Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 мая 2004 года Дело N А56-42120/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Ветошкиной О.В. и Хохлова Д.В., при участии от Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Лисняк И.Г. (доверенность от 25.03.04), от закрытого акционерного общества "ЛУЧ" Новиковой Ж.Н. (доверенность от 10.02.04), рассмотрев 24.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2003 по делу N А56-42120/03 (судья Рыбаков С.П.),
Закрытое акционерное общество "ЛУЧ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), выразившегося в незачете излишне уплаченного обществом в 2000 - 2001 годах земельного налога, и об обязании инспекции зачесть 196229 руб. излишне уплаченного земельного налога в счет платежей по этому налогу за 2003 год.
Решением суда от 30.12.2003 заявленные обществом требования удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемое бездействие инспекции и обязал ее зачесть 196229 руб. излишне уплаченного обществом земельного налога в счет уплаты этого налога за 2003 год.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, поправочные коэффициенты являются элементами налоговой ставки, поэтому основания для зачета налога как излишне уплаченного отсутствуют.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить решение суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что при расчете подлежащего уплате в 2000 - 2001 годах земельного налога общество последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочных коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативным актом Санкт-Петербурга.
По мнению заявителя, он ошибочно применял в 2000 и 2001 годах одновременно два коэффициента, повышающих размер платы за землю.
Считая, что повышающие коэффициенты не изменяют налоговую ставку, а влияют лишь на порядок уплаты земельного налога в соответствующем году, общество в октябре 2003 года обратилось в инспекцию с уточненными налоговыми декларациями по земельному налогу за 2000 - 2001 годы и заявлением о зачете излишне уплаченного в 2000 - 2001 годах земельного налога в счет платежей по этому налогу за текущий год. Согласно уточненным налоговым декларациям земельный налог исчислен по ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21, с применением коэффициента "1,2" в 2000 году и без повышающего коэффициента в 2001 году. Решением инспекции от 19.11.2003 N 14/1262 заявителю фактически отказано в зачете сумм налога как излишне уплаченных (листы дела 47 - 48).
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. В силу статьи 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в Санкт-Петербурге - Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в Санкт-Петербурге в 2000 - 2001 годах являлась ставка, предусмотренная нормативным актом Санкт-Петербурга, увеличенная в 2,4 (2 х 1,2) раза.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что поправочный коэффициент не является элементом налоговой ставки, ошибочен, а следовательно, обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.2004 N 48-О, суд кассационной инстанции считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 2000 года противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена. Таким образом, ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.2001.
Расчет налога с применением повышающего коэффициента "1,2" с 01.03.2000 в материалах дела отсутствует, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному обществом в 2000 - 2001 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний и принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2003 по делу N А56-42120/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.05.2004 N А56-42120/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2004 года Дело N А56-42120/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Ветошкиной О.В. и Хохлова Д.В., при участии от Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Лисняк И.Г. (доверенность от 25.03.04), от закрытого акционерного общества "ЛУЧ" Новиковой Ж.Н. (доверенность от 10.02.04), рассмотрев 24.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2003 по делу N А56-42120/03 (судья Рыбаков С.П.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ЛУЧ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), выразившегося в незачете излишне уплаченного обществом в 2000 - 2001 годах земельного налога, и об обязании инспекции зачесть 196229 руб. излишне уплаченного земельного налога в счет платежей по этому налогу за 2003 год.
Решением суда от 30.12.2003 заявленные обществом требования удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемое бездействие инспекции и обязал ее зачесть 196229 руб. излишне уплаченного обществом земельного налога в счет уплаты этого налога за 2003 год.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, поправочные коэффициенты являются элементами налоговой ставки, поэтому основания для зачета налога как излишне уплаченного отсутствуют.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить решение суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что при расчете подлежащего уплате в 2000 - 2001 годах земельного налога общество последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочных коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативным актом Санкт-Петербурга.
По мнению заявителя, он ошибочно применял в 2000 и 2001 годах одновременно два коэффициента, повышающих размер платы за землю.
Считая, что повышающие коэффициенты не изменяют налоговую ставку, а влияют лишь на порядок уплаты земельного налога в соответствующем году, общество в октябре 2003 года обратилось в инспекцию с уточненными налоговыми декларациями по земельному налогу за 2000 - 2001 годы и заявлением о зачете излишне уплаченного в 2000 - 2001 годах земельного налога в счет платежей по этому налогу за текущий год. Согласно уточненным налоговым декларациям земельный налог исчислен по ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21, с применением коэффициента "1,2" в 2000 году и без повышающего коэффициента в 2001 году. Решением инспекции от 19.11.2003 N 14/1262 заявителю фактически отказано в зачете сумм налога как излишне уплаченных (листы дела 47 - 48).
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. В силу статьи 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в Санкт-Петербурге - Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в Санкт-Петербурге в 2000 - 2001 годах являлась ставка, предусмотренная нормативным актом Санкт-Петербурга, увеличенная в 2,4 (2 х 1,2) раза.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что поправочный коэффициент не является элементом налоговой ставки, ошибочен, а следовательно, обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.2004 N 48-О, суд кассационной инстанции считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 2000 года противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена. Таким образом, ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.2001.
Расчет налога с применением повышающего коэффициента "1,2" с 01.03.2000 в материалах дела отсутствует, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному обществом в 2000 - 2001 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний и принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2003 по делу N А56-42120/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
БУХАРЦЕВ С.Н.
Судьи
ВЕТОШКИНА О.В.
ХОХЛОВ Д.В.
БУХАРЦЕВ С.Н.
Судьи
ВЕТОШКИНА О.В.
ХОХЛОВ Д.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)