Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии:
от заявителя - ООО "С": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области: М., удостоверение УР N 370521, доверенность от 08.02.2008 г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 января 2008 года
по делу N А60-31100/2007,
по заявлению ООО "С"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
о признании недействительным решения,
ООО "С" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требования в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) по совершению соответствующих регистрационных действий при поступлении от налогоплательщика заявлений о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и обязании налогового органа зарегистрировать объекты налогообложения (игровые автоматы) в соответствии с указанными заявлениями.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.01.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель налогового органа в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, пояснил, что суд первой инстанции неправомерно восстановил пропущенный заявителем процессуальный срок, не установив наличие уважительных причин. Ссылается на правомерность их действий, выразившихся в непостановке на учет объектов налогообложения 510 игровых автоматов, поскольку заявитель игорных заведений на территории города Нижний Тагил не имел и деятельность по организации и осуществлению азартных игр на территории города не осуществлял.
Общество письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по организации и содержанию игровых автоматов и игорных заведений на территории Свердловской области. Указанная деятельность осуществляется на основании лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений N 003418 со сроком действия с 18 декабря 2003 г. по 18 декабря 2008 г.
17.04.2007 г., 18.06.2007 г., 29.06.2007 г. обществом в налоговый орган поданы заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, в соответствии с которыми на учет в качестве объектов налогообложения ставились 510 игровых автоматов.
Налоговый орган решением от 06.07.2007 г. N 13-27/17618 отказал в регистрации указанных объектов налогообложения налогом на игорный бизнес на том основании, что в соответствии с пп. 4, 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты" с 01.01.2007 г. игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах.
Не согласившись с бездействием налогового органа, выразившимся в непостановке на учет 510 игровых автоматов, общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие налогового органа является незаконным.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С 1 января 2007 года вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (далее - Закон).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Законом N 244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 г. при условии приведения этой деятельности в соответствии с требованиями закона до 1 июля 2007 года, в частности соблюдения минимальной величины чистых активов, минимальной площади залов для размещения для казино и игровых автоматов, минимального количества игровых столов и игровых автоматов и т.д.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1 и 2 ст. 16 Закона, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 366 НК РФ игровой автомат отнесен к объектам обложения налогом на игорный бизнес.
Положениями ст. 364 НК РФ установлено, что для целей главы 29 Кодекса, определяющей налог на игорный бизнес, под игровым автоматом следует понимать специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
В соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В силу п. 3 ст. 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (п. 4 ст. 366 НК РФ).
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (п. 5 ст. 366 НК РФ).
Выполняя данные требования, ООО "С" 17.04.2007 г., 18.06.2007 г., 29.06.2007 г. обратилось в налоговый орган с заявлениями о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Налоговый орган письмом от 06.07.2007 г. N 13-27/17618 отказал в регистрации указанных заявителем объектов налогообложения, указав, что налоговый орган отказывает не в регистрации объектов налогообложения, а в регистрации игорных заведений ООО "С", расположенных по адресам: г. Нижний Тагил ул. Победы, 43, проспект Ленина, 5; ул. Металлургов, 46; ул. Захарова, 1а; проспект Ленина, 57 "Киномакс"; ул. Юности, 51а; ул. Ильича, 1; проспект Мира, 29; район Привокзальной площади, нежилое помещение; ул. Зари, 31; Черноисточинское шоссе, 1б, рынок "Лисъегорский привоз"; ул. Захарова, 2. Таким образом, налоговый орган не рассматривал вопрос о регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов, заявленных обществом.
В соответствии с п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство. При этом законодатель не связывает исполнение налогоплательщиком требований иных законодательных актов с обязанностью направить заявление о регистрации объектов налогообложения в налоговый орган, и соответственно не наделяет налоговый орган правом отказать в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Из содержания ст. 366 НК РФ следует, что режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер. А сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Таким образом, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной ст. 366 НК РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку налогового органа на Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", поскольку в силу ст. 1 НК РФ данный нормативный правовой акт не относится к законодательству о налогах и сборах, в связи с чем не может изменять установленные налоговым законодательством правоотношения.
