Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Токмаковой А.Н., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2008 по делу N А07-19121/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Мусабирова Е.А. (доверенность от 11.08.2008 N 12-д), Хисматуллин Р.З. (доверенность от 09.01.2008 N 01-д);
- общества с ограниченной ответственностью "Зирган", (далее - общество, налогоплательщик), открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть", участвующего в деле в качестве третьего лица (далее - ОАО "АНК "Башнефть") - Гнедков А.В. (доверенности от 23.07.2008 б/н, 26.05.2008 б/н), Сагитова Э.Р. (доверенности от 23.07.2008 б/н, 23.05.2008 б/н).
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Уфы, участвующей в деле в качестве третьего лица, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 15.11.2007 N 2234, 2236 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 20.05.2008 (судья Кулаев Р.Ф.) заявление удовлетворено. Признаны недействительными решения инспекции от 15.11.2007 N 2234, 2236 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В апелляционном суде дело не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие вывода суда о применяемом обществом прямом методе учета количества добытой нефти фактическим обстоятельствам дела, из которых, по мнению инспекции, следует применение обществом косвенного метода учета количества добытой и подготовленной нефти.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на недоказанность инспекцией оснований для принятия оспариваемых решений, обоснованность вывода суда о недоказанности инспекцией применения обществом косвенного метода учета количества добытой нефти, в связи с чем просит судебный акт оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной проверки первоначальной и уточненной деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых, представленных обществом за апрель и февраль 2007 г. составлены акты проверок от 09.10.2007 N 1379, 1382 и приняты решения от 15.11.2007 N 2236, 2234 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафов в сумме 134 597 руб. 60 коп., 132 754 руб. 20 коп., доначислении налога в сумме 672 988 руб. за апрель, 663 771 руб. за февраль, начислении пеней соответственно в сумме 25 408 руб. 07 коп. и 38 418 руб. 48 коп. Из решения инспекции от 15.11.2007 N 2234 следует, что налог, отраженный в первоначальной декларации за февраль 2007 г., обществом не уплачен.
Основанием для доначисления налога, начисления пени и привлечения к ответственности послужили выводы инспекции о необоснованности исчисления сумм налога на добычу полезных ископаемых с учетом коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов Тереклинского нефтяного месторождения, в связи с применением косвенного метода определения количества добытой нефти, доведение которой до требований государственного стандарта осуществляется по договору ОАО "АНК "Башнефть".
Выводы инспекции о применении обществом косвенного метода учета количества добытой нефти основаны на информации, содержащейся в письме Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан от 17.05.2007, в котором указано, что на концевую совмещенную сепарационную установку "Введеновка", принадлежащей ОАО "АНК "Башнефть", поступает добываемая продукция с двадцати нефтяных месторождений различной степени выработанности. В период с апреля 2005 г. по сентябрь 2006 г. продукция общества, подготовленная на концевой совмещенной сепарационной установке "Введеновка", транспортировалась через систему измерения количества и показателей качества N 357 ОАО "АНК "Башнефть". Определение объемов добытой в этот период нефти велось путем суммирования объемов товарной нефти, прошедшей через коммерческий узел учета с объемами сырой нефти, определенных расчетным путем.
Считая решения инспекции незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительными оспариваемые решения инспекции, суд исходил из того, что выводы инспекции о применении обществом косвенного метода учета количества добытой нефти, основанные только на письме Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан от 17.05.2007, и сделанные без исследования и учета фактических обстоятельств добычи и осуществления учета количества добытой нефти, не могут с достоверностью свидетельствовать о применении косвенного метода учета количества добытой нефти и необоснованности исчисления обществом налога с учетом коэффициента, характеризующего степень выработанности месторождения.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 337 Кодекса к видам добытого полезного ископаемого относится нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В силу п. 2 ст. 338 Кодекса налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Статьей 339 Кодекса установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 342 Кодекса налогообложение при добыче нефти производится по налоговой ставке 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), который рассчитывается по установленной формуле и применяется в случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1.
В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.
В иных случаях, не указанных в абзацах втором и шестом п. 4 ст. 342 Кодекса, коэффициент Кв принимается равным 1.
