Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 августа 2007 г. Дело N А60-9054/07-С8
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - ИФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга - на решение от 15.06.2007 по делу N А60-9054/07-С8 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению ОАО "У" к ИФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения налогового органа,
в арбитражный суд обратилось ОАО "У" с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга N 204 от 11.04.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) организации.
Решением суда первой инстанции от 15.06.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований общества. В качестве доводов, инспекцией указано, что суд первой инстанции необоснованно сослался на срок, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ, поскольку он подлежит применению только в отношении процедуры взыскания налога за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках. Кроме того, ссылка суда на Постановление ВАС РФ N 10353/05 от 24.01.2006 также неправомерна, так как в силу ст. 105, 127 Конституции РФ данный акт не является источником права. Также, по мнению налогового органа, судом первой инстанции необоснованно возложены на инспекцию судебные расходы.
Представители сторон не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, от общества письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга в связи с тем, что за ОАО "У" числится недоимка, направило в адрес налогоплательщика требование N 7129 от 26.05.2005 (л.д. 12) об уплате задолженности по НДС производимые на территории РФ в сумме 7790875 руб., по налогу на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в Единую систему газоснабжения, в суммах 412542 руб., 697205 руб., с указанием срока исполнения до 05.06.2005.
Поскольку названное требование не было исполнено налогоплательщиком в установленный срок в связи с недостаточностью денежных средств на счетах общества, налоговый орган вынес оспариваемое решение N 204 от 11.04.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в названном требовании (л.д. 11).
Считая данное решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорное решение вынесено налоговым органом за пределами 60-дневного срока, установленного ст. 46 НК РФ, следовательно, является незаконным и подлежит признанию недействительным. Кроме того, суд указал на то, что несмотря на наличие у налогоплательщика 36 расчетных счетов в банках налоговым органом направлены инкассовые поручения только в одно кредитное учреждение, в котором открыт счет общества, доказательств направления инкассовых поручений в адрес иных банков инспекцией не представлено. Таким образом, налоговым органом нарушены срок и порядок вынесения оспариваемого решения.
Данные выводы суда являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как определено п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 НК РФ.
При этом ст. 47 НК РФ не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
Между тем, следует иметь в виду, что в ст. 47 НК РФ, так же как и в ст. 46 НК РФ, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 НК РФ.
Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.
Довод налогового органа о том, что суд первой инстанции необоснованно применил п. 3 ст. 46 НК РФ является несостоятельной, поскольку, как указано выше, при взыскании налога за счет имущества налогоплательщика на основании ст. 47 НК РФ по правилам, установленным ст. 46 НК РФ, следовательно, в данном случае используются те же порядок и сроки.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод инспекции о неправомерности ссылки судом первой инстанции на Постановление Президиума ВАС РФ N 10353/05 от 24.01.2006 в связи с тем, что данный акт не является источником права. Названный судебный акт принят по результатам рассмотрения заявления о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по результатам рассмотрения аналогичного спора. Поскольку Высший Арбитражный Суд РФ в иерархии судебной системы является наивысшей судебной инстанцией арбитражных судов, принятый Президиумом ВАС РФ судебный акт носит обязательный характер для нижестоящих арбитражных судов при разрешении однородных споров в целях формирования единообразия судебной практики на территории Российской Федерации.
Таким образом, исходя из анализа ст. 46, 47, 48 и 70 НК РФ следует, что порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством, не может носить произвольный характер; ограничен определенными сроками, по истечении которых налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание налога и пени в бесспорном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).
В силу изложенного оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию недействительным в связи с несоответствием действующему законодательству и нарушением права налогоплательщика.
Довод налогового органа о незаконности принятого судом первой инстанции решения в части возложения на налоговый орган судебных расходов в виде государственной пошлины, поскольку имеет место освобождение от ее уплаты в порядке, предусмотренном п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В силу п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится из бюджета.
В соответствии с п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ", с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Следует отметить, что в данном случае инспекция ошибочно ссылается на п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, поскольку данная норма предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов при обращении в арбитражный суд, тогда как по настоящему делу заявителем является общество, а налоговый орган - заинтересованным лицом (ответчиком).
Как указано в п. 2 Информационного письма, НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Поскольку с 01.01.2007 действует общий порядок распределения судебных расходов, на основании ст. 110 АПК РФ, ст. 333.37, 333.40 НК РФ, ввиду того, что имеет место обращение в суд апелляционной инстанции с жалобой, налоговый орган по смыслу п.п. 1 п. 2 ст. 333.17 НК РФ является плательщиком государственной пошлины, в связи с чем судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.06.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2007 N 17АП-5454/07-АК ПО ДЕЛУ N А60-9054/07-С8
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 20 августа 2007 г. Дело N А60-9054/07-С8
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - ИФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга - на решение от 15.06.2007 по делу N А60-9054/07-С8 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению ОАО "У" к ИФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд обратилось ОАО "У" с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга N 204 от 11.04.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) организации.
