашения об отступном от 25.08.2004.
Земельный участок, на котором расположен водозаборный узел, не был оформлен в собственность хозяйства и не вошел в площадь 19,89 га, указанную в Свидетельстве о государственной регистрации права собственности на землю N 0515541, что подтверждается данными земельного кадастра.
Указанный земельный участок находится на землях, находящихся в коллективно-долевой собственности, и относится к землям сельскохозяйственного назначения (пашня, пастбища), где ставки земельного налога иные, чем на землях под постройками.
Проведенным осмотром установлено, что участок, на котором находится водозаборный узел, огорожен.
Площадь земельного участка водозаборного узла составляет 3600 кв. м, при исчислении сумм налога на земли сельскохозяйственного назначения в 2003 - 2004 гг., а также земли под производственными постройками в черте сельских населенных пунктов ставки платы хозяйством были занижены.
На основании постановлений Администрации Балашихинского района N 14/22 от 20.05.2003, N 35/254 от 26.11.2003 (с учетом постановлений N 379/14с от 05.05.2000 и N 2/113 от 07.02.2002) следовало применять ставку налога 202,97 руб. за гектар. При этом сумма налога составит 1014,85 руб.
Сумма налога к доначислению составит 29,70 руб., из них:
14,85 руб. за 2003 г.,
14,85 руб. за 2004 г.
Сумма заниженного земельного налога за 2003 - 2004 гг. составит 326 руб., из них за 2003 г. - 217 руб., за 2004 г. 108 руб.
Данное нарушение влечет ответственность, установленную п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскании штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, на основании ст. 75 НК РФ начислены пени за неполную уплату по земельному налогу в сумме 144 руб.
Плата за пользование водными объектами.
На балансе ЗАСХО "Серп и Молот" находились в проверяемом периоде 3 артезианские скважины:
1. артскважина у молочно-товарной фермы на промплощадке в с. Новый Милеет
2. артезианские скважины в 1,5 км восточнее дер. Соболиха.
Лицензия на право пользования недрами МСК 09268 ВЭ оформлена и зарегистрирована 09.04.2002. Разрешенный водоотбор - 59,3 тыс. куб. м в год. Срок действия лицензии - до 01.09.2011.
Целевое назначение добычи подземных вод - хозяйственно-питьевые и производственные нужды предприятия в соотношении 3% и 97% соответственно.
Помимо артезианской воды ЗАСХО "Серп и Молот" использует воду из горводопровода на основании договора N 2 1131 с ООО "Балашихинский Водоканал" от 04.06.2002. Сброс хозяйственно-бытовых стоков осуществляется в городскую канализацию на основании договора N 21131 от 04.06.2002 с ООО "Балашихинский Водоканал".
Налоговые декларации по плате за пользование водными объектами в проверяемом периоде представлялись ежемесячно за исключением налоговой декларации за апрель 2003 г. на сумму 1047,28 руб.
По представленным декларациям начислено:
- за 2003 г. - 10494 руб.;
- за 2004 г. - 11448,0 руб.
Оплата проведена не в полном объеме (не проведена оплата за период январь - июль 2003 г.), так как хозяйством оформлено Соглашение о реструктуризации долгов N 22-3.5-330 от 01.03.2004 по задолженности по состоянию на 01.08.2003 (оплата платежей отсрочена до марта 2015 г., выплаты начинаются с марта 2010 г.). Соглашение действует с 01.03.2004 по 01.03.2015. В дополнение к указанному Соглашению заключено Соглашение о списании сумм пеней и штрафов N 22-3.5-15 от 01.03.04.
Согласно налоговой отчетности предприятия объемы забора воды составили:
- В 2003 г. - 49,5 тыс. куб. м;
- в 2004 г. - 54,0 тыс. куб. м.
При осмотре водозаборных узлов установлено:
В нарушение пункта 9.2 приложения 1 к Лицензии на право пользования недрами водоизмерительная аппаратура на скважинах не установлена, журналы учета добытой воды по времени работы насосного оборудования, потреблении энергии с учетом типа насосного оборудования (установлены насосы ЭЦБ 10-63-110 и ЭЦБ 8-16-75) отсутствуют, что не позволяет определить реальное водопотребление артезианской воды в проверяемом периоде. На основании изложенного, расчет платы за добычу подземной артезианской воды следует проводить, исходя из лимитов забора воды, утвержденной в лицензии, а именно: 59,3 тыс. куб. м в год, 4,94 тыс. куб. м в месяц.
