Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2007 N Ф04-6631/2007(38534-А27-26) ПО ДЕЛУ N А27-725/2007-2

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 сентября 2007 года Дело N Ф04-6631/2007(38534-А27-26)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово на решение от 22.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 08.06.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-725/2007-2 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс-Ойл", город Кемерово, к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово о признании недействительным решения налогового органа в части,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасс-Ойл" (далее - ООО "Кузбасс-Ойл", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (в редакции заявления об изменении требований) к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 653 от 19.12.2006 в части привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 1122 руб., пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 6009 руб., доначисления налога на землю в размере 30042 руб. и пени по налогу на землю в размере 2227 руб.
Решением от 22.03.2007 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные обществом требования были удовлетворены. Признано недействительным оспариваемое решение налогового органа N 653 от 19.12.2006, в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1122 руб., по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 6009 руб., доначисления налога на землю в размере 30042 руб. и пени в размере 2227 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2007 решение суда от 22.03.2007 оставлено без изменения.
Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что, поскольку с 01.01.2005 на территории Кемеровской области не был введен земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, то в 2005 году подлежат применению ставки земельного налога, действовавшие в 2004 году с коэффициентом 1,1, при этом руководствовались положениями статей 12, 15, 53 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Судебные инстанции установили, что коэффициент 2, предусмотренный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год", не применяется к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996, поскольку указанные ставки действуют только с 01.01.1997, в связи с чем в 1996 году не действовали.
Сопоставив размеры ставок земельного налога, действовавших в городе Кемерово в 2004 году, исходя из базовых ставок, утвержденных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 (с применением коэффициентов индексации 1999, 2000, 2002 - 2004 гг.), и базовых ставок земельного налога, установленных постановлением N 207, суды пришли к выводу о превышении налоговых ставок, действующих в 2004 году, в 2,2 раза.
Суды указали на несоответствие Постановления от 26.11.2005 N 207 в части установления ставок земельного налога на 2005 год нормам, предусмотренным статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, в связи с чем отклонили довод налогового органа о вступлении указанного Постановления в силу с 01.01.2005.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к выводу о необоснованном доначислении к уплате в бюджет земельного налога.
В части, касающейся исчисления налоговой санкции, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, суды мотивировали тем, что налоговая санкция в соответствии с нормой пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации.
Суды также указали, что в связи с отсутствием у налогоплательщика обязанности уплачивать земельный налог за спорный период привлечение его к налоговой ответственности является необоснованным.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Считает, что суды, удовлетворяя заявленные обществом требования, пришли к ошибочному выводу о том, что при расчете земельного налога применяется ставка 4,915 руб./кв., в связи с неприменением повышающего коэффициента 2, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", поскольку такой расчет ставки неправомерен и экономически не оправдан, следовательно, федеральным законом предусмотрена дифференциация средней ставки земельного налога, которая предполагает возможность ее изменения как в сторону уменьшения, так в сторону и увеличения.
Полагает, что право дифференцировать ставки, предусмотренное федеральным законом, в пределах его полномочий реализовано на законодательном уровне Кемеровским городским Советом народных депутатов.
Поскольку коэффициент 2, применяемый согласно статье 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", при утверждении дифференцированных ставок земельного налога не учтен, поэтому ставки земельного налога, утвержденные 26.12.1996, соответствовали средним ставкам, установленным Законом Российской Федерации "О плате за землю" и другим нормативно-правовым актам, касающимся определения размера ставок без учета коэффициента 2, поэтому применение коэффициента 2 при исчислении земельного налога является правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Кузбасс-Ойл" просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов N 207 от 26.11.2004 опубликовано в газете "Кемерово" от 10.12.2004 за N 50 в рубрике "официально", в связи с чем данное постановление вступает в силу с 01.01.2005. Изложенное подтверждает, что доначисление обществу земельного налога в размере 30042 руб. является неправомерным. У налогового органа отсутствовали основания начислять налоговые санкции с суммы доначисленного земельного налога.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении принятых по настоящему делу судебных актов без изменения.
Материалами дела установлено, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ООО "Кузбасс-Ойл" по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет земельного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.
Результаты проверки отражены в акте выездной налоговой проверки N 698 от 23.11.2006, на основании которого налоговым органом принято решение N 653 от 19.12.2006 о привлечении ООО "Кузбасс-Ойл" к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в налоговый орган в установленный законом срок налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год в виде штрафа в размере 1122 руб., по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в результате его занижения в виде штрафа в размере 6009 руб., а также доначисления налога на землю в размере 30042 руб. и пени в размере 2227 рублей.
Не согласившись с оспариваемым решением налогового органа в указанной части, ООО "Кузбасс-Ойл" оспорило его в судебном порядке.
Кассационная инстанция считает, что суд первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства по существу спора, с учетом положений статей 12, 15, 53 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" сделал обоснованный вывод, что, поскольку с 01.01.2005 на территории Кемеровской области не был введен земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2005 году подлежат применению ставки земельного налога, действовавшие в 2004 году, с коэффициентом 1,1.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", из которого следует, что при решении вопроса о моменте вступления в законную силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Кодекса такой акт вступает в законную силу с 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Так, в силу статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период применительно к земельному налогу составляет календарный год.
Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.11.2004 N 207 официально опубликовано в газете "Кемерово" N 50 от 10.12.2004.
Таким образом, арбитражный суд правильно определил началом очередного налогового периода по применению базовых ставок земельного налога с 01.01.2006, установленных Постановлением от 26.11.2004 N 207.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которого производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный на конкретный налоговый период.
Из статьи 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" следует, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Из пункта 5 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 вытекает, что установленные данным решением ставки земельного налога применяются только с 01.01.1997. Действие этих ставок не распространяется на 1996 год, в связи с чем при исчислении земельного налога по последующим налоговым периодам к ставкам земельного налога, установленным на 1996 год, не могут быть применены корректирующие коэффициенты, установленные законодательными актами о федеральном бюджете, так как сама ставка налога, существовавшая в 1996 году и позднее, уже не применялась.
Следовательно, суд, принимая решение, пришел к правомерному выводу о необоснованном применении налоговым органом в оспариваемом решении корректирующего коэффициента 2, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ, при исчислении земельного налога за 2005 год, в связи с чем обоснованно признал незаконным доначисление обществу к уплате в бюджет земельного налога в размере 30042 руб.
Удовлетворяя заявленные обществом требования и признавая недействительным решение налогового органа в части неправомерного исчисления налоговой санкции, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, с суммы доначисленного налога, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно приняли правильное решение, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что обязанность по представлению налоговой декларации по конкретному налогу лежит на плательщике этого налога.
За нарушение этой обязанности к плательщику налога может быть применена ответственность, установленная статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом размер штрафа поставлен в зависимость от суммы налога, подлежащей уплате по несвоевременно представленной декларации.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, установил, что основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, послужило, по мнению налогового органа, нарушение обществом положений статьи 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю", то есть представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций по земельному налогу за 2005 год с нарушением установленного законом срока. Этот факт не оспорен и обществом.
Поскольку обязанности уплачивать земельный налог за спорный период у налогоплательщика не было, судами правомерно признано незаконным привлечение общества к налоговой ответственности.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для исчисления налоговых санкций в размере 1122 руб.
С учетом изложенного кассационная жалоба налогового органа подлежит отклонению. Оснований для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанции у кассационной инстанции не имеется, нормы материального и процессуального применены судами правильно.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительный лист в соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22.03.2007 и постановление от 08.06.2007 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-725/2007-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)