Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 декабря 2001 г. Дело N А58-923/01-Ф02-3221/01-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Елизовой Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мегино - Кангаласскому улусу на решение от 27 июня 2001 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-923/01 (суд первой инстанции: Шитик О.В.),
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мегино - Кангаласскому улусу обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском о взыскании с Заречного государственного унитарного предприятия по строительству, ремонту и содержанию автодорог налоговых санкций в сумме 138894 рубля.
Решением суда от 27 июня 2001 года исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мегино-Кангаласскому улусу с кассационной жалобой в которой просит отменить решение в части отказа в применении коэффициента индексации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд не правомерно не применил повышающие коэффициенты.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается по правилам, установленным главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 3992 от 17.12.2001, N 3991 от 15.12.2001), однако на судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав письменные материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мегино - Кангаласскому улусу проведена проверка Заречного ГУП по строительству, ремонту и содержанию автодорог по вопросам правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, поступающих в дорожные фонды, платежей за загрязнение окружающей природной среды и земельного налога за период с 01.01.1998 по 01.07.2000.
По результатам проверки установлены факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выразившихся в неуплате земельного налога и непредставлении налоговой декларации по земельному налогу.
По результатам рассмотрения акта, руководителем налоговой инспекции вынесено решение N 42 от 07.12.2000 о привлечении ответчика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Отказывая частично в иске, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), исходил из того, что при исчислении ставок земельного налога за 2000 год налоговая инспекция неправомерно применила повышающий коэффициент 1,2 , установленный статьей 18 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" и пункта 5 статьи 20 Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2000 год".
Однако данный вывод суда не основан на нормах права.
Согласно статье 1 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Вводной закон) с 1 января введена часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением положений, для которых Вводным законом установлены иные сроки.
Как следует из статьи 2 названного Закона, с 1 января 1999 года признан утратившим силу Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В статье 3 указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Как следует из статьи 17 Закона, учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве отчетного периода данным Законом установлен год. Эта же статья содержит норму о том, что суммы налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона "Об основах..." органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю". Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно - территориальных образований.
С 1994 года повышающие коэффициенты устанавливались федеральными законодательными и нормативными актами в размере:
- 1994 год - 50, статьей 21 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ;
- 1995 год - 2, статьей 9 Федерального закона от 31.03.1995 N 39-ФЗ и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562;
- 1996 год - 1,5, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 378;
- 1997 год - 2, статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ;
- 1998 год - статьей 1 Федерального закона от 28.10.1998 N 162-ФЗ сохранен до 1 января 1999 года размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленный на 1997 год;
- 1999 год - 2, статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ.
- 2000 год - 1,2 статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ;
- Законность положений всех вышеперечисленных федеральных законодательных и нормативных актов ни по праву, ни по размеру, ни по дате введения в действие с учетом даты опубликования в установленном порядке никем не оспорена.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, налоговая инспекция при исчислении земельного налога, подлежащего уплате Заречному ГУП по строительству, ремонту и содержанию автодорог, правомерно руководствовалось Законом Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2000 год" с учетом статьи 18 Федерального закона от 31.12.2000 N 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год", которым осуществлена индексация ставок земельного налога, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает необходимым довзыскать штрафные санкции, с учетом применения коэффициента 1,2.
Поскольку судом взыскано с ответчика 133245 рублей 80 копеек, налоговые санкции следует довзыскать с ответчика в сумме 5648 рублей 20 копеек. Кроме того, с ответчика следует довзыскать 282 рубля 41 копейку государственной пошлины, а также государственную пошлину за рассмотрение дела в кассационной инстанции 141 рубль 20 копеек. Итого государственной пошлины 423 рубля 61 копейка.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
Решение от 27 июня 2001 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-923/01 - изменить.
Изложить в следующей редакции. Взыскать со счета Заречного ГУП по строительству, ремонту и содержанию автодорог в доход государства и зачислением в соответствующие бюджеты штраф по земельному налогу в сумме 138894 рубля.
Во взыскании 10332 рубля отказать.
