Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Швецова К.И.
с участием помощников прокурора Денисовой М.В.,
Масленниковой И.А.
при секретаре Айрих Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 22.11.2007 дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части нормативного правового акта,
16 августа 2001 года Законодательным Собранием Пермской области был принят Закон Пермской области N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области", который 30 августа 2001 года подписан губернатором Пермской области и опубликован 31.08.2001 в печатных изданиях "Звезда", N 130-131, затем - 25.10.2001 "Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области", N 7. Указанный Закон действует с последними изменениями, внесенными в него Законом Пермского края от 08.10.2007 N 115-ПК, опубликованными в тех же печатных изданиях. В этой редакции он сохраняет свою силу до 06.12.2007, когда начинает действовать его новая редакция с изменениями, внесенными Законом Пермского края от 01.11.2007 N 132-ПК.
Законом Пермской области от 26.11.2003 N 1095-223 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области", опубликованным 28.11.2003 в издании "Российская газета", N 242, в основной закон были внесены следующие изменения, также предусмотренные его действующей до 06.12.2007 и новой редакцией.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона Пермской области N 1685-296 от 30 августа 2001 года "О налогообложении в Пермской области" (далее - ЗПО "О налогообложении в Пермской области") налог по ставке 1,1% уплачивают нефтедобывающие организации в отношении малодебитных скважин с отбором нефти 3 тонны в сутки и менее при условии направления суммы льготы по налогу на развитие производства с целью увеличения добычи нефти в Пермской области сверх согласованных в соответствии с законодательством Российской Федерации норм отбора нефти. Перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области.
Частью 1 указанной нормы настоящего Закона ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 статьи 19 ЗПО "О налогообложении в Пермской области" в части содержащегося в нем положения "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора" как противоречащего федеральному законодательству с приведением следующих обстоятельств.
Льготная ставка по налогу на имущество организаций, введенная законом субъекта Российской Федерации, должна применяться к налогоплательщикам вне зависимости от вмешательства губернатора Пермской области в данный процесс, акты которого не признаются законами. Однако, утверждая перечень малодебитных скважин, расположенных на территории Пермской области, принадлежащих нефтедобывающим организациям, губернатор с превышением предоставленных ему федеральным законодательством полномочий участвует на уровне издания своих актов в регулировании порядка и оснований использования налоговой льготы налогоплательщиками по налогу на имущество организаций. Такое положение оспариваемой нормы закона противоречит пункту 1 статьи 4, подпункту 9 пункта 1 статьи 6, пункту 3 статьи 12, пунктам 1 и 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований по тем же основаниям.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на соответствие положений пункта 3 статьи 19 ЗПО "О налогообложении в Пермской области" требованиям федерального законодательства о налогах и сборах. При установлении налоговой льготы именно законодатель предусмотрел все необходимые элементы, т.е. определил категорию налогоплательщиков - получателей льготы, ввел основания и условия использования льготы. Утверждение актом губернатора соответствующего перечня малодебитных скважин основано на положениях статьи 4 Налогового кодекса РФ и никак не изменяет и не дополняет налоговое законодательство, поскольку все основные характеристики налоговой льготы уже установлены в законе субъекта РФ. Тем самым происходит лишь подтверждение факта наличия указанного имущества у нефтедобывающих организаций в целях облегчения процедуры администрирования налоговой льготы.
Представитель губернатора Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями также не согласился, свои возражения основывает на доводах, приведенных представителем Законодательного Собрания Пермского края. В дополнение к ним пояснил, что налог на имущество организаций относится в соответствии со статьей 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам, которые устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 12, пп. 1 и 2 статьи 372 НК РФ). При этом законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Оспариваемой в части нормой ЗПО "О налогообложении в Пермской области" установлена льгота по налогу на имущество нефтедобывающих организаций указанного наименования. Утверждение актом губернатора перечня малодебитных скважин производится в целях реализации предусмотренного законом правового положения определенной категории налогоплательщиков, что не противоречит требованиям федерального налогового законодательства. Поскольку законодательство о налогах и сборах включает в себя соответствующие законы субъектов Российской Федерации, то их органы исполнительной власти вправе издавать свои акты по вопросам, связанным с налогообложением, которым они наделены теми же законами субъектов Российской Федерации. В аналогичном порядке Правительство Российской Федерации наделено федеральным законодателем правом определять перечень товаров (работ, услуг), операций, материалов, продукции, организаций, премий в целях предоставления налогоплательщикам налоговых льгот (статьи 149, 150, 154, 167, 217, 219, 239, 251, 264, 333.3, 381 и 395 НК РФ).
