Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 октября 2005 г. Дело N А19-7940/05-24
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Дягилевой И.П.,
судей: Сорока Т.Г., Белоножко Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дягилевой И.П.,
при участии:
от заявителя - Хромцовой Н.В., доверенность от 01.04.2005 N 12,
от ответчика - Щадриной Н.В., доверенность от 11.01.2005 N 27/08-13, Смирновой Л.И., доверенность от 24.10.2005 N 08/13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ N 12 по Иркутской области и УОБАО на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.07.2005 по делу N А19-7940/05-24, принятое Зволейко О.Л. по заявлению ООО "Легион" к МИФНС РФ N 12 по Иркутской области и УОБАО о признании недействительным решения налогового органа в части,
общество с ограниченной ответственностью "Легион" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 12 по Иркутской области о признании недействительным решения налогового органа от 31.12.2004 N 08-26/22 в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 55547 руб. (подпункт "а" п. 1); привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) единого налога на вмененный доход за 4 квартал 2002 г. в виде штрафа в сумме 17069 руб. (подпункт "б" п. 1); доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 277737 руб. (подпункт "б" п. 2.1), единого налога на вмененный доход в сумме 85349 руб. (подпункт "б" п. 2.1), пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 51253 руб. (подпункт "в" п. 2.1), пеней за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход в сумме 15839 руб. (подпункт "в" п. 2.1).
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, Межрайонная инспекция ФНС РФ N 12 по Иркутской области и УОБАО обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, поскольку оно не соответствует требованиям ст. 226 НК РФ, а также Бюджетного кодекса РФ и ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2003 год".
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, уточнил жалобу и просил отменить решение суда первой инстанции в части налога на доходы физических лиц.
Представитель ООО "Легион" в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела в соответствии с требованиями п. 5 ст. 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 12 по Иркутской области и УОБАО проведена выездная налоговая проверка ООО "Легион" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в ходе которой установлено, что налогоплательщик в нарушение п. 7 ст. 226 НК РФ производил перечисление налога на доходы физических лиц по месту нахождения головного предприятия - в бюджет Иркутского района Иркутской области, тогда как должен был производить перечисление налога по месту нахождения обособленных подразделений.
В результате указанного нарушения задолженность по налогу на доходы физических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, находящихся в г. Иркутске, по состоянию на 31.12.2004 составила 276437 руб., а переплата налога на доходы физических лиц по головному предприятию по состоянию на 30.09.2004 составила сумму 283100 руб.
Обстоятельства допущенных заявителем нарушений зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 10.12.2004 N 01-24/116.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 31.12.2004 N 08-26/22 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе согласно ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, в виде штрафа в сумме 55547 руб. (277737 руб. x 20%).
Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить в том числе налог на доходы физических лиц в сумме 277737 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 51253 руб.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, ООО "Легион" обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку федеральному бюджету ущерб не нанесен, так как налогоплательщик перечислил НДФЛ в срок и в полном объеме по месту нахождения головной организации, недоимки в целом по обществу не имеется, следовательно, взыскание с организации сумм налога на доходы физических лиц, пеней и штрафа не соответствует закону.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части доначисления налога и пеней, поскольку он противоречит требованиям пунктов 1, 7 статьи 226 НК РФ, согласно которым ООО "Легион", являясь налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц согласно подпункту 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ, обязано правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет исчисленный и удержанный с работников налог на доходы физических лиц, а как организация, имеющая обособленные подразделения, обязано перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Так, в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения организации, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
В нарушение данной нормы Налогового кодекса РФ общество с ограниченной ответственностью "Легион" не перечисляло по месту нахождения филиалов исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц.
Данные суммы налога на доходы физических лиц были перечислены в бюджет Иркутского района Иркутской области.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом.
Бюджетным законодательством налог на доходы физических лиц отнесен к категории регулирующих налогов и должен зачисляться напрямую по установленным нормативам в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся:
- - установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
- - разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
В соответствии со ст. 8 БК РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:
- распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетами субъекта РФ и местными бюджетами.
Согласно ст. 48 БК РФ регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются настоящим Кодексом либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
В силу статьи 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.