Следовательно, в представленных ЗАСХО "Серп и Молот" декларациях объемы забора воды в 2003 - 2004 гг. ежегодно занижались:
- - в 2003 г. на 9,8 тыс. куб. м;
- - в 2004 г. на 5,3 тыс. куб. м.
Сумма платы за пользование водными объектами, подлежащая доначислению по итогам настоящей проверки, составляет 3201 руб., из них: за 2003 г. - 2077 руб., за 2004 г. - 1124 руб. Данное нарушение влечет ответственность, установленную п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
На основании ст. 75 НК РФ начислены пени за неполную уплату платы пользование водными объектами в размере 1373 рубля.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела в полном объеме, суд установил, что обжалуемое решение следует признать недействительным.
Заявитель с 01.01.2004 перешел на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с уплатой единого сельскохозяйственного налога. Основным видом деятельности предприятия является свинооткорм, молочное животноводство, кормопроизводство.
В 2004 г. заявитель реализовал часть основных средств, доходы от которых были включены в налоговую базу по ЕСХН. Суд считает, что предприятие правомерно не включило в общий доход от реализации товаров в целях определения удельной доли дохода стоимости основных средств от реализации сельскохозяйственной продукции, что соответствует п. 1 ст. 346.5 НК РФ. Пункт 8 ст. 346.5 также указывает, что налогоплательщики ЕСХН обязаны вести учет показателей для исчисления ЕСХН в соответствии с главой 26.1 НК РФ.
В соответствии с ПБУ поступления от продажи основных средств не учитываются при определении доходов от реализации товаров, работ, услуг.
Таким образом, суд считает правомерным исчисление доли продукции сельскохозяйственного производственного производства без учета стоимости реализованных основных средств, а позицию налогового органа нарушающей права ЗАО "Серп и Молот".
Соответственно ИФНС неправомерно начислила обжалуемым решением налог на прибыль, НДС, налог на имущество, ЕСН.
Суд считает неправомерным начисление штрафа по налогу на доходы физических лиц по ст. 123 НК РФ в размере 22952 руб., доначисления налога в сумме 114762 руб. и пени 36066 руб., так как из пункта 4 решения усматривается, что несвоевременное перечисление НДФЛ произошло в период с 01.01.2001 по 30.06.2004, охваченный предыдущей проверкой. В настоящее время дело находиться в суде, уплата налога, пени и штрафа не произведены.
В соответствии с п. 2 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, поэтому в данной части решение ИФНС следует признать недействительным.
Доначисление платы за пользование водными объектами в решении проведено с нарушением ст. 333.10 НК РФ, в которой установлено: "По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
Налоговый орган доначислил водный налог, исходя из лимита забора воды, утвержденного в лицензии, что противоречит ст. 333.10 НК РФ, следовательно доначисление водного налога, соответствующего штрафа и пени неправомерно.
По доначислению земельного налога в сумме 326 руб., штрафа 25 руб. и пени 144 руб. заявитель не представил оснований для признания недействительным решения в данной части.
Налоговый орган в обжалуемом решении указал нормативное обоснование по применению ставок земельного налога - Постановление Администрации Балашихинского района N 14/222 от 26.05.2003, N 35/254 от 26.11.2003 и исчислил налог к доплате в соответствии с указанными нормами в сумме 217 руб. за 2003 г. и в сумме 109 руб. за 2004 г. В соответствии со ст. 122 НК РФ начислен штраф 25 руб. и пени по ст. 75 НК РФ в сумме 144 руб. В этой части суд считает решение налогового органа правомерным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:

иск удовлетворить частично.
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Балашиха Московской области от 26.06.2006 N 11-8686 кроме доначисления земельного налога в сумме 326 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в размере 25 руб. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 144 руб.
Возвратить ЗАСХО "Серп и Молот" госпошлину в сумме 2000, уплаченную по квитанции N 0202 от 26.06.2006.
Выдать справку на возврат государственной пошлины в порядке, установленном ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)