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального конституционного закона от 25.03.2004 N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" законы и иные нормативные правовые акты Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, принятые до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, а также в период со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона до дня образования Пермского края, действуют на соответствующих территориях Пермского края в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону, законам и иным нормативным правовым актам Пермского края, до дня признания их утратившими силу в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального конституционного закона предусмотрено, что органы исполнительной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа осуществляют свои полномочия в целях выполнения задач переходного периода до завершения формирования органов исполнительной власти Пермского края губернатором Пермского края после его вступления в должность.
Согласно пунктам 1 и 2 настоящего Федерального конституционного закона со дня образования Пермского края и до завершения формирования законодательного (представительного) органа государственной власти Пермского края первого созыва, но не позднее 31.01.2007, действует переходный период образования Пермского края (далее - переходный период).
В течение переходного периода осуществляется формирование органов государственной власти Пермского края, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом и пунктом 2 статьи 12 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Обладая предоставленными пунктом 3 статьи 19 ЗПО "О налогообложении в Пермской области" полномочиями по утверждению перечня малодебитных скважин, расположенных на территории Пермской области, принадлежащих нефтедобывающим организациям, губернатор Пермской области, ранее возглавлявший в ней исполнительную власть, по существу участвовал и в настоящее время признается участвующим в регулировании порядка и оснований использования налоговой льготы налогоплательщиками по налогу на имущество организаций.
Вместе с тем формирование органов исполнительной власти Пермского края уже завершено, что следует из положений статьи 15 Устава Пермского края от 27.04.2007 N 32-ПК и статей 1, 7, 11 и 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края". В настоящее время осуществляет свои полномочия губернатор Пермского края.
Кроме того, в соответствии с пунктом "б" части 2 статьи 45 Устава Пермского края Правительство Пермского края осуществляет полномочия, отнесенные законами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям губернатора Пермского края, если указанные полномочия не отнесены федеральным законодательством к полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда соответствующее полномочие отнесено указами губернатора Пермского края, изданными в переходный период образования Пермского края, к полномочиям губернатора Пермского края как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 Указа губернатора Пермского края от 21.08.2006 N 154 "О разграничении полномочий между губернатором Пермского края, Правительством Пермского края и исполнительными органами государственной власти Пермского края", Правительство Пермского края осуществляет полномочия, отнесенные законами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям губернатора Пермской области.
При таком правовом регулировании с учетом представленных в судебное заседание документов, подтверждающих участие председателя Правительства Пермского края в реализации нефтедобывающими организациями права на получение льготы по налогу на имущество, установленное пунктом 3 статьи 19 ЗПО "О налогообложении в Пермской области" положение оспариваемой в части нормы закона субъекта Российской Федерации "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области" следует признать недействующим. Указанного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - Пермского края, которому не принадлежат указанные полномочия, не существует.
В ином случае наделение законом субъекта Российской Федерации губернатора Пермской области полномочиями по утверждению перечня малодебитных скважин, расположенных на территории Пермской области, принадлежащих нефтедобывающим организациям, связано с его участием в регулировании порядка и оснований использования указанными организациями-налогоплательщиками льготы по налогу на имущество, что дополнительно не соответствует требованиям федерального налогового законодательства. Данный вывод суда основан на представленных суду доказательствах: листы согласования, пояснительные записки, уведомления о соблюдении организациями необходимых условий для получения льготы с приложенным перечнем малодебитных скважин, распоряжения об утверждении перечня малодебитных скважин обратившихся за этим организаций, общий список нефтедобывающих предприятий по Пермской области.
Согласно части 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
К региональным налогам относится налог на имущество организаций (статья 14 Налогового кодекса РФ).
