Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 31.03.2005 N А29-6504/2004А

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 31 марта 2005 года Дело N А29-6504/2004а


Открытое акционерное общество (далее по тексту - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы, далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 11.05.2004 N 03-19-1/6 в части отказа в уменьшении обязательств по налогу на добычу полезных ископаемых, заявленных по уточненным налоговым декларациям за 1-й - 4-й кварталы 2002 года в сумме 1243913 рублей.
Решением суда от 22.10.2004 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.12.2004 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.




Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 291 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения". По его мнению, Общество неправомерно воспользовалось льготой по налогу на добычу полезных ископаемых, поскольку в 2002 году для него не были в установленном порядке утверждены нормативы потерь и, следовательно, все фактические потери полезных ископаемых должны рассматриваться как сверхнормативные. Суд не вправе был при разрешении спора ссылаться на Инструкцию "По нормированию технологических потерь нефти на газодобывающих предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации", утвержденную заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации 16.06.1997, так как данный нормативный акт не был опубликован и не прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ОАО в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов налогового органа возразили, считают решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2002 года, в которых, применив налоговую ставку ноль процентов, указала к уменьшению налог в общей сумме 1243913 рублей. Одновременно с налоговыми декларациями в подтверждение правомерности применения нулевой налоговой ставки налогоплательщик представил в налоговый орган нормативы технологических потерь нефти на период с 1998 по 2003 годы, утвержденные первым заместителем министра Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку указанных документов, в ходе которой установила, что представленные Обществом нормативы технологических потерь нефти не отвечают требованиям, определенным пунктом 5 "Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921. Кроме того, письмами от 24.01.2003 N НА-6-21/107@ и от 29.10.2003 N НА-6-21/1127@ "О доведении нормативов технологических потерь нефти и газового конденсата", утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и согласованными с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Государственным техническим надзором России, нормативы технологических потерь нефти на 2002 год по ЗАО не предусмотрены. В связи с этим налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении Обществом налоговой ставки ноль процентов и, соответственно, о занижении налога, подлежащего уплате в бюджет в указанной сумме.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Инспекции принял решение от 11.05.2004 N 03-29-1/6 об отказе ЗАО в уменьшении обязательств по налогу на добычу полезных ископаемых по уточненным налоговым декларациям за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2002 года размере 1243913 рублей.
Общество посчитало решение налогового органа незаконным и обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации; Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921; пунктом 1.7 Инструкции "По нормированию технологических потерь нефти на нефтегазодобывающих предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации", утвержденной первым заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации 16.06.1997 и согласованной письмом Государственного технического надзора России от 30.05.1997 N 10-03/284; частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что налоговый орган не представил доказательств, опровергающих правомерность использования Обществом налоговой ставки ноль процентов.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, вступившие в действие с 01.01.2002.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 5 Правил нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (пункт 4 Правил).
Однако, названные Правила не устанавливают сроков утверждения нормативов, порядок их направления на согласование и другие существенные условия действия нормативов потерь, в том числе утвержденных по ранее разведанным полезным ископаемым. Данные Правила не отменяют и не изменяют нормативы технологических потерь, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (до 01.01.2002).
Из пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что предприятие может быть лишено права на применение нулевой налоговой ставки при наличии нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке.
Как свидетельствуют материалы дела и установлено Арбитражным судом Республики Коми, Общество в подтверждение правомерности применения налоговой ставки ноль процентов по налогу на добычу полезных ископаемых представило в налоговый орган нормативы технологических потерь нефти на период с 1998 по 2003 годы, согласованные 06.01.1998 с начальником Департамента нефтяной и газовой промышленности Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и утвержденные первым заместителем Министра Министерства топлива и энергетики Российской Федерации. 16.10.2001 указанные нормативны повторно согласованы с начальником Управления Печорского округа на 2002 год. Доказательств того, что фактически понесенные налогоплательщиком потери превышали указанные нормативы, налоговый орган в суд не представил.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что ЗАО правомерно воспользовалось льготой, предусмотренной в пункте 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, и обоснованно признал оспариваемое решение Инспекции недействительным.
Ссылка суда на Инструкцию "По нормированию технологических потерь нефти на газодобывающих предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации", утвержденную заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации 16.06.1997, не привела к принятию неправильного решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, так как налоговые органы освобождены от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 31.12.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-6504/2004а оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)