Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2005 N А57-22935/04-22

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 16 июня 2005 года Дело N А57-22935/04-22


Закрытое акционерное общество "Геотэкс", г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 15 по Саратовской области о признании недействительным решения N 1075 от 28.10.2004 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 295990 руб., п. п. 1 и 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации в сумме 230760 руб., а также предложено произвести уплату не полностью уплаченного налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1479949 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 158184 руб.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2005 заявленные требования удовлетворены в части, решение Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Саратова признано недействительным в части взыскания недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 1479949 руб., пени в сумме 158184 руб., штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 295990 руб. и штрафа по п. п. 1 и 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 69228 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Закрытого акционерного общества "Геотэкс" отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2005 решение суда от 03.02.2005 оставлено без изменения.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты в удовлетворенной части отменить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка Закрытого акционерного общества "Геотэкс" по вопросам правильности исчисления, удержания и перечисления налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.04.2001 по 01.04.2004.
По результатам проверки вынесено решение N 1075 от 28.10.2004, в соответствии с которым Закрытое акционерное общество "Геотэкс" было привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 295990 руб., по п. п. 1 и 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 69228 руб., а также налогоплательщику предлагалось уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1479949 руб. и пени в сумме 158184 руб.
Пунктом 2 статьи 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, при разработке этих месторождений уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке с коэффициентом 0,7.
Закрытым акционерным обществом "Геотэкс" 12.05.2000 была получена лицензия N 00514, вид HP серии СРТ, с целевым назначением и видами работ: "Поиск, разведка и разработка месторождения углеводородного сырья с правом добычи нефти, газа и конденсата на Южно-Мечеткинском лицензионном участке". Указанные работы проводились заявителем за счет собственных средств. Факт осуществления Закрытым акционерным обществом "Геотэкс" геологоразведочных работ на Южно-Мечеткинском лицензионном участке за счет собственных средств подтверждается данными бухгалтерского учета заявителя и справкой Главного управления природных ресурсов МПР России по Саратовской области от 07.04.2004.
Лицензия была выдана ЗАО "Геотэкс" на основании действовавшего в тот период Постановления Верховного совета РФ от 15.07.92 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами". В соответствии с этим нормативным правовым актом вид предоставленной заявителю лицензии давал право ведения только поиска месторождений полезных ископаемых при отсутствии на лицензионном участке недр ранее открытых месторождений и добычи из них полезных ископаемых. Исходя из этого в лицензионном соглашении Закрытого акционерного общества "Геотэкс" не были установлены и не должны были устанавливаться ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо нормы об освобождении от их уплаты.
Указанное освобождение представляет собой льготу по налогам и сборам. Согласно ст. 56 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.99, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Использование налоговых льгот при наличии оснований и в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, является согласно ст. ст. 21 и 56 Налогового кодекса Российской Федерации правом налогоплательщика (плательщика сбора).
Следовательно, пользователи недр, осуществлявшие добычу полезных ископаемых по состоянию на 01.07.2001, освобождались от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в силу федерального закона, как того и требует норма ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, в качестве условия уплаты налога на добычу полезных ископаемых по льготной ставке с коэффициентом 0,7.
Согласно протоколу N 511(м)-2003 заседания центральной комиссии МПР РФ от 11.11.2003 и справке Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Саратовской области от 07.04.2004 открытое ЗАО "Геотэкс" в пределах Южно-Мечеткинского лицензионного участка Преображенское газоконденсатное месторождение было поставлено на Государственный баланс запасов 11.11.2003, то есть в то время, когда уже действовали нормы гл. 26 Налогового кодекса РФ о налоге на добычу полезных ископаемых, вступившие в силу с 01.01.2002. С этого же момента были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть, составив экономическое содержание нового налога на добычу полезных ископаемых.
Из акта налоговой проверки от 30.09.2004 усматривается, что добыча УВ сырья осуществлялась с августа 2003 г. в рамках пробной эксплуатации скважины N 1 Преображенской. Добыча ископаемых началась Обществом с 2003 г., когда отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы были уже отменены.
Следовательно, довод налогового органа о том, что в лицензионном соглашении заявителя должны были быть отражены положения, касающиеся освобождения от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, является несостоятельным.
Кроме того, деление налогоплательщиков на имеющих освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по состоянию на 01.07.2001 (т.е. осуществляющих до этого момента добычу полезных ископаемых) и не имеющих такого освобождения (т.е. осуществляющих до этого момента поиск и оценку месторождений, открытых позже) при прочих равных условиях и, в первую очередь, при осуществлении за счет собственных средств поиска и разведки месторождений полезных ископаемых для целей применения коэффициента 0,7 к ставке налога на добычу полезных ископаемых приводит их к неравному положению, противоречит основополагающим принципам налогообложения, закрепленным ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вывод налогового органа о совершении Закрытым акционерным обществом "Геотэкс" налогового правонарушения, выразившегося в незаконном применении коэффициента 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, неправомерен, поскольку противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О недрах".
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.02.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 06.04.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-22935/04-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)