Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 июня 2003 года Дело N Ф04/2826-952/А45-2003
Открытое акционерное общество "Сибтранснефтепродукт" (далее - ООО "Сибтранснефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево (далее - МИМНС), о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе в возврате 36795 руб. 99 коп. - суммы, излишне уплаченной по земельному налогу за 1999 - 2001 годы.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылался на неправомерное применение при уплате земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Решением от 14.02.2003 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое. Заявитель считает, что Налоговый кодекс Российской Федерации как систематизированный федеральный закон не имеет нормативно закрепленного преимущества перед другими федеральными законами, в связи с чем не подлежат применению в данном случае положения пункта 1 статьи 5 названного Кодекса. Считает, что Закон Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ устанавливает ставку земельного налога на 2001 г. аналогично ставке 2000 г., тем самым положение налогоплательщика не ухудшается.
Представитель ОАО "Сибтранснефтепродукт" просит кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, кассационная инстанция считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сибтранснефтепродукт" в 1999 - 2001 годах уплатило земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Считая, что им неправомерно уплачен налог с повышающим коэффициентом, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о перерасчете начисленного земельного налога за указанный выше период и о возврате излишне перечисленных в уплату налога денежных средств в сумме 9483,30 руб. за 1999 год, 13691,84 руб. за 2000 год и 13620,85 руб. за 2001 год.
Письмом от 13.08.2002 N ПС-02Ю-6/5581 налоговым органом было отказано заявителю в перерасчете земельного налога и возврате денежных средств.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из положений статей 3, 5, 52, 53 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 11.10.91 "О плате за землю", сделал вывод о том, что повышающие коэффициенты превышают размеры ставок земельного налога, данные коэффициенты не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве элемента налогообложения и не устанавливались соответствующими органами власти, которым предоставлено право определять налоговые ставки.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Так, Федеральным законом N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 год" повышающий коэффициент был установлен 2, на 2000 год в соответствии с Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ в размере 1,2, Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлен коэффициент на 2001 год аналогично 2000 году.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Указанные нормы федеральных законов о бюджете, как было указано выше, содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных ОАО "Сибтранснефтепродукт" требований не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Сибтранснефтепродукт".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 14.02.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23675/02-СА39/346 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований ОАО "Сибтранснефтепродукт" отказать.
Взыскать с ОАО "Сибтранснефтепродукт" государственную пошлину в доход бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 25 июня 2003 года Дело N Ф04/2826-952/А45-2003
Открытое акционерное общество "Сибтранснефтепродукт" (далее - ООО "Сибтранснефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево (далее - МИМНС), о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе в возврате 36795 руб. 99 коп. - суммы, излишне уплаченной по земельному налогу за 1999 - 2001 годы.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылался на неправомерное применение при уплате земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Решением от 14.02.2003 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое. Заявитель считает, что Налоговый кодекс Российской Федерации как систематизированный федеральный закон не имеет нормативно закрепленного преимущества перед другими федеральными законами, в связи с чем не подлежат применению в данном случае положения пункта 1 статьи 5 названного Кодекса. Считает, что Закон Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ устанавливает ставку земельного налога на 2001 г. аналогично ставке 2000 г., тем самым положение налогоплательщика не ухудшается.
Представитель ОАО "Сибтранснефтепродукт" просит кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, кассационная инстанция считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сибтранснефтепродукт" в 1999 - 2001 годах уплатило земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Считая, что им неправомерно уплачен налог с повышающим коэффициентом, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о перерасчете начисленного земельного налога за указанный выше период и о возврате излишне перечисленных в уплату налога денежных средств в сумме 9483,30 руб. за 1999 год, 13691,84 руб. за 2000 год и 13620,85 руб. за 2001 год.
Письмом от 13.08.2002 N ПС-02Ю-6/5581 налоговым органом было отказано заявителю в перерасчете земельного налога и возврате денежных средств.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из положений статей 3, 5, 52, 53 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 11.10.91 "О плате за землю", сделал вывод о том, что повышающие коэффициенты превышают размеры ставок земельного налога, данные коэффициенты не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве элемента налогообложения и не устанавливались соответствующими органами власти, которым предоставлено право определять налоговые ставки.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Так, Федеральным законом N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 год" повышающий коэффициент был установлен 2, на 2000 год в соответствии с Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ в размере 1,2, Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлен коэффициент на 2001 год аналогично 2000 году.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Указанные нормы федеральных законов о бюджете, как было указано выше, содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных ОАО "Сибтранснефтепродукт" требований не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Сибтранснефтепродукт".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 14.02.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23675/02-СА39/346 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований ОАО "Сибтранснефтепродукт" отказать.