Статьей 372 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с частями 3 и 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и(или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Как указано в пункте 2 части 1 статьи 6 Налогового кодекса РФ, нормативно-правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом.
Суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что существование в рассматриваемом случае акта губернатора об утверждении соответствующего перечня малодебитных скважин с учетом установления всех основных характеристик налоговой льготы в законе субъекта РФ допускается Налоговым кодексом РФ, поскольку:
- - подтверждается лишь факт наличия указанного имущества у нефтедобывающих организаций в целях облегчения процедуры администрирования налоговой льготы;
- - законом субъекта РФ могут устанавливаться условия для реализации прав на льготу по налогу на имущество определенной категорией налогоплательщиков.
Участвуя путем истребования упомянутых документов в регулировании оснований, порядка и условий использования указанными организациями-налогоплательщиками льготы по налогу на имущество, губернатор Пермского края придает названному предмету правового регулирования индивидуальный характер, вводит для определенной категории налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законом, тем самым пользуется полномочиями, выходящими за пределы действующего федерального налогового законодательства.
Суд вправе признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
В настоящее время готовится принятие закона вновь образованным в составе Российской Федерации субъектом Российской Федерации, отменяющего действие оспариваемого в части закона предыдущего субъекта Российской Федерации - Пермской области.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
Требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.
Признать недействующим пункт 3 статьи 19 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области" в части содержащегося в нем положения "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области" по истечении десяти дней со дня принятия судом настоящего решения.
После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение о данном решении должно быть опубликовано в печатных изданиях "Российская газета" и "Собрание законодательства Пермского края".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 27.11.2007.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Т.И.Еременко
судей В.П.Меркулова,
Л.А.Калининой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области" по кассационным жалобам Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 22 ноября 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителя Законодательного Собрания Пермского края Новицкого Д.И. и представителя губернатора Пермского края Ялушича В.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Законом Пермской области от 26.11.2003 N 1095-223 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" были внесены изменения, также предусмотренные его действующей до 06.12.2007 и новой редакцией.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона Пермской области N 1685-296 от 30 августа 2001 года "О налогообложении в Пермской области" налог по ставке 1,1% уплачивают нефтедобывающие организации в отношении малодебитных скважин с отбором нефти 3 тонны в сутки и менее при условии направления суммы льготы по налогу на развитие производства с целью увеличения добычи нефти в Пермской области сверх согласованных в соответствии с законодательством Российской Федерации норм отбора нефти. Перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области.
Частью 1 указанной нормы настоящего Закона ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 статьи 19 "О налогообложении в Пермской области" в части содержащегося в нем положения "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора" как противоречащего федеральному законодательству, ссылаясь на то, что льготная ставка по налогу на имущество организаций должна применяться к налогоплательщикам вне зависимости от вмешательства губернатора Пермской области в данный процесс, акты которого не признаются законами.
Утверждая перечень малодебитных скважин, расположенных на территории Пермской области, принадлежащих нефтедобывающим организациям, губернатор с превышением предоставленных ему федеральным законодательством полномочий участвует на уровне издания своих актов в регулировании порядка и оснований использования налоговой льготы налогоплательщиками по налогу на имущество организаций, что противоречит пункту 1 статьи 4, подпункту 9 пункта 1 статьи 6, пункту 3 статьи 12, пунктам 1 и 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ.
Решением Пермского краевого суда от 22 ноября 2007 года постановлено: требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.
Признать недействующим пункт 3 статьи 19 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области" в части содержащегося в нем положения "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области" по истечении десяти дней со дня принятия судом настоящего решения.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Нормами статьи 372 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с частями 3 и 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и(или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Оспариваемый пункт 3 статьи 19 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области" в части содержащегося в нем положения "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области" противоречит вышеназванному федеральному законодательству.
Вывод суда о том, что органы исполнительной власти субъектов могут принимать нормативные акты о налогах и сборах только в случаях, прямо установленных налоговым законодательством, если при этом не изменяется и не дополняется законодательство о налогах и сборах, сделан правильно.
Доводы кассационных жалоб о том, что основания и порядок применения льготы по налогообложению малодебитных скважин закреплены законом Пермской области, при этом губернатор рассматривается только как исполнитель оспоренной нормы закона (правоприменитель), нельзя признать состоятельными.