Для нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности превышает 0,8, в случае ее подготовки до соответствия требованиям согласно пункту 1 статьи 337 настоящего Кодекса на едином технологическом объекте, налогоплательщик вправе применить максимальное из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект.
Учитывая, что объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в натуральном выражении, коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр, рассчитываемый по установленной формуле, в размере менее единицы, применяется при исчислении налога при условии обеспечения налогоплательщиком прямого метода учета добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно проекту разработки Тереклинского месторождения технологический процесс добычи нефти включает операции по извлечению минерального сырья из недр и операции по подготовке добытой продукции до требований, предъявляемых к нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Оперативный учет количества добытого углеводородного сырья осуществляется по результатам замеров дебитов скважин с применением передвижной замерной емкости, по взливам с учетом отработанного скважинами времени. В процессе подготовки продукции, отделения газа и воды, нефтесодержащая жидкость измеряется с применением измерительных средств, рулеток с лотами. Количество нефтесодержащей жидкости, предназначенной для сдачи на концевую совмещенную сепарационную установку "Введеновка", определяется с применением измерительных средств и устройств в резервуарном парке общества. Количество добытой обществом и подготовленной нефти, обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, определяется по данным коммерческого узла учета на этапе сдачи в трубопроводную систему. Кроме того, суд учел, что прямой метод учета количества добытой нефти утвержден учетной политикой общества. Из содержания письма Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан от 17.05.2007 прямо не следует применение обществом косвенного метода учета количества добытой нефти. Иных доказательств, свидетельствующих о методе учета количества добытой нефти, применяемом обществом, инспекцией не представлено.
Оценив указанные обстоятельства в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что инспекцией не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых решений и соответственно о неправомерности данных решений о доначислении налога, начислении пени и штрафа.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный вывод суда не подлежит переоценке судом кассационной инстанции, в связи с чем доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе о переоценке установленных судом обстоятельств дела, не могут быть приняты во внимание, и подлежат отклонению.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2008 по делу N А07-19121/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.08.2008 N Ф09-5666/08-С3 ПО ДЕЛУ N А07-19121/07
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2008 г. N Ф09-5666/08-С3
Дело N А07-19121/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Токмаковой А.Н., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2008 по делу N А07-19121/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Мусабирова Е.А. (доверенность от 11.08.2008 N 12-д), Хисматуллин Р.З. (доверенность от 09.01.2008 N 01-д);
- общества с ограниченной ответственностью "Зирган", (далее - общество, налогоплательщик), открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть", участвующего в деле в качестве третьего лица (далее - ОАО "АНК "Башнефть") - Гнедков А.В. (доверенности от 23.07.2008 б/н, 26.05.2008 б/н), Сагитова Э.Р. (доверенности от 23.07.2008 б/н, 23.05.2008 б/н).
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Уфы, участвующей в деле в качестве третьего лица, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 15.11.2007 N 2234, 2236 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 20.05.2008 (судья Кулаев Р.Ф.) заявление удовлетворено. Признаны недействительными решения инспекции от 15.11.2007 N 2234, 2236 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В апелляционном суде дело не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие вывода суда о применяемом обществом прямом методе учета количества добытой нефти фактическим обстоятельствам дела, из которых, по мнению инспекции, следует применение обществом косвенного метода учета количества добытой и подготовленной нефти.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на недоказанность инспекцией оснований для принятия оспариваемых решений, обоснованность вывода суда о недоказанности инспекцией применения обществом косвенного метода учета количества добытой нефти, в связи с чем просит судебный акт оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной проверки первоначальной и уточненной деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых, представленных обществом за апрель и февраль 2007 г. составлены акты проверок от 09.10.2007 N 1379, 1382 и приняты решения от 15.11.2007 N 2236, 2234 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафов в сумме 134 597 руб. 60 коп., 132 754 руб. 20 коп., доначислении налога в сумме 672 988 руб. за апрель, 663 771 руб. за февраль, начислении пеней соответственно в сумме 25 408 руб. 07 коп. и 38 418 руб. 48 коп. Из решения инспекции от 15.11.2007 N 2234 следует, что налог, отраженный в первоначальной декларации за февраль 2007 г., обществом не уплачен.
