Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 ноября 2004 года Дело N А65-12897/04-СА2-11
Общество с ограниченной ответственностью Частное охранного предприятие "Зилант", г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани о признании незаконным и отмене ее решения от 18.06.2004 N 582, а ответчик, в свою очередь, в соответствии с положениями ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился к истцу со встречным иском о взыскании с него налоговой санкции на основании ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 948,4 руб. за неправомерное неудержание и неперечисление в бюджет за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 налога на доходы физических лиц в сумме 4742 руб., на которую начислена пеня в сумме 17495,97 руб.
Решением суда от 29.07.2004 первоначальный иск удовлетворен частично: решение ответчика признано незаконным в части взыскания штрафа, налога в сумме 4742 руб. и в соответствующей части пеней от этой суммы 1605,75 руб. В остальной части иска отказано (15843,82 руб.).
В удовлетворении встречного иска отказано.
Апелляционной инстанцией законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в части отказа в первоначальном иске и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
Суд кассационной инстанции рассмотрел материалы дела в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов заявителя жалобы.
Как усматривается из материалов дела, Обществу начислены пени в сумме 15843,82 руб. как за несвоевременное перечисление удержанного в 2003 г. налога на доходы физических лиц вследствие ошибочного поступления перечисляемых сумм в бюджет другого налога в результате неверного указания кода бюджетной классификации в платежных поручениях.
По мнению налогового органа, налоговый агент в этих случаях не освобождается от уплаты в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, поскольку согласно п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислить сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
Коллегия выводы арбитражного суда об отказе в первоначальном иске в части обжалования решения суда находит правильными.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организации связи Государственного комитета Российской Федерации по связям и информатизации.
При заполнении расчетного документа в поле 104 указывается указатель кода бюджетной классификации в соответствии с Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов всех уровней. А код бюджетной классификации - это цифровое обозначение той или иной группы расходов или доходов. Указание кода бюджетной классификации в платежных документах нужно для того, чтобы правильно распределить деньги между бюджетами. Указывать коды бюджетной классификации в расчетных документах налогоплательщиков обязывает совместный Приказ Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N БГ-3-10/98, Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 197 и Министерства финансов Российской Федерации N 22н от 03.03.2003.
Налог на доходы физических лиц перечисляется налоговыми агентами. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, обязанность заявителя, как налогового агента, по перечислению налога на доходы физических лиц не была исполнена в установленные сроки.
Вместе с тем ошибочно уплаченный налог на доходы физических лиц в бюджет налога на прибыль был возвращен заявителю вместе с процентами за просрочку возврата налога по решению арбитражного суда по делу N А65-17062/2004-СА1-37 от 12.10.2004. Таким образом, заявителю была компенсирована просрочка возврата налога.
Пени были начислены за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени являются мерой по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и начисляются на всю неуплаченную сумму автоматически - как только истек установленный для уплаты этой суммы срок, независимо, имеется ли в этом вина налогоплательщика или нет. Таким образом, перечисление денег с неверным кодом бюджетной классификации расценивается как неуплата налога.
В соответствии с Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 г." и Законом Республики Татарстан от 26.12.2002 N 34-ЗРТ "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2003 г." налог на прибыль зачисляется в бюджеты Российской Федерации, Республики Татарстан и местный, а налог на доходы физических лиц - в местный бюджет. Неверное указание кода бюджетной классификации привело к образованию задолженности перед местным бюджетом.
Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает налогоплательщика платить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Следовательно, в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в результате неверного указания налогоплательщиком кода бюджетной классификации решение налогового органа является правомерным.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 (п/п. 1 п. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.07.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-12897/04-СА2-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
от 4 ноября 2004 года Дело N А65-12897/04-СА2-11
Общество с ограниченной ответственностью Частное охранного предприятие "Зилант", г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани о признании незаконным и отмене ее решения от 18.06.2004 N 582, а ответчик, в свою очередь, в соответствии с положениями ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился к истцу со встречным иском о взыскании с него налоговой санкции на основании ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 948,4 руб. за неправомерное неудержание и неперечисление в бюджет за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 налога на доходы физических лиц в сумме 4742 руб., на которую начислена пеня в сумме 17495,97 руб.
Решением суда от 29.07.2004 первоначальный иск удовлетворен частично: решение ответчика признано незаконным в части взыскания штрафа, налога в сумме 4742 руб. и в соответствующей части пеней от этой суммы 1605,75 руб. В остальной части иска отказано (15843,82 руб.).
В удовлетворении встречного иска отказано.
Апелляционной инстанцией законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в части отказа в первоначальном иске и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
Суд кассационной инстанции рассмотрел материалы дела в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов заявителя жалобы.
Как усматривается из материалов дела, Обществу начислены пени в сумме 15843,82 руб. как за несвоевременное перечисление удержанного в 2003 г. налога на доходы физических лиц вследствие ошибочного поступления перечисляемых сумм в бюджет другого налога в результате неверного указания кода бюджетной классификации в платежных поручениях.