Из содержания оспариваемой нормы следует, что губернатор не является только правоприменителем ст. 19 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области", однако применением налогового законодательства (ставок и льгот по налогам) к конкретным правоотношениям занимаются только налоговые органы.
Такие органы исполнительной власти, как Правительство РФ, правительства субъектов РФ, губернаторы и иные исполнительные органы субъектов РФ участвуют в налоговых правоотношениях в случаях, если это прямо предусмотрено законом.
При этом они сами непосредственно не применяют налоговое законодательство, а осуществляют подзаконное нормативное регулирование налоговых правоотношений, что прямо предусмотрено п. 1 ст. 4 НК РФ, в соответствии с которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В соответствии с положениями абзаца 3 п. 3 ст. 12 и ст. 372 НК РФ нормативное регулирование данного вопроса могут осуществлять только законодательные органы.
Оспариваемой нормой губернатор края конкретизирует основания применения льготы по налогу, т.е. выходит за пределы своих полномочий, установленных федеральным налоговым законодательством.
При этом налоговой льготе придается индивидуальный характер, что также нарушает нормы Налогового кодекса РФ, как обоснованно указано в решении Пермского краевого суда.
Вывод суда о том, что губернатор Пермского края не вправе утверждать перечень малодебитных скважин, поскольку данные полномочия принадлежали ранее губернатору Пермской области, а после создания нового субъекта Российской Федерации (Пермского края) новому губернатору переданы не были, не является основным в решении суда.
Данное обстоятельство свидетельствует лишь о том, что не был соблюден установленный порядок наделения губернатора края спорными полномочиями.
Иные доводы кассационных жалоб основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Пермского краевого суда от 22 ноября 2007 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.11.2007 ПО ДЕЛУ N 3-285/07 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 19 ЗАКОНА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.08.2001 N 1685-296 "О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ" В ЧАСТИ.
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2007 г. по делу N 3-285/07
Именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Швецова К.И.
с участием помощников прокурора Денисовой М.В.,
Масленниковой И.А.
при секретаре Айрих Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 22.11.2007 дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
16 августа 2001 года Законодательным Собранием Пермской области был принят Закон Пермской области N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области", который 30 августа 2001 года подписан губернатором Пермской области и опубликован 31.08.2001 в печатных изданиях "Звезда", N 130-131, затем - 25.10.2001 "Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области", N 7. Указанный Закон действует с последними изменениями, внесенными в него Законом Пермского края от 08.10.2007 N 115-ПК, опубликованными в тех же печатных изданиях. В этой редакции он сохраняет свою силу до 06.12.2007, когда начинает действовать его новая редакция с изменениями, внесенными Законом Пермского края от 01.11.2007 N 132-ПК.
Законом Пермской области от 26.11.2003 N 1095-223 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области", опубликованным 28.11.2003 в издании "Российская газета", N 242, в основной закон были внесены следующие изменения, также предусмотренные его действующей до 06.12.2007 и новой редакцией.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона Пермской области N 1685-296 от 30 августа 2001 года "О налогообложении в Пермской области" (далее - ЗПО "О налогообложении в Пермской области") налог по ставке 1,1% уплачивают нефтедобывающие организации в отношении малодебитных скважин с отбором нефти 3 тонны в сутки и менее при условии направления суммы льготы по налогу на развитие производства с целью увеличения добычи нефти в Пермской области сверх согласованных в соответствии с законодательством Российской Федерации норм отбора нефти. Перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области.
Частью 1 указанной нормы настоящего Закона ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 статьи 19 ЗПО "О налогообложении в Пермской области" в части содержащегося в нем положения "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора" как противоречащего федеральному законодательству с приведением следующих обстоятельств.