Взыскать в доход федерального бюджета 4460 рублей 77 копеек государственной пошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2001 N А58-923/01-Ф02-3221/01-С1
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 декабря 2001 г. Дело N А58-923/01-Ф02-3221/01-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Елизовой Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мегино - Кангаласскому улусу на решение от 27 июня 2001 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-923/01 (суд первой инстанции: Шитик О.В.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мегино - Кангаласскому улусу обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском о взыскании с Заречного государственного унитарного предприятия по строительству, ремонту и содержанию автодорог налоговых санкций в сумме 138894 рубля.
Решением суда от 27 июня 2001 года исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мегино-Кангаласскому улусу с кассационной жалобой в которой просит отменить решение в части отказа в применении коэффициента индексации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд не правомерно не применил повышающие коэффициенты.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается по правилам, установленным главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 3992 от 17.12.2001, N 3991 от 15.12.2001), однако на судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав письменные материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мегино - Кангаласскому улусу проведена проверка Заречного ГУП по строительству, ремонту и содержанию автодорог по вопросам правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, поступающих в дорожные фонды, платежей за загрязнение окружающей природной среды и земельного налога за период с 01.01.1998 по 01.07.2000.
По результатам проверки установлены факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выразившихся в неуплате земельного налога и непредставлении налоговой декларации по земельному налогу.
По результатам рассмотрения акта, руководителем налоговой инспекции вынесено решение N 42 от 07.12.2000 о привлечении ответчика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Отказывая частично в иске, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), исходил из того, что при исчислении ставок земельного налога за 2000 год налоговая инспекция неправомерно применила повышающий коэффициент 1,2 , установленный статьей 18 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" и пункта 5 статьи 20 Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2000 год".
Однако данный вывод суда не основан на нормах права.
Согласно статье 1 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Вводной закон) с 1 января введена часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением положений, для которых Вводным законом установлены иные сроки.
Как следует из статьи 2 названного Закона, с 1 января 1999 года признан утратившим силу Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В статье 3 указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Как следует из статьи 17 Закона, учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве отчетного периода данным Законом установлен год. Эта же статья содержит норму о том, что суммы налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона "Об основах..." органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю". Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно - территориальных образований.
С 1994 года повышающие коэффициенты устанавливались федеральными законодательными и нормативными актами в размере:
- 1994 год - 50, статьей 21 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ;
- 1995 год - 2, статьей 9 Федерального закона от 31.03.1995 N 39-ФЗ и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562;
- 1996 год - 1,5, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 378;
- 1997 год - 2, статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ;
- 1998 год - статьей 1 Федерального закона от 28.10.1998 N 162-ФЗ сохранен до 1 января 1999 года размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленный на 1997 год;
- 1999 год - 2, статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ.
- 2000 год - 1,2 статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ;
- Законность положений всех вышеперечисленных федеральных законодательных и нормативных актов ни по праву, ни по размеру, ни по дате введения в действие с учетом даты опубликования в установленном порядке никем не оспорена.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, налоговая инспекция при исчислении земельного налога, подлежащего уплате Заречному ГУП по строительству, ремонту и содержанию автодорог, правомерно руководствовалось Законом Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2000 год" с учетом статьи 18 Федерального закона от 31.12.2000 N 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год", которым осуществлена индексация ставок земельного налога, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает необходимым довзыскать штрафные санкции, с учетом применения коэффициента 1,2.
Поскольку судом взыскано с ответчика 133245 рублей 80 копеек, налоговые санкции следует довзыскать с ответчика в сумме 5648 рублей 20 копеек. Кроме того, с ответчика следует довзыскать 282 рубля 41 копейку государственной пошлины, а также государственную пошлину за рассмотрение дела в кассационной инстанции 141 рубль 20 копеек. Итого государственной пошлины 423 рубля 61 копейка.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27 июня 2001 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-923/01 - изменить.
Изложить в следующей редакции. Взыскать со счета Заречного ГУП по строительству, ремонту и содержанию автодорог в доход государства и зачислением в соответствующие бюджеты штраф по земельному налогу в сумме 138894 рубля.
Во взыскании 10332 рубля отказать.
Взыскать в доход федерального бюджета 4460 рублей 77 копеек государственной пошлины.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЕЛИЗОВА
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЕЛИЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)