По мнению налогового органа, налоговый агент в этих случаях не освобождается от уплаты в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, поскольку согласно п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислить сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
Коллегия выводы арбитражного суда об отказе в первоначальном иске в части обжалования решения суда находит правильными.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организации связи Государственного комитета Российской Федерации по связям и информатизации.
При заполнении расчетного документа в поле 104 указывается указатель кода бюджетной классификации в соответствии с Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов всех уровней. А код бюджетной классификации - это цифровое обозначение той или иной группы расходов или доходов. Указание кода бюджетной классификации в платежных документах нужно для того, чтобы правильно распределить деньги между бюджетами. Указывать коды бюджетной классификации в расчетных документах налогоплательщиков обязывает совместный Приказ Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N БГ-3-10/98, Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 197 и Министерства финансов Российской Федерации N 22н от 03.03.2003.
Налог на доходы физических лиц перечисляется налоговыми агентами. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, обязанность заявителя, как налогового агента, по перечислению налога на доходы физических лиц не была исполнена в установленные сроки.
Вместе с тем ошибочно уплаченный налог на доходы физических лиц в бюджет налога на прибыль был возвращен заявителю вместе с процентами за просрочку возврата налога по решению арбитражного суда по делу N А65-17062/2004-СА1-37 от 12.10.2004. Таким образом, заявителю была компенсирована просрочка возврата налога.
Пени были начислены за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени являются мерой по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и начисляются на всю неуплаченную сумму автоматически - как только истек установленный для уплаты этой суммы срок, независимо, имеется ли в этом вина налогоплательщика или нет. Таким образом, перечисление денег с неверным кодом бюджетной классификации расценивается как неуплата налога.
В соответствии с Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 г." и Законом Республики Татарстан от 26.12.2002 N 34-ЗРТ "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2003 г." налог на прибыль зачисляется в бюджеты Российской Федерации, Республики Татарстан и местный, а налог на доходы физических лиц - в местный бюджет. Неверное указание кода бюджетной классификации привело к образованию задолженности перед местным бюджетом.
Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает налогоплательщика платить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Следовательно, в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в результате неверного указания налогоплательщиком кода бюджетной классификации решение налогового органа является правомерным.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 (п/п. 1 п. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.07.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-12897/04-СА2-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.11.2004 N А65-12897/04-СА2-11
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 4 ноября 2004 года Дело N А65-12897/04-СА2-11
Общество с ограниченной ответственностью Частное охранного предприятие "Зилант", г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани о признании незаконным и отмене ее решения от 18.06.2004 N 582, а ответчик, в свою очередь, в соответствии с положениями ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился к истцу со встречным иском о взыскании с него налоговой санкции на основании ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 948,4 руб. за неправомерное неудержание и неперечисление в бюджет за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 налога на доходы физических лиц в сумме 4742 руб., на которую начислена пеня в сумме 17495,97 руб.
Решением суда от 29.07.2004 первоначальный иск удовлетворен частично: решение ответчика признано незаконным в части взыскания штрафа, налога в сумме 4742 руб. и в соответствующей части пеней от этой суммы 1605,75 руб. В остальной части иска отказано (15843,82 руб.).
В удовлетворении встречного иска отказано.
Апелляционной инстанцией законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в части отказа в первоначальном иске и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
Суд кассационной инстанции рассмотрел материалы дела в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов заявителя жалобы.
Как усматривается из материалов дела, Обществу начислены пени в сумме 15843,82 руб. как за несвоевременное перечисление удержанного в 2003 г. налога на доходы физических лиц вследствие ошибочного поступления перечисляемых сумм в бюджет другого налога в результате неверного указания кода бюджетной классификации в платежных поручениях.
По мнению налогового органа, налоговый агент в этих случаях не освобождается от уплаты в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, поскольку согласно п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислить сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
Коллегия выводы арбитражного суда об отказе в первоначальном иске в части обжалования решения суда находит правильными.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организации связи Государственного комитета Российской Федерации по связям и информатизации.
При заполнении расчетного документа в поле 104 указывается указатель кода бюджетной классификации в соответствии с Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов всех уровней. А код бюджетной классификации - это цифровое обозначение той или иной группы расходов или доходов. Указание кода бюджетной классификации в платежных документах нужно для того, чтобы правильно распределить деньги между бюджетами. Указывать коды бюджетной классификации в расчетных документах налогоплательщиков обязывает совместный Приказ Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N БГ-3-10/98, Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 197 и Министерства финансов Российской Федерации N 22н от 03.03.2003.
Налог на доходы физических лиц перечисляется налоговыми агентами. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, обязанность заявителя, как налогового агента, по перечислению налога на доходы физических лиц не была исполнена в установленные сроки.
