Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 22.01.2004 ПО ДЕЛУ N А40-55362/03-75-627

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 22 января 2004 г. Дело N А40-55362/03-75-627

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Д., с участием: от заявителя - Г., дов. N 34 от 22.07.03, Н., дов. от 21.01.04; от ответчика - К., дов. N 10/15845 от 11.09.03, рассмотрел дело по заявлению ОАО "Росфармация" к ответчику ИМНС РФ N 7 по ЦАО г. Москвы о признании незаконным решения N 84 от 06.11.03,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Росфармация" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения ИМНС РФ N 7 по ЦАО г. Москвы N 84 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.11.03.
Свое заявление, ссылаясь на ст. ст. 208 - 210 НК РФ, ст. 75 НК РФ, ст. 2 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", мотивирует тем, что отсутствие чеков ККМ не свидетельствует о том, что денежные средства получены работниками заявителя под отчет для использования в процессе производственной деятельности и была занижена налоговая база для исчисления подоходного налога и НДФЛ, поскольку эти денежные средства не являются доходом работников.
Неверное указание в платежных поручениях номера подстатьи КБК не повлияло на своевременное поступление сумм НДФЛ в федеральный бюджет. Неуплата либо занижение налога отсутствует.
Поэтому начисление пени является необоснованным.
Ответчик не признает заявленное требование по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на п. 1 ст. 2 ФЗ "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт", указывает, что кассовые чеки являются первичными учетными документами, поэтому списание с физических лиц денежных сумм, выданных им под отчет, без чеков ККМ является необоснованными, поэтому эти суммы подлежат обложению налогом.
Также указывает, что основанием для начисления пени в размере 107706 руб. 56 коп. за неуплату НДФЛ послужил факт неверного указания в платежных поручениях на перечисление НДФЛ кода бюджетной классификации 1010201 вместо 1010202.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление ОАО "Росфармация" по следующим основаниям.
Выездной налоговой проверкой было обнаружено совершение заявителем как налоговым агентом правонарушения, выразившегося в занижении налоговой базы НДФЛ в результате невключения в доход физических лиц сумм, выданных под отчет и списанных с физических лиц на основании товарных чеков без предъявления чеков ККМ.
Из оспариваемого решения усматривается, что в течение 2000 - 2003 гг. ОАО "Росфармация" неоднократно выдавало своим работникам денежные средства под отчет на покупку товарно-материальных ценностей (услуг) для ОАО "Росфармация". Товары приобретались, передавались в ОАО "Росфармация", ставились на учет, использовались в производственной деятельности. Услуги также использовались в производственной деятельности.
Документы, которые были представлены налоговым инспектором, свидетельствуют о том, что денежные средства получены работниками под отчет и использованы по назначению в интересах производственной деятельности ОАО "Росфармация". Данный факт подтверждается документально: авансовыми отчетами, товарными чеками (квитанциями, счетами) с отметками об оплате, приходными ордерами, требованиями ф. М-11, актами установки и др. документами. Кассовые чеки отсутствуют.
Отсутствие чеков ККМ, по мнению проверяющих, свидетельствует о занижении налоговой базы для исчисления подоходного налога (2000 г.) и НДФЛ (2001 - 2003 гг.).
Суд не может согласиться с мнением ответчика и при этом руководствуется следующим.
В соответствии со ст. ст. 208, 209, 210 НК РФ в налоговую базу налогоплательщика включаются все доходы, полученные им в денежной или натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году. При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной, так и в натуральной форме.
Следовательно, для признания работников ОАО "Росфармация" плательщиками налога на доходы физических лиц (подоходного налога) необходимо установить получение ими безвозмездно доходов в денежной или натуральной форме от ОАО "Росфармация".
Документы, которые были представлены налоговым инспектором, свидетельствуют о том, что денежные средства получены работниками под отчет и использованы по назначению в интересах производственной деятельности ОАО "Росфармация". Налоговым органом данные факты не опровергнуты.
Доказательств тому, что полученные под отчет денежные средства являются доходом подотчетных физических лиц, суду ответчиком не представлено.