Льготная ставка по налогу на имущество организаций, введенная законом субъекта Российской Федерации, должна применяться к налогоплательщикам вне зависимости от вмешательства губернатора Пермской области в данный процесс, акты которого не признаются законами. Однако, утверждая перечень малодебитных скважин, расположенных на территории Пермской области, принадлежащих нефтедобывающим организациям, губернатор с превышением предоставленных ему федеральным законодательством полномочий участвует на уровне издания своих актов в регулировании порядка и оснований использования налоговой льготы налогоплательщиками по налогу на имущество организаций. Такое положение оспариваемой нормы закона противоречит пункту 1 статьи 4, подпункту 9 пункта 1 статьи 6, пункту 3 статьи 12, пунктам 1 и 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований по тем же основаниям.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на соответствие положений пункта 3 статьи 19 ЗПО "О налогообложении в Пермской области" требованиям федерального законодательства о налогах и сборах. При установлении налоговой льготы именно законодатель предусмотрел все необходимые элементы, т.е. определил категорию налогоплательщиков - получателей льготы, ввел основания и условия использования льготы. Утверждение актом губернатора соответствующего перечня малодебитных скважин основано на положениях статьи 4 Налогового кодекса РФ и никак не изменяет и не дополняет налоговое законодательство, поскольку все основные характеристики налоговой льготы уже установлены в законе субъекта РФ. Тем самым происходит лишь подтверждение факта наличия указанного имущества у нефтедобывающих организаций в целях облегчения процедуры администрирования налоговой льготы.
Представитель губернатора Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями также не согласился, свои возражения основывает на доводах, приведенных представителем Законодательного Собрания Пермского края. В дополнение к ним пояснил, что налог на имущество организаций относится в соответствии со статьей 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам, которые устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 12, пп. 1 и 2 статьи 372 НК РФ). При этом законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Оспариваемой в части нормой ЗПО "О налогообложении в Пермской области" установлена льгота по налогу на имущество нефтедобывающих организаций указанного наименования. Утверждение актом губернатора перечня малодебитных скважин производится в целях реализации предусмотренного законом правового положения определенной категории налогоплательщиков, что не противоречит требованиям федерального налогового законодательства. Поскольку законодательство о налогах и сборах включает в себя соответствующие законы субъектов Российской Федерации, то их органы исполнительной власти вправе издавать свои акты по вопросам, связанным с налогообложением, которым они наделены теми же законами субъектов Российской Федерации. В аналогичном порядке Правительство Российской Федерации наделено федеральным законодателем правом определять перечень товаров (работ, услуг), операций, материалов, продукции, организаций, премий в целях предоставления налогоплательщикам налоговых льгот (статьи 149, 150, 154, 167, 217, 219, 239, 251, 264, 333.3, 381 и 395 НК РФ).
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального конституционного закона от 25.03.2004 N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" законы и иные нормативные правовые акты Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, принятые до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, а также в период со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона до дня образования Пермского края, действуют на соответствующих территориях Пермского края в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону, законам и иным нормативным правовым актам Пермского края, до дня признания их утратившими силу в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального конституционного закона предусмотрено, что органы исполнительной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа осуществляют свои полномочия в целях выполнения задач переходного периода до завершения формирования органов исполнительной власти Пермского края губернатором Пермского края после его вступления в должность.
Согласно пунктам 1 и 2 настоящего Федерального конституционного закона со дня образования Пермского края и до завершения формирования законодательного (представительного) органа государственной власти Пермского края первого созыва, но не позднее 31.01.2007, действует переходный период образования Пермского края (далее - переходный период).
В течение переходного периода осуществляется формирование органов государственной власти Пермского края, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом и пунктом 2 статьи 12 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Обладая предоставленными пунктом 3 статьи 19 ЗПО "О налогообложении в Пермской области" полномочиями по утверждению перечня малодебитных скважин, расположенных на территории Пермской области, принадлежащих нефтедобывающим организациям, губернатор Пермской области, ранее возглавлявший в ней исполнительную власть, по существу участвовал и в настоящее время признается участвующим в регулировании порядка и оснований использования налоговой льготы налогоплательщиками по налогу на имущество организаций.
Вместе с тем формирование органов исполнительной власти Пермского края уже завершено, что следует из положений статьи 15 Устава Пермского края от 27.04.2007 N 32-ПК и статей 1, 7, 11 и 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края". В настоящее время осуществляет свои полномочия губернатор Пермского края.