В соответствии со ст. 50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
Статья 55 БК РФ определяет, что доходы бюджеты субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Согласно ст. 56 БК РФ к налоговым доходам бюджетов РФ относятся:
- - собственные налоговые доходы бюджетов РФ от региональных налогов и сборов, перечень которых определяется налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в РФ";
- - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
В соответствии со ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Согласно ст. 61 БК РФ к налоговым доходам местных бюджетов относятся:
- - собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;
- - отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам РФ и субъектам РФ в порядке, установленном ст.ст. 52, 58, 63 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 245 БК РФ исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает не только перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, но и распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов.
В соответствии с со ст. 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", ст. 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и ст. 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2002, 2003, 2004 годах, формировались за счет доходов от уплаты федеральных налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений согласно приложениям 2 к указанным Федеральным законам, согласно которым налог на доходы физических лиц зачисляется:
- - в федеральный бюджет - 0%;
- - в консолидированные бюджеты субъектов РФ - 100%.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 28.12.2001 N 26/19-оз, ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 28.12.2002 N 65-оз, ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" от 24.12.2003 N 74-оз доходы областного бюджета в 2002, 2003, 2004 годах формировались за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет области в соответствии с Федеральными законами "О бюджете на 2002 год", "О бюджете на 2003 год", "О бюджете на 2004 год" в соответствии с нормативами, установленными приложениями 1-1, 1-2 к настоящим Законам.
Так, согласно данным нормативам, налог на доходы физических лиц зачисляется в местные бюджеты.
Таким образом, федеральный налог на доходы физических лиц, удержанный из сумм дохода, выплаченного работникам филиалов ООО "Легион", подлежал перечислению обособленными подразделениями общества в доход бюджетов административных округов г. Иркутска, в которых они расположены.
Учитывая, что налогоплательщиком при проведении выездной налоговой проверки в инспекцию не были представлены платежные документы, которые бы подтверждали исполнение данной обязанности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности вынесенного налоговым органом решения в части доначисления налога на доходы физических лиц по обособленным подразделениям и пеней за несвоевременную уплату этого налога.
Доводы ООО "Легион" о повторности взыскания указанной суммы налога в связи с тем, что налог на доходы физических лиц был уплачен головным предприятием, поэтому имеется переплата по налогу, превышающая сумму задолженности, выявленную при проведении выездной налоговой проверки, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что уплачиваемая обществом сумма НДФЛ направлялась на исполнение обязанностей перед местными бюджетами тех административных округов города Иркутска, в которых расположены обособленные подразделения. Отсутствие указанных доказательств свидетельствует о том, что орган федерального казначейства не имел возможности перераспределить соответствующие суммы между различными бюджетами.
Что касается привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что в этой части решение суда первой инстанции соответствует требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", а также пунктом 7 статьи 226 Кодекса, как уже указывалось выше, предусмотрено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В силу статьи 123 Кодекса неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 Кодекса признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Кодекс не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц. Поскольку обществом налог на доходы физических лиц был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у инспекции не имелось оснований для привлечения его к налоговой ответственности по статье 123 Кодекса.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Легион" требований в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 277737 руб. (подпункт "б" п. 2.1) и пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 51253 руб. (подпункт "в" п. 2.1), в остальной части требования общества обоснованны и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии с требованиями ст. 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального права.
При изложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению, а заявленные требования - частичному удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.ст. 104, 110 АПК РФ обществу с ограниченной ответственностью "Легион" следует возвратить из федерального бюджета госпошлину, уплаченную при обращении в арбитражный суд, в сумме 1500 руб.
