Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Мегиону на решение от 09.10.2001 и постановление от 10.12.2001 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1431-А/2001 по иску ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Мегиону,
открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Мегиону (далее - Инспекция МНС) о признании неправомерными действий (бездействия) должностных лиц Инспекции МНС, выразившихся в уклонении зачета в счет будущих платежей акциза на нефть в сумме 120811266 руб., излишне уплаченного истцом с января 1997 года по март 1999 года и с марта по декабрь 2000 года.
Решением арбитражного суда от 09.10.2001 действия Инспекции МНС по факту уклонения от зачета излишне уплаченного ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" акциза в сумме 83749033,62 руб. признаны незаконными. Суд обязал Инспекцию МНС произвести зачет излишне уплаченного ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" акциза на нефть в сумме 83749033,62 руб. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2001 решение суда в части отказа в проведении зачета на сумму 37065232,38 руб. отменено и принято новое решение. Признаны недействительными действия Инспекции МНС по факту уклонения от зачета излишне уплаченного ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" акциза на нефть в сумме 37065232,38 руб. в счет предстоящих платежей. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, по мотивам, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" считает решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для состоявшихся судебных актов.
Материалами дела установлено, что в периоды с января 1997 года по март 1999 года и с марта по декабрь 2000 года ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" производило начисление и уплату акциза на нефть, передаваемую им в переработку на давальческой основе.
В марте 2001 г. ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" обратилось в Инспекцию МНС с заявлением, в котором содержалась просьба принять уточненные расчеты по акцизу за нефть за период с декабря 1996 г. по декабрь 2000 г. и произвести зачет излишне уплаченной суммы акциза за нефть, переданную в переработку (давальческую нефть).
Ответчиком зачет произведен не был.
В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на зачет излишне уплаченных налогов, а также имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц.
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", ссылаясь на факт излишней уплаты акциза на нефть за вышеуказанные периоды, воспользовалось предоставленным ему статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации правом и обратилось с заявлением о зачете излишне уплаченного акциза на нефть в объеме, переданном в переработку.
Инспекция МНС, считая, что переплата по акцизу на нефть отсутствует, так как переданная ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" на давальческой основе нефть является объектом налогообложения в силу Федерального закона "Об акцизах" и Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 01.11.1995 N 40 "О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат и природный газ", действовавшей в спорный период.
Статьей 4 Закона Российской Федерации "Об акцизах" на нефть установлены твердые ставки акцизов, поэтому объектом налогообложения в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об акцизах" является объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. Иных объектов налогообложения по акцизу для нефти данный Закон не устанавливает.
Согласно статье 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Из содержания договоров, заключенных ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" с нефтеперерабатывающими заводами видно, что, передавая нефть и оплачивая услуги по ее переработке, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" остается собственником данной нефти.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что положения Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 01.11.1995 N 40 "О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ", устанавливающие в качестве объекта налогообложения объемы продукции, переданной на переработку на давальческой основе, не соответствуют нормам Федерального закона Российской Федерации "Об акцизах" и потому в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат применению при разрешении данного спора.
Поскольку материалами дела не подтверждается факт реализации в объеме давальческой нефти, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у истца объекта обложения акцизом на эту нефть.
Доводы Инспекции МНС о том, что требования ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" о зачете акциза, излишне уплаченного при перемещении давальческой нефти через таможенную границу Российской Федерации, заявлены к ненадлежащему ответчику, не принимаются во внимание, поскольку они не соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 110 Таможенного кодекса РФ акцизы относятся к таможенным платежам. Взимание акциза с нефти, реализуемой на экспорт, осуществляется в соответствии с Временной инструкцией Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 09.08.96 N 01-23/14267 и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 12.08.96 N ВЗ-6-0444/572 "О порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат".
Согласно Инструкции ГНС ПФ от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в ГНИ оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом ГНС РФ от 15.04.94 N ВГ-3-13/23, налоговые инспекции ведут оперативно-бухгалтерский учет начисленных и поступивших налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сумм финансовых санкций в соответствующие бюджеты. В соответствии с п. 17 Инструкции ГНС от 01.11.95 N 40 "О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат и природный газ", Инструкции ГНС РФ от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" суммы акцизов на нефть, включая газовый конденсат, уплаченные за истекшую декаду (месяц, квартал), записываются на лицевые счета по получении от учреждений банков платежных документов.
Следовательно, действующим законодательством на налоговые органы возложена обязанность учета поступивших платежей по взиманию акцизов. Учет платежей налоговой инспекцией производится на основании реестра по уплате акциза, который составляется таможенными органами согласно требованиям раздела 9 Временной инструкции от 09.08.96 N 02-23/14267, от 12.08.96 N ВЗ-8-04/572 "О порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат". Согласно п. 9.5. Временной инструкции реестры, выданные таможенными органами, являются для налоговых органов подтверждением уплаты акциза.
