Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 18 марта 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Васильева Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильченко Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
о признании недействительным в части решения N 4.3-138 от 12.05.2009
при участии представителей:
- заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды", - Пуховой Дианы Викторовны, представитель по доверенности от 20.11.2009;
- ответчика, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, - Тарасова Александра Викторовича, главный специалист-эксперт по доверенности N 1.4-23/03 от 11.01.2010; Находкиной Ирины Михайловны, главный госналогинспектор по доверенности N 1.4-23/32 от 21.01.2010
общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 4.3-138 от 12.05.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления единого минимального налога в сумме 227095,00 руб., начисления пени в сумме 33149,45 руб., а также привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 8959,00 руб.
Обществом также заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи в суд заявления об оспаривании решения инспекции.
Налоговый орган в отзыве на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит требования общества неправомерными.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование и изложил позицию, аналогичную доводам заявления.
Представители ответчика находят требование общества необоснованными по основаниям, указанным в оспариваемом решении и отзыве на заявление.
Выслушав пояснения представителей заявителя и налогового органа, изучив материалы дела и оценив доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, о чем составлен акт N 4.3-107 от 14.04.2009 и вынесено решение N 4.3-138 от 12.05.2009 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекцией установлена неполная уплата обществом минимального налога для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, в сумме 227095 руб. по сроку уплаты 25.10.2007. Вследствие указанного обстоятельства заявителю доначислены суммы указанного налога, начислены пени за просрочку его уплаты и применены штрафные санкции на основании п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия N 07-08/05989 от 17 июня 2009 года по апелляционной жалобе общества решение инспекции оставлено без изменения.
Считая указанное решение инспекции необоснованным в части, общество обратилось в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, с 01.01.200 по 30.09.2007 общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды" применяло упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), выбрав объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
С 01.10.2007 по 31.12.2007 общество исчисляло налоги по общеустановленной системе налогообложения.
Согласно налоговой декларации по УСН за 9 месяцев 2007 года сумма полученного обществом дохода в целях налогообложения составила 22709528 руб.
Согласно декларации по налогу на прибыль за 2007 год доходы общества от реализации в целях налогообложения прибыли, отраженные по строке 2010, составили 5427558 руб. Нарушений п. 1 ст. 271 НК РФ при определении выручки в целях налогообложения проверкой не выявлено.
Как указывает инспекция в акте проверки, нарушений полноты отражения в декларации по единому налогу за 9 месяцев 2007 года доходов от реализации услуг не установлено. Данные строки 2010 "Сумма полученных доходов" декларации по единому налогу за 9 месяцев 2007 года соответствует данным Книги учета доходов и расходов за 9 месяцев 2007 года.
По итогам календарного 2007 года доходы организации составили 28 137 086 руб. (22709528 руб. + 5427558 руб.), то есть превысили величину предельного размера доходов организации в размере 24 820 000 руб. (20 000 000 x 1,241), ограничивающую право организации применять упрощенную систему налогообложения в соответствии со статьей 346.12 НК РФ.
Поскольку доход общества превышает предельный размер дохода налогоплательщика, ограничивающий право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода, то общество считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
На основании указанного обстоятельства, инспекция пришла к выводу, что общество должно представить налоговую декларацию по УСН за 9 месяцев 2007 года с расчетом налога в соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации и уплатить минимальный налог.
Вышеуказанные выводы инспекции послужили основанием для доначисления обществу оспариваемых им сумм налогов, начисления пеней и налоговых санкций.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Нормами ст. 346.19 НК РФ определено, что налоговым периодом по единому налогу признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налогоплательщики, избравшие в качестве объекта налогообложения показатель доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) исчисляют сумму квартального авансового платежа, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода с учетом ранее внесенных сумм квартальных авансовых платежей.
Одновременно п. 6 ст. 346.18 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", предусмотрена обязанность по исчислению и уплате минимального налога в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Минимальный налог составляет один процент от суммы доходов, определяемых в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, и уплачивается в случае, когда сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. В последующие налоговые периоды налогоплательщик вправе включить разницу между уплаченным минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы или увеличить сумму убытков, которые переносятся на будущее время.
Минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, независимо от порядка исчисления единого налога.
Как видно из материалов дела, с 01.01.07 по 30.09.07 общество оказывало населению санаторно-курортные и лечебные услуги, в том числе по агентскому договору с ООО "Арсик".
При этом налогоплательщик в 2007 году применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
В связи с тем, что по итогам налогового периода за 2007 год доходы общества превысили предельно допустимый размер, с 01.10.07 налогоплательщик перешел на общеустановленный режим налогообложения.
Основанием для доначисления обществу минимального налога послужил вывод налогового органа о том, что общество, утратившее право на применение упрощенной системы налогообложения в течение календарного года, должно представить налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения за отчетный период, в данном случае 9 месяцев 2005 года, приравненную к налоговой декларации за налоговый период.
Вместе с тем, в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие обязанность налогоплательщика уплатить минимальный налог по итогам части налогового периода (отчетного периода) в случае, если до истечения налогового периода по УСН, налогоплательщик утрачивает право на ее (УСН) применение.
Правила пункта 6 статьи 346.18 определяют порядок исчисления налога по результатам налогового периода, а не авансового платежа по результатам отчетного периода.
Указанная позиция содержится в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N ВАС-16812/09.
На основании изложенного, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления обществу минимального налога по упрощенной системе налогообложения, а также соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.
Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 346.12 НК РФ подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 этой статьи ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ежегодно не позднее 20 ноября публикует в Российской газете согласованный с Министерством финансов Российской Федерации коэффициент-дефлятор на следующий год.
На 2006 год приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284 установлен коэффициент-дефлятор, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса, равный 1,132.
На 2007 год приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,241. Из текста этого приказа не следует, что коэффициент-дефлятор рассчитан с учетом размера предыдущего.
Требования же статьи 346.12 Кодекса, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, являются императивными.
Следовательно, величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право предпринимателя на применение упрощенной системы налогообложения по итогам 9 месяцев 2007 года, должна быть не выше 28 096 240 рублей (20 000 000 x 1,241 x 1,132).
Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 12010/08 по делу N А44-42/2008.
Как установлено судом, доход общества за указанный период составил 27 326 268 руб. 80 коп, что не превышает величину предельного размера доходов по итогам 2007 года. При определении общей суммы дохода за 2007 год инспекция учла сумму выручки от реализации за 4 квартал 2007 года в размере 5 427 558 руб., которая определена по методу начисления применительно п. 1 ст. 271 НК РФ, согласно которому доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Между тем при определении дохода при УСН применяется кассовый метод, при котором фактической датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу налогоплательщиков, получения ими иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (ст. 346.17 НК РФ).
Таким образом, вывод инспекции об утрате обществом с 01.10.2007 права на применение упрощенной системы налогообложения является ошибочным.
Решение инспекции о доначислении обществу единого минимального налога в сумме 227095,00 руб., начисления пени в сумме 33149,45 руб., а также привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 8959,00 руб. противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Как установлено судом, 18 августа 2009 года общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о признании недействительным решения N 07-08/05989 от 17 июня 2009 года, принятого по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества на решение инспекции N 4.3-138 от 12.05.2009. Определением от 23.11.2009 по делу N А26-8237/2009 суд прекратил производство по указанному делу в связи с отказом общества от требований к Управлению ФНС России по Республике Карелия. 24 ноября 2009 года в арбитражный суд поступило настоящее заявление. При таких обстоятельствах суд считает, что обществом по уважительной причине, вызванной обращением в суд к ненадлежащему ответчику, пропущен срок для оспаривания решения инспекции, и восстанавливает его.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды" подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявление удовлетворить. Признать недействительным, как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску N 4.3-138 от 12.05.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления единого минимального налога в сумме 227095,00 руб., начисления пени в сумме 33149,45 руб., а также привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 8959,00 руб.
2. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды".
3. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды" государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
4. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 18.03.2010 ПО ДЕЛУ N А26-11372/2009
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2010 г. по делу N А26-11372/2009
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 18 марта 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Васильева Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильченко Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
о признании недействительным в части решения N 4.3-138 от 12.05.2009
при участии представителей:
- заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды", - Пуховой Дианы Викторовны, представитель по доверенности от 20.11.2009;
- ответчика, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, - Тарасова Александра Викторовича, главный специалист-эксперт по доверенности N 1.4-23/03 от 11.01.2010; Находкиной Ирины Михайловны, главный госналогинспектор по доверенности N 1.4-23/32 от 21.01.2010
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 4.3-138 от 12.05.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления единого минимального налога в сумме 227095,00 руб., начисления пени в сумме 33149,45 руб., а также привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 8959,00 руб.
Обществом также заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи в суд заявления об оспаривании решения инспекции.
Налоговый орган в отзыве на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит требования общества неправомерными.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование и изложил позицию, аналогичную доводам заявления.
Представители ответчика находят требование общества необоснованными по основаниям, указанным в оспариваемом решении и отзыве на заявление.
Выслушав пояснения представителей заявителя и налогового органа, изучив материалы дела и оценив доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, о чем составлен акт N 4.3-107 от 14.04.2009 и вынесено решение N 4.3-138 от 12.05.2009 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекцией установлена неполная уплата обществом минимального налога для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, в сумме 227095 руб. по сроку уплаты 25.10.2007. Вследствие указанного обстоятельства заявителю доначислены суммы указанного налога, начислены пени за просрочку его уплаты и применены штрафные санкции на основании п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия N 07-08/05989 от 17 июня 2009 года по апелляционной жалобе общества решение инспекции оставлено без изменения.
Считая указанное решение инспекции необоснованным в части, общество обратилось в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, с 01.01.200 по 30.09.2007 общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды" применяло упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), выбрав объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
С 01.10.2007 по 31.12.2007 общество исчисляло налоги по общеустановленной системе налогообложения.
Согласно налоговой декларации по УСН за 9 месяцев 2007 года сумма полученного обществом дохода в целях налогообложения составила 22709528 руб.
Согласно декларации по налогу на прибыль за 2007 год доходы общества от реализации в целях налогообложения прибыли, отраженные по строке 2010, составили 5427558 руб. Нарушений п. 1 ст. 271 НК РФ при определении выручки в целях налогообложения проверкой не выявлено.
Как указывает инспекция в акте проверки, нарушений полноты отражения в декларации по единому налогу за 9 месяцев 2007 года доходов от реализации услуг не установлено. Данные строки 2010 "Сумма полученных доходов" декларации по единому налогу за 9 месяцев 2007 года соответствует данным Книги учета доходов и расходов за 9 месяцев 2007 года.
По итогам календарного 2007 года доходы организации составили 28 137 086 руб. (22709528 руб. + 5427558 руб.), то есть превысили величину предельного размера доходов организации в размере 24 820 000 руб. (20 000 000 x 1,241), ограничивающую право организации применять упрощенную систему налогообложения в соответствии со статьей 346.12 НК РФ.
Поскольку доход общества превышает предельный размер дохода налогоплательщика, ограничивающий право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода, то общество считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
На основании указанного обстоятельства, инспекция пришла к выводу, что общество должно представить налоговую декларацию по УСН за 9 месяцев 2007 года с расчетом налога в соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации и уплатить минимальный налог.
Вышеуказанные выводы инспекции послужили основанием для доначисления обществу оспариваемых им сумм налогов, начисления пеней и налоговых санкций.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Нормами ст. 346.19 НК РФ определено, что налоговым периодом по единому налогу признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налогоплательщики, избравшие в качестве объекта налогообложения показатель доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) исчисляют сумму квартального авансового платежа, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода с учетом ранее внесенных сумм квартальных авансовых платежей.
Одновременно п. 6 ст. 346.18 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", предусмотрена обязанность по исчислению и уплате минимального налога в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Минимальный налог составляет один процент от суммы доходов, определяемых в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, и уплачивается в случае, когда сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. В последующие налоговые периоды налогоплательщик вправе включить разницу между уплаченным минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы или увеличить сумму убытков, которые переносятся на будущее время.
Минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, независимо от порядка исчисления единого налога.
Как видно из материалов дела, с 01.01.07 по 30.09.07 общество оказывало населению санаторно-курортные и лечебные услуги, в том числе по агентскому договору с ООО "Арсик".
При этом налогоплательщик в 2007 году применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
В связи с тем, что по итогам налогового периода за 2007 год доходы общества превысили предельно допустимый размер, с 01.10.07 налогоплательщик перешел на общеустановленный режим налогообложения.
Основанием для доначисления обществу минимального налога послужил вывод налогового органа о том, что общество, утратившее право на применение упрощенной системы налогообложения в течение календарного года, должно представить налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения за отчетный период, в данном случае 9 месяцев 2005 года, приравненную к налоговой декларации за налоговый период.
Вместе с тем, в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие обязанность налогоплательщика уплатить минимальный налог по итогам части налогового периода (отчетного периода) в случае, если до истечения налогового периода по УСН, налогоплательщик утрачивает право на ее (УСН) применение.
Правила пункта 6 статьи 346.18 определяют порядок исчисления налога по результатам налогового периода, а не авансового платежа по результатам отчетного периода.
Указанная позиция содержится в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N ВАС-16812/09.
На основании изложенного, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления обществу минимального налога по упрощенной системе налогообложения, а также соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.
Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 346.12 НК РФ подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 этой статьи ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ежегодно не позднее 20 ноября публикует в Российской газете согласованный с Министерством финансов Российской Федерации коэффициент-дефлятор на следующий год.
На 2006 год приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284 установлен коэффициент-дефлятор, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса, равный 1,132.
На 2007 год приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,241. Из текста этого приказа не следует, что коэффициент-дефлятор рассчитан с учетом размера предыдущего.
Требования же статьи 346.12 Кодекса, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, являются императивными.
Следовательно, величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право предпринимателя на применение упрощенной системы налогообложения по итогам 9 месяцев 2007 года, должна быть не выше 28 096 240 рублей (20 000 000 x 1,241 x 1,132).
Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 12010/08 по делу N А44-42/2008.
Как установлено судом, доход общества за указанный период составил 27 326 268 руб. 80 коп, что не превышает величину предельного размера доходов по итогам 2007 года. При определении общей суммы дохода за 2007 год инспекция учла сумму выручки от реализации за 4 квартал 2007 года в размере 5 427 558 руб., которая определена по методу начисления применительно п. 1 ст. 271 НК РФ, согласно которому доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Между тем при определении дохода при УСН применяется кассовый метод, при котором фактической датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу налогоплательщиков, получения ими иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (ст. 346.17 НК РФ).
Таким образом, вывод инспекции об утрате обществом с 01.10.2007 права на применение упрощенной системы налогообложения является ошибочным.
Решение инспекции о доначислении обществу единого минимального налога в сумме 227095,00 руб., начисления пени в сумме 33149,45 руб., а также привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 8959,00 руб. противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Как установлено судом, 18 августа 2009 года общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о признании недействительным решения N 07-08/05989 от 17 июня 2009 года, принятого по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества на решение инспекции N 4.3-138 от 12.05.2009. Определением от 23.11.2009 по делу N А26-8237/2009 суд прекратил производство по указанному делу в связи с отказом общества от требований к Управлению ФНС России по Республике Карелия. 24 ноября 2009 года в арбитражный суд поступило настоящее заявление. При таких обстоятельствах суд считает, что обществом по уважительной причине, вызванной обращением в суд к ненадлежащему ответчику, пропущен срок для оспаривания решения инспекции, и восстанавливает его.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды" подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление удовлетворить. Признать недействительным, как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску N 4.3-138 от 12.05.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления единого минимального налога в сумме 227095,00 руб., начисления пени в сумме 33149,45 руб., а также привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 8959,00 руб.
2. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды".
3. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Марциальные воды" государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
4. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Судья
ВАСИЛЬЕВА Л.А.
ВАСИЛЬЕВА Л.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)