В соответствии с требованиями ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялись перерывы с 10 часов 45 минут 18.10.2005 до 11 часов 20.10.2005 и до 10 часов 24.10.2005.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
решение от 25.07.2005 по делу N А19-7940/05-24 изменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
В удовлетворении требований ООО "Легион" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 12 по Иркутской области от 31.12.2004 N 08-26/22 в части подпункта "б" пункта 2.1 в сумме налога на доходы физических лиц по обособленным подразделениям - 277737 руб., подпункта "в" пункта 2.1 в части пеней по налогу на доходы физических лиц по обособленным подразделениям в сумме 51253 руб. отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Возвратить ООО "Легион" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.10.2005 ПО ДЕЛУ N А19-7940/05-24
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 24 октября 2005 г. Дело N А19-7940/05-24
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Дягилевой И.П.,
судей: Сорока Т.Г., Белоножко Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дягилевой И.П.,
при участии:
от заявителя - Хромцовой Н.В., доверенность от 01.04.2005 N 12,
от ответчика - Щадриной Н.В., доверенность от 11.01.2005 N 27/08-13, Смирновой Л.И., доверенность от 24.10.2005 N 08/13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ N 12 по Иркутской области и УОБАО на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.07.2005 по делу N А19-7940/05-24, принятое Зволейко О.Л. по заявлению ООО "Легион" к МИФНС РФ N 12 по Иркутской области и УОБАО о признании недействительным решения налогового органа в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Легион" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 12 по Иркутской области о признании недействительным решения налогового органа от 31.12.2004 N 08-26/22 в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 55547 руб. (подпункт "а" п. 1); привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) единого налога на вмененный доход за 4 квартал 2002 г. в виде штрафа в сумме 17069 руб. (подпункт "б" п. 1); доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 277737 руб. (подпункт "б" п. 2.1), единого налога на вмененный доход в сумме 85349 руб. (подпункт "б" п. 2.1), пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 51253 руб. (подпункт "в" п. 2.1), пеней за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход в сумме 15839 руб. (подпункт "в" п. 2.1).
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, Межрайонная инспекция ФНС РФ N 12 по Иркутской области и УОБАО обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, поскольку оно не соответствует требованиям ст. 226 НК РФ, а также Бюджетного кодекса РФ и ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2003 год".
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, уточнил жалобу и просил отменить решение суда первой инстанции в части налога на доходы физических лиц.
Представитель ООО "Легион" в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела в соответствии с требованиями п. 5 ст. 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 12 по Иркутской области и УОБАО проведена выездная налоговая проверка ООО "Легион" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в ходе которой установлено, что налогоплательщик в нарушение п. 7 ст. 226 НК РФ производил перечисление налога на доходы физических лиц по месту нахождения головного предприятия - в бюджет Иркутского района Иркутской области, тогда как должен был производить перечисление налога по месту нахождения обособленных подразделений.
В результате указанного нарушения задолженность по налогу на доходы физических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, находящихся в г. Иркутске, по состоянию на 31.12.2004 составила 276437 руб., а переплата налога на доходы физических лиц по головному предприятию по состоянию на 30.09.2004 составила сумму 283100 руб.
Обстоятельства допущенных заявителем нарушений зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 10.12.2004 N 01-24/116.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 31.12.2004 N 08-26/22 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе согласно ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, в виде штрафа в сумме 55547 руб. (277737 руб. x 20%).
Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить в том числе налог на доходы физических лиц в сумме 277737 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 51253 руб.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, ООО "Легион" обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку федеральному бюджету ущерб не нанесен, так как налогоплательщик перечислил НДФЛ в срок и в полном объеме по месту нахождения головной организации, недоимки в целом по обществу не имеется, следовательно, взыскание с организации сумм налога на доходы физических лиц, пеней и штрафа не соответствует закону.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части доначисления налога и пеней, поскольку он противоречит требованиям пунктов 1, 7 статьи 226 НК РФ, согласно которым ООО "Легион", являясь налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц согласно подпункту 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ, обязано правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет исчисленный и удержанный с работников налог на доходы физических лиц, а как организация, имеющая обособленные подразделения, обязано перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Так, в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения организации, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
В нарушение данной нормы Налогового кодекса РФ общество с ограниченной ответственностью "Легион" не перечисляло по месту нахождения филиалов исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц.
Данные суммы налога на доходы физических лиц были перечислены в бюджет Иркутского района Иркутской области.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом.
Бюджетным законодательством налог на доходы физических лиц отнесен к категории регулирующих налогов и должен зачисляться напрямую по установленным нормативам в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся:
- - установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
- - разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
В соответствии со ст. 8 БК РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:
- распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетами субъекта РФ и местными бюджетами.
Согласно ст. 48 БК РФ регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются настоящим Кодексом либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
В силу статьи 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.