Кроме того, в соответствии с пунктом "б" части 2 статьи 45 Устава Пермского края Правительство Пермского края осуществляет полномочия, отнесенные законами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям губернатора Пермского края, если указанные полномочия не отнесены федеральным законодательством к полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда соответствующее полномочие отнесено указами губернатора Пермского края, изданными в переходный период образования Пермского края, к полномочиям губернатора Пермского края как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 Указа губернатора Пермского края от 21.08.2006 N 154 "О разграничении полномочий между губернатором Пермского края, Правительством Пермского края и исполнительными органами государственной власти Пермского края", Правительство Пермского края осуществляет полномочия, отнесенные законами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям губернатора Пермской области.
При таком правовом регулировании с учетом представленных в судебное заседание документов, подтверждающих участие председателя Правительства Пермского края в реализации нефтедобывающими организациями права на получение льготы по налогу на имущество, установленное пунктом 3 статьи 19 ЗПО "О налогообложении в Пермской области" положение оспариваемой в части нормы закона субъекта Российской Федерации "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области" следует признать недействующим. Указанного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - Пермского края, которому не принадлежат указанные полномочия, не существует.
В ином случае наделение законом субъекта Российской Федерации губернатора Пермской области полномочиями по утверждению перечня малодебитных скважин, расположенных на территории Пермской области, принадлежащих нефтедобывающим организациям, связано с его участием в регулировании порядка и оснований использования указанными организациями-налогоплательщиками льготы по налогу на имущество, что дополнительно не соответствует требованиям федерального налогового законодательства. Данный вывод суда основан на представленных суду доказательствах: листы согласования, пояснительные записки, уведомления о соблюдении организациями необходимых условий для получения льготы с приложенным перечнем малодебитных скважин, распоряжения об утверждении перечня малодебитных скважин обратившихся за этим организаций, общий список нефтедобывающих предприятий по Пермской области.
Согласно части 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
К региональным налогам относится налог на имущество организаций (статья 14 Налогового кодекса РФ).
Статьей 372 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с частями 3 и 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и(или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Как указано в пункте 2 части 1 статьи 6 Налогового кодекса РФ, нормативно-правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом.
Суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что существование в рассматриваемом случае акта губернатора об утверждении соответствующего перечня малодебитных скважин с учетом установления всех основных характеристик налоговой льготы в законе субъекта РФ допускается Налоговым кодексом РФ, поскольку:
- - подтверждается лишь факт наличия указанного имущества у нефтедобывающих организаций в целях облегчения процедуры администрирования налоговой льготы;
- - законом субъекта РФ могут устанавливаться условия для реализации прав на льготу по налогу на имущество определенной категорией налогоплательщиков.
Участвуя путем истребования упомянутых документов в регулировании оснований, порядка и условий использования указанными организациями-налогоплательщиками льготы по налогу на имущество, губернатор Пермского края придает названному предмету правового регулирования индивидуальный характер, вводит для определенной категории налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законом, тем самым пользуется полномочиями, выходящими за пределы действующего федерального налогового законодательства.
Суд вправе признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
В настоящее время готовится принятие закона вновь образованным в составе Российской Федерации субъектом Российской Федерации, отменяющего действие оспариваемого в части закона предыдущего субъекта Российской Федерации - Пермской области.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.
Признать недействующим пункт 3 статьи 19 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области" в части содержащегося в нем положения "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области" по истечении десяти дней со дня принятия судом настоящего решения.
После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение о данном решении должно быть опубликовано в печатных изданиях "Российская газета" и "Собрание законодательства Пермского края".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 27.11.2007.
Председательствующий п.п.