Ссылка заинтересованного лица на то, что заявитель игорных заведений на территории г. Нижний Тагил не имел и деятельность по организации и осуществлению азартных игр на территории города не осуществлял, в связи с чем объекты не могут быть зарегистрированы, подлежит отклонению. Из материалов дела следует, что в игорных заведениях, перечисленных в заявлениях, деятельность осуществлялась ООО "К". Фактически сменился организатор игры, а не игорное заведение, соответствующее понятию, данному в ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., что не оспаривается налоговым органом. Игорные заведения были открыты до 01.01.2007 г., после указанной даты общество новых игорных заведений не открывало. Заявитель осуществлял предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории субъекта РФ - Свердловской области, в том числе в г. Екатеринбурге, г. Сухом Логу, г. Качканаре. Решения же о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), начиная с 1 июля 2007 года, на территории субъекта РФ (территории Свердловской области) органами государственной власти не принято.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.112.2007 г. для соответствующих лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что бездействием налогового органа права заявителя не могут быть нарушены, подлежит отклонению, поскольку фактически отказ в регистрации игровых автоматов лишает заявителя права на осуществление предпринимательской деятельности. До июля 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр разрешена, если законодателем субъекта РФ не введен запрет на осуществление этой деятельности.
В п. 8 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ указано, что принятые органами государственной власти субъектов РФ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие. В данном случае речь идет именно о запрете деятельности и об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ, но не об установлении требований к размещению объектов игорного бизнеса. В тех субъектах РФ, где запрещено осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса либо допускается с определенными ограничениями, установленный субъектом РФ запрет (ограничение) сохраняет свою силу с 01.01.2007 г. до 01.07.2009 г., т.е. до общефедерального запрета (за исключением игорных зон).
На территории Свердловской области запрет деятельности по организации и проведению азартных игр органами государственной власти Свердловской области не вводился. Соответствующий закон Свердловской области не принят, следовательно, в данном случае датой запрета деятельности по организации и проведению азартных игр и об установлении ограничений этой деятельности на территории Свердловской области является дата общефедерального запрета - 01.07.2009 г.
Осуществление налоговым органом мероприятий по контролю за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. невозможно до принятия Минфином РФ (осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр и пари) Приказа "Об утверждении Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям". Все контрольные мероприятия, касающиеся организаторов азартных игр, должны осуществляться территориальными налоговыми органами только на основании поручения центрального аппарата ФНС России, которое будет издано после вступления в силу вышеуказанного Приказа Минфина России, который до настоящего времени не принят (письмо Минфина РФ и ФНС России от 29.06.2007 г. N 18-0-09/0191@). Данное письмо не является нормативным правовым актом, но оно как ведомственный документ обязателен для исполнения территориальными налоговыми органами.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие налогового органа по совершению соответствующих регистрационных действий при поступлении от налогоплательщика заявлений о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере игорного бизнеса, является незаконным, следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы налогового органа о том, что судом первой инстанции восстановлен пропущенный заявителем процессуальный срок без установления уважительных причин, подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в статье 117 названного Кодекса.
Статья 198 АПК РФ не устанавливает предельно допустимых сроков для восстановления срока, установленного частью четвертой этой статьи. Таким образом, для восстановления предусмотренного названной нормой срока достаточно признания причин его пропуска уважительными судом, который не ограничен в этом праве.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Как следует из материалов дела, обжалуемое письмо налогового органа получено 16.07.2007 г., о чем свидетельствует уведомление о вручении, следовательно, трехмесячный срок для обжалования вышеуказанного письма истекает 17.10.2007 г. Фактически заявление обществом направлено в суд 06.11.2007 г. (квитанция об отправке копии заявления заинтересованному лицу).
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока, заявленного в судебном заседании 10.01.2008 г., суд обоснованно установил, что пропуск срока незначителен, в связи с чем на основании ч. 4 ст. 198 АПК РФ правомерно признал причину пропуска уважительной, что соответствует смыслу и содержанию ч. 1 ст. 46 Конституции РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что правом на обращение в суд с заявлением об обязании налогового органа совершить определенные действия заявитель не обладает, также подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что общество направило в суд заявление о признании незаконным бездействия налогового органа по совершению соответствующих регистрационных действий при поступлении от налогоплательщика заявлений о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и обязании устранить допущенные нарушения путем регистрации игровых автоматов в соответствии с указанными заявлениями.
Требование заявителя об обязании налогового органа зарегистрировать игровые автоматы в соответствии с поданными заявлениями суд апелляционной инстанции расценивает как предложенный заявителем способ устранения нарушенного его права.