В соответствии со ст. 50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
Статья 55 БК РФ определяет, что доходы бюджеты субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Согласно ст. 56 БК РФ к налоговым доходам бюджетов РФ относятся:
- - собственные налоговые доходы бюджетов РФ от региональных налогов и сборов, перечень которых определяется налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в РФ";
- - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
В соответствии со ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Согласно ст. 61 БК РФ к налоговым доходам местных бюджетов относятся:
- - собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;
- - отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам РФ и субъектам РФ в порядке, установленном ст.ст. 52, 58, 63 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 245 БК РФ исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает не только перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, но и распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов.
В соответствии с со ст. 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", ст. 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и ст. 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2002, 2003, 2004 годах, формировались за счет доходов от уплаты федеральных налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений согласно приложениям 2 к указанным Федеральным законам, согласно которым налог на доходы физических лиц зачисляется:
- - в федеральный бюджет - 0%;
- - в консолидированные бюджеты субъектов РФ - 100%.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 28.12.2001 N 26/19-оз, ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 28.12.2002 N 65-оз, ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" от 24.12.2003 N 74-оз доходы областного бюджета в 2002, 2003, 2004 годах формировались за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет области в соответствии с Федеральными законами "О бюджете на 2002 год", "О бюджете на 2003 год", "О бюджете на 2004 год" в соответствии с нормативами, установленными приложениями 1-1, 1-2 к настоящим Законам.
Так, согласно данным нормативам, налог на доходы физических лиц зачисляется в местные бюджеты.
Таким образом, федеральный налог на доходы физических лиц, удержанный из сумм дохода, выплаченного работникам филиалов ООО "Легион", подлежал перечислению обособленными подразделениями общества в доход бюджетов административных округов г. Иркутска, в которых они расположены.
Учитывая, что налогоплательщиком при проведении выездной налоговой проверки в инспекцию не были представлены платежные документы, которые бы подтверждали исполнение данной обязанности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности вынесенного налоговым органом решения в части доначисления налога на доходы физических лиц по обособленным подразделениям и пеней за несвоевременную уплату этого налога.
Доводы ООО "Легион" о повторности взыскания указанной суммы налога в связи с тем, что налог на доходы физических лиц был уплачен головным предприятием, поэтому имеется переплата по налогу, превышающая сумму задолженности, выявленную при проведении выездной налоговой проверки, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что уплачиваемая обществом сумма НДФЛ направлялась на исполнение обязанностей перед местными бюджетами тех административных округов города Иркутска, в которых расположены обособленные подразделения. Отсутствие указанных доказательств свидетельствует о том, что орган федерального казначейства не имел возможности перераспределить соответствующие суммы между различными бюджетами.
Что касается привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что в этой части решение суда первой инстанции соответствует требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", а также пунктом 7 статьи 226 Кодекса, как уже указывалось выше, предусмотрено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В силу статьи 123 Кодекса неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 Кодекса признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Кодекс не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц. Поскольку обществом налог на доходы физических лиц был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у инспекции не имелось оснований для привлечения его к налоговой ответственности по статье 123 Кодекса.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Легион" требований в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 277737 руб. (подпункт "б" п. 2.1) и пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 51253 руб. (подпункт "в" п. 2.1), в остальной части требования общества обоснованны и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии с требованиями ст. 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального права.
При изложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению, а заявленные требования - частичному удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.ст. 104, 110 АПК РФ обществу с ограниченной ответственностью "Легион" следует возвратить из федерального бюджета госпошлину, уплаченную при обращении в арбитражный суд, в сумме 1500 руб.
В соответствии с требованиями ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялись перерывы с 10 часов 45 минут 18.10.2005 до 11 часов 20.10.2005 и до 10 часов 24.10.2005.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.07.2005 по делу N А19-7940/05-24 изменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
В удовлетворении требований ООО "Легион" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 12 по Иркутской области от 31.12.2004 N 08-26/22 в части подпункта "б" пункта 2.1 в сумме налога на доходы физических лиц по обособленным подразделениям - 277737 руб., подпункта "в" пункта 2.1 в части пеней по налогу на доходы физических лиц по обособленным подразделениям в сумме 51253 руб. отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Возвратить ООО "Легион" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
И.П.ДЯГИЛЕВА
Судьи:
Т.Г.СОРОКА
Т.В.БЕЛОНОЖКО
И.П.ДЯГИЛЕВА
Судьи:
Т.Г.СОРОКА
Т.В.БЕЛОНОЖКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)