К.И.ШВЕЦОВ
Судья краевого суда
О.А.ВАСИЛЬЕВА
К.И.ШВЕЦОВ
Судья краевого суда
О.А.ВАСИЛЬЕВА
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2008 г. по делу N 44-Г08-8
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2008 г. по делу N 44-Г08-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Т.И.Еременко
судей В.П.Меркулова,
Л.А.Калининой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области" по кассационным жалобам Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 22 ноября 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителя Законодательного Собрания Пермского края Новицкого Д.И. и представителя губернатора Пермского края Ялушича В.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Законом Пермской области от 26.11.2003 N 1095-223 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" были внесены изменения, также предусмотренные его действующей до 06.12.2007 и новой редакцией.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона Пермской области N 1685-296 от 30 августа 2001 года "О налогообложении в Пермской области" налог по ставке 1,1% уплачивают нефтедобывающие организации в отношении малодебитных скважин с отбором нефти 3 тонны в сутки и менее при условии направления суммы льготы по налогу на развитие производства с целью увеличения добычи нефти в Пермской области сверх согласованных в соответствии с законодательством Российской Федерации норм отбора нефти. Перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области.
Частью 1 указанной нормы настоящего Закона ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 статьи 19 "О налогообложении в Пермской области" в части содержащегося в нем положения "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора" как противоречащего федеральному законодательству, ссылаясь на то, что льготная ставка по налогу на имущество организаций должна применяться к налогоплательщикам вне зависимости от вмешательства губернатора Пермской области в данный процесс, акты которого не признаются законами.
Утверждая перечень малодебитных скважин, расположенных на территории Пермской области, принадлежащих нефтедобывающим организациям, губернатор с превышением предоставленных ему федеральным законодательством полномочий участвует на уровне издания своих актов в регулировании порядка и оснований использования налоговой льготы налогоплательщиками по налогу на имущество организаций, что противоречит пункту 1 статьи 4, подпункту 9 пункта 1 статьи 6, пункту 3 статьи 12, пунктам 1 и 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ.
Решением Пермского краевого суда от 22 ноября 2007 года постановлено: требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.
Признать недействующим пункт 3 статьи 19 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области" в части содержащегося в нем положения "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области" по истечении десяти дней со дня принятия судом настоящего решения.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Нормами статьи 372 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с частями 3 и 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и(или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Оспариваемый пункт 3 статьи 19 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области" в части содержащегося в нем положения "перечень малодебитных скважин утверждается актом губернатора области" противоречит вышеназванному федеральному законодательству.
Вывод суда о том, что органы исполнительной власти субъектов могут принимать нормативные акты о налогах и сборах только в случаях, прямо установленных налоговым законодательством, если при этом не изменяется и не дополняется законодательство о налогах и сборах, сделан правильно.
Доводы кассационных жалоб о том, что основания и порядок применения льготы по налогообложению малодебитных скважин закреплены законом Пермской области, при этом губернатор рассматривается только как исполнитель оспоренной нормы закона (правоприменитель), нельзя признать состоятельными.
Из содержания оспариваемой нормы следует, что губернатор не является только правоприменителем ст. 19 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области", однако применением налогового законодательства (ставок и льгот по налогам) к конкретным правоотношениям занимаются только налоговые органы.
Такие органы исполнительной власти, как Правительство РФ, правительства субъектов РФ, губернаторы и иные исполнительные органы субъектов РФ участвуют в налоговых правоотношениях в случаях, если это прямо предусмотрено законом.
При этом они сами непосредственно не применяют налоговое законодательство, а осуществляют подзаконное нормативное регулирование налоговых правоотношений, что прямо предусмотрено п. 1 ст. 4 НК РФ, в соответствии с которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В соответствии с положениями абзаца 3 п. 3 ст. 12 и ст. 372 НК РФ нормативное регулирование данного вопроса могут осуществлять только законодательные органы.
Оспариваемой нормой губернатор края конкретизирует основания применения льготы по налогу, т.е. выходит за пределы своих полномочий, установленных федеральным налоговым законодательством.
При этом налоговой льготе придается индивидуальный характер, что также нарушает нормы Налогового кодекса РФ, как обоснованно указано в решении Пермского краевого суда.
Вывод суда о том, что губернатор Пермского края не вправе утверждать перечень малодебитных скважин, поскольку данные полномочия принадлежали ранее губернатору Пермской области, а после создания нового субъекта Российской Федерации (Пермского края) новому губернатору переданы не были, не является основным в решении суда.
Данное обстоятельство свидетельствует лишь о том, что не был соблюден установленный порядок наделения губернатора края спорными полномочиями.
Иные доводы кассационных жалоб основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Пермского краевого суда от 22 ноября 2007 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)