В судебном заседании было установлено, что в течение 2000 - 2003 гг. ОАО "Росфармация" перечислило удержанный налог на доходы физических лиц (подоходный налог), указывая в платежном поручении код бюджетной классификации 1010201 вместо подлежащего указанию 1010202, следующими платежными поручениями: N 145 от 06.02.02 на сумму 37836 руб., N 258 от 06.03.02 на сумму 36157 руб. 71 коп., N 386 от 01.04.02 на сумму 77923 руб. 36 коп., N 510 от 30.04.02 на сумму 48000 руб., N 592 от 31.05.02 на сумму 43585 руб., N 6... от 02.07.02 на сумму 65047 руб., N 781 от 05.08.02 на сумму 54835 руб., N 874 от 06.09.02 на сумму 43559 руб., N 953 от 01.10.02 на сумму 48964 руб., N 1057 от 01.11.02 на сумму 40000 руб., N 1160 от 02.12.02 на сумму 22000 руб., N 1 от 04.01.03 на сумму 41000 руб., N 63 от 31.01.03 на сумму 39727 руб., N 153 от 03.03.03 на сумму 48859 руб., N 24 от 03.04.03, на сумму 48628 руб. 98 коп., N 872 от 03.09.03 на сумму 35055 руб.
Суммы по платежным поручениям N 145, 258, 386, 510 зачтены самостоятельно ИМНС N 7 по ЦАО г. Москвы по КБК 1010202 (то есть без письменного заявления налогоплательщика), что отражено в приложении N 1а расчета пени по подоходному налогу (НДФЛ) к акту документальной проверки по предприятию ОАО "Росфармация". Однако последующие аналогичные платежи ИМНС не были зачтены по КБК 1010202, хотя перечисленные по ним суммы также поступили в соответствующий бюджет.
Статьей 8 НК РФ установлена цель уплаты налога - финансовое обеспечение деятельности государства и/или муниципальных образований. Согласно ст. 6 БК РФ формой образования и расходования фонда денежных средств для реализации указанной цели являются соответствующие бюджеты.
В соответствии с п. 2 Правил указания информации, в поле "Назначение платежа" расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утвержденных совместным Приказом МНС России N БГ-3-10/373, ГТК России N 961, Минфина России N 80н от 01.10.2001, в одном расчетном документе, в целях обеспечения поступления платежа строго по назначению, не может быть указано более одного кода бюджетной классификации РФ, установленного в соответствии с классификацией доходов бюджетов согласно Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ".
Согласно п. 3 указанных выше Правил структура кодирования в поле "Назначение платежа" расчетного документа состоит из восьми кодовых показателей, основные из которых - код бюджетной классификации и код ОКАТО.
Следовательно, главным требованием при уплате налога является обеспечение поступления денежных средств строго по назначению, которое достигается при правильном межбюджетном распределении органами федерального казначейства на основании расчетных документов по каждому объекту налогообложения с указанием кода бюджетной классификации (КБК) и конкретного кода ОКАТО муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.01 "О федеральном бюджете на 2002 г.", Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 г." налог на доходы физических лиц полностью перечисляется в консолидированный бюджет субъектов РФ. Согласно Федеральному закону от 31.12.99 N 227-ФЗ распределение доходов от подоходного налога с физических лиц между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации составляло в 2000 г. 16 и 84 процента соответственно, а согласно Федеральному закону от 27.12.2000 N 150-ФЗ такое распределение в 2001 г. составляло соответственно 1 и 99 процентов.
КБК налога на доходы физических лиц (подоходного налога) - 1010200. Эта единая статья доходов распределяется на ряд подстатей, одними из которых являются статьи с КБК 1010201 и 1010202. Доходы от налога на основании подстатей учета не распределялись между бюджетами.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 этой же статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии с требованиями Кодекса.
Таким образом, ОАО "Росфармация" в полной мере исполнило обязанности налогового агента. Неверное указание в платежных поручениях номера подстатьи КБК не повлияло на своевременное поступление перечисленных сумм НДФЛ в соответствующий бюджет.
Кроме того, судом установлено несоответствие обжалуемого в указанной части решения положениям п. 3 ст. 101 НК РФ.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что факт налогового правонарушения проверяющими не обнаружен.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о правомерности заявленного требования.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 1000 руб. возвращается заявителю.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 208 - 210 НК РФ, ст. 2 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

признать незаконным, как не соответствующее ст. ст. 208 - 210, 75 НК РФ, ст. 2 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", решение ИМНС РФ N 7 по ЦАО г. Москвы N 84 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" от 06.11.03.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину - 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда в течение месяца после принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 27.01.04.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)