Из материалов совместной сверки, проведенной сторонами, сумма исчисленного и уплаченного акциза на нефть, переданную на переработку, составила 120811266 руб.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение от 09.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.2001 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1431-А/2001 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Мегиону - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2002 N Ф04/633-40/А75-2002 ПО ДЕЛУ N А75-1431-А/2001
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2002 г. N Ф04/633-40/А75-2002
Арбитражный суд, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Мегиону на решение от 09.10.2001 и постановление от 10.12.2001 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1431-А/2001 по иску ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Мегиону,
установил:
открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Мегиону (далее - Инспекция МНС) о признании неправомерными действий (бездействия) должностных лиц Инспекции МНС, выразившихся в уклонении зачета в счет будущих платежей акциза на нефть в сумме 120811266 руб., излишне уплаченного истцом с января 1997 года по март 1999 года и с марта по декабрь 2000 года.
Решением арбитражного суда от 09.10.2001 действия Инспекции МНС по факту уклонения от зачета излишне уплаченного ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" акциза в сумме 83749033,62 руб. признаны незаконными. Суд обязал Инспекцию МНС произвести зачет излишне уплаченного ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" акциза на нефть в сумме 83749033,62 руб. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2001 решение суда в части отказа в проведении зачета на сумму 37065232,38 руб. отменено и принято новое решение. Признаны недействительными действия Инспекции МНС по факту уклонения от зачета излишне уплаченного ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" акциза на нефть в сумме 37065232,38 руб. в счет предстоящих платежей. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, по мотивам, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" считает решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для состоявшихся судебных актов.
Материалами дела установлено, что в периоды с января 1997 года по март 1999 года и с марта по декабрь 2000 года ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" производило начисление и уплату акциза на нефть, передаваемую им в переработку на давальческой основе.
В марте 2001 г. ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" обратилось в Инспекцию МНС с заявлением, в котором содержалась просьба принять уточненные расчеты по акцизу за нефть за период с декабря 1996 г. по декабрь 2000 г. и произвести зачет излишне уплаченной суммы акциза за нефть, переданную в переработку (давальческую нефть).
Ответчиком зачет произведен не был.
В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на зачет излишне уплаченных налогов, а также имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц.
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", ссылаясь на факт излишней уплаты акциза на нефть за вышеуказанные периоды, воспользовалось предоставленным ему статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации правом и обратилось с заявлением о зачете излишне уплаченного акциза на нефть в объеме, переданном в переработку.
Инспекция МНС, считая, что переплата по акцизу на нефть отсутствует, так как переданная ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" на давальческой основе нефть является объектом налогообложения в силу Федерального закона "Об акцизах" и Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 01.11.1995 N 40 "О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат и природный газ", действовавшей в спорный период.
Статьей 4 Закона Российской Федерации "Об акцизах" на нефть установлены твердые ставки акцизов, поэтому объектом налогообложения в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об акцизах" является объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. Иных объектов налогообложения по акцизу для нефти данный Закон не устанавливает.
Согласно статье 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Из содержания договоров, заключенных ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" с нефтеперерабатывающими заводами видно, что, передавая нефть и оплачивая услуги по ее переработке, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" остается собственником данной нефти.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что положения Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 01.11.1995 N 40 "О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ", устанавливающие в качестве объекта налогообложения объемы продукции, переданной на переработку на давальческой основе, не соответствуют нормам Федерального закона Российской Федерации "Об акцизах" и потому в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат применению при разрешении данного спора.
Поскольку материалами дела не подтверждается факт реализации в объеме давальческой нефти, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у истца объекта обложения акцизом на эту нефть.
Доводы Инспекции МНС о том, что требования ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" о зачете акциза, излишне уплаченного при перемещении давальческой нефти через таможенную границу Российской Федерации, заявлены к ненадлежащему ответчику, не принимаются во внимание, поскольку они не соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 110 Таможенного кодекса РФ акцизы относятся к таможенным платежам. Взимание акциза с нефти, реализуемой на экспорт, осуществляется в соответствии с Временной инструкцией Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 09.08.96 N 01-23/14267 и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 12.08.96 N ВЗ-6-0444/572 "О порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат".
Согласно Инструкции ГНС ПФ от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в ГНИ оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом ГНС РФ от 15.04.94 N ВГ-3-13/23, налоговые инспекции ведут оперативно-бухгалтерский учет начисленных и поступивших налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сумм финансовых санкций в соответствующие бюджеты. В соответствии с п. 17 Инструкции ГНС от 01.11.95 N 40 "О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат и природный газ", Инструкции ГНС РФ от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" суммы акцизов на нефть, включая газовый конденсат, уплаченные за истекшую декаду (месяц, квартал), записываются на лицевые счета по получении от учреждений банков платежных документов.
Следовательно, действующим законодательством на налоговые органы возложена обязанность учета поступивших платежей по взиманию акцизов. Учет платежей налоговой инспекцией производится на основании реестра по уплате акциза, который составляется таможенными органами согласно требованиям раздела 9 Временной инструкции от 09.08.96 N 02-23/14267, от 12.08.96 N ВЗ-8-04/572 "О порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат". Согласно п. 9.5. Временной инструкции реестры, выданные таможенными органами, являются для налоговых органов подтверждением уплаты акциза.
Из материалов совместной сверки, проведенной сторонами, сумма исчисленного и уплаченного акциза на нефть, переданную на переработку, составила 120811266 руб.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 09.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.2001 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1431-А/2001 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Мегиону - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)