Согласно части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ по делам об обжаловании действий (бездействия) государственных органов также предусмотрено, что в решении должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, суд при вынесении решения обязан указать способ его исполнения. Обязание судом первой инстанции налогового органа устранить допущенные нарушения путем регистрации игровых автоматов в соответствии с указанными заявлениями является способом устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя и не рассматривается в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как самостоятельное имущественное требование.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 января 2007 года по делу N А60-31100/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2008 N 17АП-1177/2008-АК ПО ДЕЛУ N А60-31100/2007
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2008 г. N 17АП-1177/2008-АК
Дело N А60-31100/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии:
от заявителя - ООО "С": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области: М., удостоверение УР N 370521, доверенность от 08.02.2008 г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 января 2008 года
по делу N А60-31100/2007,
по заявлению ООО "С"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:
ООО "С" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требования в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) по совершению соответствующих регистрационных действий при поступлении от налогоплательщика заявлений о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и обязании налогового органа зарегистрировать объекты налогообложения (игровые автоматы) в соответствии с указанными заявлениями.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.01.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель налогового органа в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, пояснил, что суд первой инстанции неправомерно восстановил пропущенный заявителем процессуальный срок, не установив наличие уважительных причин. Ссылается на правомерность их действий, выразившихся в непостановке на учет объектов налогообложения 510 игровых автоматов, поскольку заявитель игорных заведений на территории города Нижний Тагил не имел и деятельность по организации и осуществлению азартных игр на территории города не осуществлял.
Общество письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по организации и содержанию игровых автоматов и игорных заведений на территории Свердловской области. Указанная деятельность осуществляется на основании лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений N 003418 со сроком действия с 18 декабря 2003 г. по 18 декабря 2008 г.
17.04.2007 г., 18.06.2007 г., 29.06.2007 г. обществом в налоговый орган поданы заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, в соответствии с которыми на учет в качестве объектов налогообложения ставились 510 игровых автоматов.
Налоговый орган решением от 06.07.2007 г. N 13-27/17618 отказал в регистрации указанных объектов налогообложения налогом на игорный бизнес на том основании, что в соответствии с пп. 4, 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты" с 01.01.2007 г. игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах.
Не согласившись с бездействием налогового органа, выразившимся в непостановке на учет 510 игровых автоматов, общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие налогового органа является незаконным.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С 1 января 2007 года вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (далее - Закон).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Законом N 244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 г. при условии приведения этой деятельности в соответствии с требованиями закона до 1 июля 2007 года, в частности соблюдения минимальной величины чистых активов, минимальной площади залов для размещения для казино и игровых автоматов, минимального количества игровых столов и игровых автоматов и т.д.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1 и 2 ст. 16 Закона, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 366 НК РФ игровой автомат отнесен к объектам обложения налогом на игорный бизнес.
Положениями ст. 364 НК РФ установлено, что для целей главы 29 Кодекса, определяющей налог на игорный бизнес, под игровым автоматом следует понимать специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
В соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В силу п. 3 ст. 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (п. 4 ст. 366 НК РФ).
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (п. 5 ст. 366 НК РФ).
Выполняя данные требования, ООО "С" 17.04.2007 г., 18.06.2007 г., 29.06.2007 г. обратилось в налоговый орган с заявлениями о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Налоговый орган письмом от 06.07.2007 г. N 13-27/17618 отказал в регистрации указанных заявителем объектов налогообложения, указав, что налоговый орган отказывает не в регистрации объектов налогообложения, а в регистрации игорных заведений ООО "С", расположенных по адресам: г. Нижний Тагил ул. Победы, 43, проспект Ленина, 5; ул. Металлургов, 46; ул. Захарова, 1а; проспект Ленина, 57 "Киномакс"; ул. Юности, 51а; ул. Ильича, 1; проспект Мира, 29; район Привокзальной площади, нежилое помещение; ул. Зари, 31; Черноисточинское шоссе, 1б, рынок "Лисъегорский привоз"; ул. Захарова, 2. Таким образом, налоговый орган не рассматривал вопрос о регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов, заявленных обществом.
В соответствии с п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство. При этом законодатель не связывает исполнение налогоплательщиком требований иных законодательных актов с обязанностью направить заявление о регистрации объектов налогообложения в налоговый орган, и соответственно не наделяет налоговый орган правом отказать в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Из содержания ст. 366 НК РФ следует, что режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер. А сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Таким образом, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной ст. 366 НК РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку налогового органа на Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", поскольку в силу ст. 1 НК РФ данный нормативный правовой акт не относится к законодательству о налогах и сборах, в связи с чем не может изменять установленные налоговым законодательством правоотношения.