Основанием для доначисления налога, начисления пени и привлечения к ответственности послужили выводы инспекции о необоснованности исчисления сумм налога на добычу полезных ископаемых с учетом коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов Тереклинского нефтяного месторождения, в связи с применением косвенного метода определения количества добытой нефти, доведение которой до требований государственного стандарта осуществляется по договору ОАО "АНК "Башнефть".
Выводы инспекции о применении обществом косвенного метода учета количества добытой нефти основаны на информации, содержащейся в письме Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан от 17.05.2007, в котором указано, что на концевую совмещенную сепарационную установку "Введеновка", принадлежащей ОАО "АНК "Башнефть", поступает добываемая продукция с двадцати нефтяных месторождений различной степени выработанности. В период с апреля 2005 г. по сентябрь 2006 г. продукция общества, подготовленная на концевой совмещенной сепарационной установке "Введеновка", транспортировалась через систему измерения количества и показателей качества N 357 ОАО "АНК "Башнефть". Определение объемов добытой в этот период нефти велось путем суммирования объемов товарной нефти, прошедшей через коммерческий узел учета с объемами сырой нефти, определенных расчетным путем.
Считая решения инспекции незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительными оспариваемые решения инспекции, суд исходил из того, что выводы инспекции о применении обществом косвенного метода учета количества добытой нефти, основанные только на письме Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан от 17.05.2007, и сделанные без исследования и учета фактических обстоятельств добычи и осуществления учета количества добытой нефти, не могут с достоверностью свидетельствовать о применении косвенного метода учета количества добытой нефти и необоснованности исчисления обществом налога с учетом коэффициента, характеризующего степень выработанности месторождения.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 337 Кодекса к видам добытого полезного ископаемого относится нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В силу п. 2 ст. 338 Кодекса налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Статьей 339 Кодекса установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 342 Кодекса налогообложение при добыче нефти производится по налоговой ставке 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), который рассчитывается по установленной формуле и применяется в случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1.
В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.
В иных случаях, не указанных в абзацах втором и шестом п. 4 ст. 342 Кодекса, коэффициент Кв принимается равным 1.
Для нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности превышает 0,8, в случае ее подготовки до соответствия требованиям согласно пункту 1 статьи 337 настоящего Кодекса на едином технологическом объекте, налогоплательщик вправе применить максимальное из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект.
Учитывая, что объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в натуральном выражении, коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр, рассчитываемый по установленной формуле, в размере менее единицы, применяется при исчислении налога при условии обеспечения налогоплательщиком прямого метода учета добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно проекту разработки Тереклинского месторождения технологический процесс добычи нефти включает операции по извлечению минерального сырья из недр и операции по подготовке добытой продукции до требований, предъявляемых к нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Оперативный учет количества добытого углеводородного сырья осуществляется по результатам замеров дебитов скважин с применением передвижной замерной емкости, по взливам с учетом отработанного скважинами времени. В процессе подготовки продукции, отделения газа и воды, нефтесодержащая жидкость измеряется с применением измерительных средств, рулеток с лотами. Количество нефтесодержащей жидкости, предназначенной для сдачи на концевую совмещенную сепарационную установку "Введеновка", определяется с применением измерительных средств и устройств в резервуарном парке общества. Количество добытой обществом и подготовленной нефти, обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, определяется по данным коммерческого узла учета на этапе сдачи в трубопроводную систему. Кроме того, суд учел, что прямой метод учета количества добытой нефти утвержден учетной политикой общества. Из содержания письма Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан от 17.05.2007 прямо не следует применение обществом косвенного метода учета количества добытой нефти. Иных доказательств, свидетельствующих о методе учета количества добытой нефти, применяемом обществом, инспекцией не представлено.
Оценив указанные обстоятельства в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что инспекцией не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых решений и соответственно о неправомерности данных решений о доначислении налога, начислении пени и штрафа.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный вывод суда не подлежит переоценке судом кассационной инстанции, в связи с чем доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе о переоценке установленных судом обстоятельств дела, не могут быть приняты во внимание, и подлежат отклонению.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2008 по делу N А07-19121/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
Судьи
ТОКМАКОВА А.Н.
ПЕРВУХИН В.М.
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
Судьи
ТОКМАКОВА А.Н.
ПЕРВУХИН В.М.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)