Решением суда первой инстанции от 15.06.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований общества. В качестве доводов, инспекцией указано, что суд первой инстанции необоснованно сослался на срок, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ, поскольку он подлежит применению только в отношении процедуры взыскания налога за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках. Кроме того, ссылка суда на Постановление ВАС РФ N 10353/05 от 24.01.2006 также неправомерна, так как в силу ст. 105, 127 Конституции РФ данный акт не является источником права. Также, по мнению налогового органа, судом первой инстанции необоснованно возложены на инспекцию судебные расходы.
Представители сторон не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, от общества письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга в связи с тем, что за ОАО "У" числится недоимка, направило в адрес налогоплательщика требование N 7129 от 26.05.2005 (л.д. 12) об уплате задолженности по НДС производимые на территории РФ в сумме 7790875 руб., по налогу на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в Единую систему газоснабжения, в суммах 412542 руб., 697205 руб., с указанием срока исполнения до 05.06.2005.
Поскольку названное требование не было исполнено налогоплательщиком в установленный срок в связи с недостаточностью денежных средств на счетах общества, налоговый орган вынес оспариваемое решение N 204 от 11.04.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в названном требовании (л.д. 11).
Считая данное решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорное решение вынесено налоговым органом за пределами 60-дневного срока, установленного ст. 46 НК РФ, следовательно, является незаконным и подлежит признанию недействительным. Кроме того, суд указал на то, что несмотря на наличие у налогоплательщика 36 расчетных счетов в банках налоговым органом направлены инкассовые поручения только в одно кредитное учреждение, в котором открыт счет общества, доказательств направления инкассовых поручений в адрес иных банков инспекцией не представлено. Таким образом, налоговым органом нарушены срок и порядок вынесения оспариваемого решения.
Данные выводы суда являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как определено п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 НК РФ.
При этом ст. 47 НК РФ не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
Между тем, следует иметь в виду, что в ст. 47 НК РФ, так же как и в ст. 46 НК РФ, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 НК РФ.
Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.
Довод налогового органа о том, что суд первой инстанции необоснованно применил п. 3 ст. 46 НК РФ является несостоятельной, поскольку, как указано выше, при взыскании налога за счет имущества налогоплательщика на основании ст. 47 НК РФ по правилам, установленным ст. 46 НК РФ, следовательно, в данном случае используются те же порядок и сроки.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод инспекции о неправомерности ссылки судом первой инстанции на Постановление Президиума ВАС РФ N 10353/05 от 24.01.2006 в связи с тем, что данный акт не является источником права. Названный судебный акт принят по результатам рассмотрения заявления о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по результатам рассмотрения аналогичного спора. Поскольку Высший Арбитражный Суд РФ в иерархии судебной системы является наивысшей судебной инстанцией арбитражных судов, принятый Президиумом ВАС РФ судебный акт носит обязательный характер для нижестоящих арбитражных судов при разрешении однородных споров в целях формирования единообразия судебной практики на территории Российской Федерации.
Таким образом, исходя из анализа ст. 46, 47, 48 и 70 НК РФ следует, что порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством, не может носить произвольный характер; ограничен определенными сроками, по истечении которых налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание налога и пени в бесспорном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).
В силу изложенного оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию недействительным в связи с несоответствием действующему законодательству и нарушением права налогоплательщика.
Довод налогового органа о незаконности принятого судом первой инстанции решения в части возложения на налоговый орган судебных расходов в виде государственной пошлины, поскольку имеет место освобождение от ее уплаты в порядке, предусмотренном п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В силу п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится из бюджета.
В соответствии с п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ", с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Следует отметить, что в данном случае инспекция ошибочно ссылается на п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, поскольку данная норма предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов при обращении в арбитражный суд, тогда как по настоящему делу заявителем является общество, а налоговый орган - заинтересованным лицом (ответчиком).
Как указано в п. 2 Информационного письма, НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Поскольку с 01.01.2007 действует общий порядок распределения судебных расходов, на основании ст. 110 АПК РФ, ст. 333.37, 333.40 НК РФ, ввиду того, что имеет место обращение в суд апелляционной инстанции с жалобой, налоговый орган по смыслу п.п. 1 п. 2 ст. 333.17 НК РФ является плательщиком государственной пошлины, в связи с чем судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.06.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)