Вместе с тем ошибочно уплаченный налог на доходы физических лиц в бюджет налога на прибыль был возвращен заявителю вместе с процентами за просрочку возврата налога по решению арбитражного суда по делу N А65-17062/2004-СА1-37 от 12.10.2004. Таким образом, заявителю была компенсирована просрочка возврата налога.
Пени были начислены за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени являются мерой по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и начисляются на всю неуплаченную сумму автоматически - как только истек установленный для уплаты этой суммы срок, независимо, имеется ли в этом вина налогоплательщика или нет. Таким образом, перечисление денег с неверным кодом бюджетной классификации расценивается как неуплата налога.
В соответствии с Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 г." и Законом Республики Татарстан от 26.12.2002 N 34-ЗРТ "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2003 г." налог на прибыль зачисляется в бюджеты Российской Федерации, Республики Татарстан и местный, а налог на доходы физических лиц - в местный бюджет. Неверное указание кода бюджетной классификации привело к образованию задолженности перед местным бюджетом.
Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает налогоплательщика платить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Следовательно, в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в результате неверного указания налогоплательщиком кода бюджетной классификации решение налогового органа является правомерным.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 (п/п. 1 п. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.07.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-12897/04-СА2-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 4 ноября 2004 года Дело N А65-12897/04-СА2-11
Общество с ограниченной ответственностью Частное охранного предприятие "Зилант", г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани о признании незаконным и отмене ее решения от 18.06.2004 N 582, а ответчик, в свою очередь, в соответствии с положениями ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился к истцу со встречным иском о взыскании с него налоговой санкции на основании ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 948,4 руб. за неправомерное неудержание и неперечисление в бюджет за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 налога на доходы физических лиц в сумме 4742 руб., на которую начислена пеня в сумме 17495,97 руб.
Решением суда от 29.07.2004 первоначальный иск удовлетворен частично: решение ответчика признано незаконным в части взыскания штрафа, налога в сумме 4742 руб. и в соответствующей части пеней от этой суммы 1605,75 руб. В остальной части иска отказано (15843,82 руб.).
В удовлетворении встречного иска отказано.
Апелляционной инстанцией законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в части отказа в первоначальном иске и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
Суд кассационной инстанции рассмотрел материалы дела в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов заявителя жалобы.
Как усматривается из материалов дела, Обществу начислены пени в сумме 15843,82 руб. как за несвоевременное перечисление удержанного в 2003 г. налога на доходы физических лиц вследствие ошибочного поступления перечисляемых сумм в бюджет другого налога в результате неверного указания кода бюджетной классификации в платежных поручениях.
По мнению налогового органа, налоговый агент в этих случаях не освобождается от уплаты в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, поскольку согласно п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислить сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
Коллегия выводы арбитражного суда об отказе в первоначальном иске в части обжалования решения суда находит правильными.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организации связи Государственного комитета Российской Федерации по связям и информатизации.
При заполнении расчетного документа в поле 104 указывается указатель кода бюджетной классификации в соответствии с Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов всех уровней. А код бюджетной классификации - это цифровое обозначение той или иной группы расходов или доходов. Указание кода бюджетной классификации в платежных документах нужно для того, чтобы правильно распределить деньги между бюджетами. Указывать коды бюджетной классификации в расчетных документах налогоплательщиков обязывает совместный Приказ Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N БГ-3-10/98, Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 197 и Министерства финансов Российской Федерации N 22н от 03.03.2003.
Налог на доходы физических лиц перечисляется налоговыми агентами. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, обязанность заявителя, как налогового агента, по перечислению налога на доходы физических лиц не была исполнена в установленные сроки.
Вместе с тем ошибочно уплаченный налог на доходы физических лиц в бюджет налога на прибыль был возвращен заявителю вместе с процентами за просрочку возврата налога по решению арбитражного суда по делу N А65-17062/2004-СА1-37 от 12.10.2004. Таким образом, заявителю была компенсирована просрочка возврата налога.
Пени были начислены за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени являются мерой по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и начисляются на всю неуплаченную сумму автоматически - как только истек установленный для уплаты этой суммы срок, независимо, имеется ли в этом вина налогоплательщика или нет. Таким образом, перечисление денег с неверным кодом бюджетной классификации расценивается как неуплата налога.
В соответствии с Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 г." и Законом Республики Татарстан от 26.12.2002 N 34-ЗРТ "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2003 г." налог на прибыль зачисляется в бюджеты Российской Федерации, Республики Татарстан и местный, а налог на доходы физических лиц - в местный бюджет. Неверное указание кода бюджетной классификации привело к образованию задолженности перед местным бюджетом.
Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает налогоплательщика платить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Следовательно, в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в результате неверного указания налогоплательщиком кода бюджетной классификации решение налогового органа является правомерным.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 (п/п. 1 п. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.07.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-12897/04-СА2-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)