Ссылка заинтересованного лица на то, что заявитель игорных заведений на территории г. Нижний Тагил не имел и деятельность по организации и осуществлению азартных игр на территории города не осуществлял, в связи с чем объекты не могут быть зарегистрированы, подлежит отклонению. Из материалов дела следует, что в игорных заведениях, перечисленных в заявлениях, деятельность осуществлялась ООО "К". Фактически сменился организатор игры, а не игорное заведение, соответствующее понятию, данному в ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., что не оспаривается налоговым органом. Игорные заведения были открыты до 01.01.2007 г., после указанной даты общество новых игорных заведений не открывало. Заявитель осуществлял предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории субъекта РФ - Свердловской области, в том числе в г. Екатеринбурге, г. Сухом Логу, г. Качканаре. Решения же о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), начиная с 1 июля 2007 года, на территории субъекта РФ (территории Свердловской области) органами государственной власти не принято.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.112.2007 г. для соответствующих лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что бездействием налогового органа права заявителя не могут быть нарушены, подлежит отклонению, поскольку фактически отказ в регистрации игровых автоматов лишает заявителя права на осуществление предпринимательской деятельности. До июля 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр разрешена, если законодателем субъекта РФ не введен запрет на осуществление этой деятельности.
В п. 8 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ указано, что принятые органами государственной власти субъектов РФ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие. В данном случае речь идет именно о запрете деятельности и об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ, но не об установлении требований к размещению объектов игорного бизнеса. В тех субъектах РФ, где запрещено осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса либо допускается с определенными ограничениями, установленный субъектом РФ запрет (ограничение) сохраняет свою силу с 01.01.2007 г. до 01.07.2009 г., т.е. до общефедерального запрета (за исключением игорных зон).
На территории Свердловской области запрет деятельности по организации и проведению азартных игр органами государственной власти Свердловской области не вводился. Соответствующий закон Свердловской области не принят, следовательно, в данном случае датой запрета деятельности по организации и проведению азартных игр и об установлении ограничений этой деятельности на территории Свердловской области является дата общефедерального запрета - 01.07.2009 г.
Осуществление налоговым органом мероприятий по контролю за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. невозможно до принятия Минфином РФ (осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр и пари) Приказа "Об утверждении Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям". Все контрольные мероприятия, касающиеся организаторов азартных игр, должны осуществляться территориальными налоговыми органами только на основании поручения центрального аппарата ФНС России, которое будет издано после вступления в силу вышеуказанного Приказа Минфина России, который до настоящего времени не принят (письмо Минфина РФ и ФНС России от 29.06.2007 г. N 18-0-09/0191@). Данное письмо не является нормативным правовым актом, но оно как ведомственный документ обязателен для исполнения территориальными налоговыми органами.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие налогового органа по совершению соответствующих регистрационных действий при поступлении от налогоплательщика заявлений о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере игорного бизнеса, является незаконным, следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы налогового органа о том, что судом первой инстанции восстановлен пропущенный заявителем процессуальный срок без установления уважительных причин, подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в статье 117 названного Кодекса.
Статья 198 АПК РФ не устанавливает предельно допустимых сроков для восстановления срока, установленного частью четвертой этой статьи. Таким образом, для восстановления предусмотренного названной нормой срока достаточно признания причин его пропуска уважительными судом, который не ограничен в этом праве.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Как следует из материалов дела, обжалуемое письмо налогового органа получено 16.07.2007 г., о чем свидетельствует уведомление о вручении, следовательно, трехмесячный срок для обжалования вышеуказанного письма истекает 17.10.2007 г. Фактически заявление обществом направлено в суд 06.11.2007 г. (квитанция об отправке копии заявления заинтересованному лицу).
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока, заявленного в судебном заседании 10.01.2008 г., суд обоснованно установил, что пропуск срока незначителен, в связи с чем на основании ч. 4 ст. 198 АПК РФ правомерно признал причину пропуска уважительной, что соответствует смыслу и содержанию ч. 1 ст. 46 Конституции РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что правом на обращение в суд с заявлением об обязании налогового органа совершить определенные действия заявитель не обладает, также подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что общество направило в суд заявление о признании незаконным бездействия налогового органа по совершению соответствующих регистрационных действий при поступлении от налогоплательщика заявлений о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и обязании устранить допущенные нарушения путем регистрации игровых автоматов в соответствии с указанными заявлениями.
Требование заявителя об обязании налогового органа зарегистрировать игровые автоматы в соответствии с поданными заявлениями суд апелляционной инстанции расценивает как предложенный заявителем способ устранения нарушенного его права.
Согласно части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ по делам об обжаловании действий (бездействия) государственных органов также предусмотрено, что в решении должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, суд при вынесении решения обязан указать способ его исполнения. Обязание судом первой инстанции налогового органа устранить допущенные нарушения путем регистрации игровых автоматов в соответствии с указанными заявлениями является способом устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя и не рассматривается в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как самостоятельное имущественное требование.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 января 2007 года по делу N А60-31100/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)