Взыскать с ОАО "Сибтранснефтепродукт" государственную пошлину в доход бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2003 N Ф04/2826-952/А45-2003
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 25 июня 2003 года Дело N Ф04/2826-952/А45-2003
Открытое акционерное общество "Сибтранснефтепродукт" (далее - ООО "Сибтранснефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево (далее - МИМНС), о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе в возврате 36795 руб. 99 коп. - суммы, излишне уплаченной по земельному налогу за 1999 - 2001 годы.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылался на неправомерное применение при уплате земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Решением от 14.02.2003 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое. Заявитель считает, что Налоговый кодекс Российской Федерации как систематизированный федеральный закон не имеет нормативно закрепленного преимущества перед другими федеральными законами, в связи с чем не подлежат применению в данном случае положения пункта 1 статьи 5 названного Кодекса. Считает, что Закон Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ устанавливает ставку земельного налога на 2001 г. аналогично ставке 2000 г., тем самым положение налогоплательщика не ухудшается.
Представитель ОАО "Сибтранснефтепродукт" просит кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, кассационная инстанция считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сибтранснефтепродукт" в 1999 - 2001 годах уплатило земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Считая, что им неправомерно уплачен налог с повышающим коэффициентом, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о перерасчете начисленного земельного налога за указанный выше период и о возврате излишне перечисленных в уплату налога денежных средств в сумме 9483,30 руб. за 1999 год, 13691,84 руб. за 2000 год и 13620,85 руб. за 2001 год.
Письмом от 13.08.2002 N ПС-02Ю-6/5581 налоговым органом было отказано заявителю в перерасчете земельного налога и возврате денежных средств.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из положений статей 3, 5, 52, 53 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 11.10.91 "О плате за землю", сделал вывод о том, что повышающие коэффициенты превышают размеры ставок земельного налога, данные коэффициенты не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве элемента налогообложения и не устанавливались соответствующими органами власти, которым предоставлено право определять налоговые ставки.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Так, Федеральным законом N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 год" повышающий коэффициент был установлен 2, на 2000 год в соответствии с Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ в размере 1,2, Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлен коэффициент на 2001 год аналогично 2000 году.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Указанные нормы федеральных законов о бюджете, как было указано выше, содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных ОАО "Сибтранснефтепродукт" требований не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Сибтранснефтепродукт".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.02.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23675/02-СА39/346 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований ОАО "Сибтранснефтепродукт" отказать.
Взыскать с ОАО "Сибтранснефтепродукт" государственную пошлину в доход бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 25 июня 2003 года Дело N Ф04/2826-952/А45-2003
Открытое акционерное общество "Сибтранснефтепродукт" (далее - ООО "Сибтранснефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево (далее - МИМНС), о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе в возврате 36795 руб. 99 коп. - суммы, излишне уплаченной по земельному налогу за 1999 - 2001 годы.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылался на неправомерное применение при уплате земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Решением от 14.02.2003 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое. Заявитель считает, что Налоговый кодекс Российской Федерации как систематизированный федеральный закон не имеет нормативно закрепленного преимущества перед другими федеральными законами, в связи с чем не подлежат применению в данном случае положения пункта 1 статьи 5 названного Кодекса. Считает, что Закон Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ устанавливает ставку земельного налога на 2001 г. аналогично ставке 2000 г., тем самым положение налогоплательщика не ухудшается.
Представитель ОАО "Сибтранснефтепродукт" просит кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, кассационная инстанция считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сибтранснефтепродукт" в 1999 - 2001 годах уплатило земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Считая, что им неправомерно уплачен налог с повышающим коэффициентом, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о перерасчете начисленного земельного налога за указанный выше период и о возврате излишне перечисленных в уплату налога денежных средств в сумме 9483,30 руб. за 1999 год, 13691,84 руб. за 2000 год и 13620,85 руб. за 2001 год.
Письмом от 13.08.2002 N ПС-02Ю-6/5581 налоговым органом было отказано заявителю в перерасчете земельного налога и возврате денежных средств.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из положений статей 3, 5, 52, 53 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 11.10.91 "О плате за землю", сделал вывод о том, что повышающие коэффициенты превышают размеры ставок земельного налога, данные коэффициенты не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве элемента налогообложения и не устанавливались соответствующими органами власти, которым предоставлено право определять налоговые ставки.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Так, Федеральным законом N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 год" повышающий коэффициент был установлен 2, на 2000 год в соответствии с Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ в размере 1,2, Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлен коэффициент на 2001 год аналогично 2000 году.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Указанные нормы федеральных законов о бюджете, как было указано выше, содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных ОАО "Сибтранснефтепродукт" требований не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Сибтранснефтепродукт".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.02.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23675/02-СА39/346 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований ОАО "Сибтранснефтепродукт" отказать.
Взыскать с ОАО "Сибтранснефтепродукт" государственную пошлину в доход бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)