Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011
по делу N А65-20710/2010
по заявлению открытого акционерного общества "опытно-конструкторское бюро "Сокол", г. Казань (ИНН 1661007166, ОГРН 1021603886622) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, об обязании осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога в размере 2 081 492 руб. и пени в сумме 170 125,68 руб.,
открытое акционерное общество "Сокол" (далее - ОАО "Сокол", Общество, заявитель) обратилось к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением, уточненным и принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога за 2006 год в размере 1 175 604 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2011 производство по делу прекращено в части требований ОАО "Сокол" к налоговому органу об обязании осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога за 1 - 3 квартал 2009 года в размере 893 112 руб. и пеней в сумме 17 015,68 руб. В остальной части заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговый орган, не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по причине нарушения норм материального права и не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
ОАО "Сокол", в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу указывает, что судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы доказательства по делу, выводы, изложенные в судебных актах соответствуют обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами по первоначальной декларации по земельному налогу за 2006 год, представленной заявителем в налоговый орган 31.01.2007, обществом по земельному участку с кадастровым номером 16:50:220512 был исчислен к уплате земельный налог в размере 1 517 872 руб. исходя из кадастровой стоимости участка в размере 379 468 042 руб. с применением налоговой ставки 0,4%. В соответствии с платежным документам налог был уплачен в течение 2006 года.
Общество 05.06.2008 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2006 год, согласно которой сумма исчисленного налога за 2006 год составила 1 193 549 руб. Налог был исчислен исходя из кадастровой стоимости участка в размере 397 849 570 руб. с применением налоговой ставки 0,3%.
Кроме того, заявитель 06.06.2008 представил в налоговый орган вторую уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2006 год, согласно которой сумма исчисленного налога за 2006 год составила 1 193 549 руб.
28.12.2008 Общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2006 - 2008 годы и за 1 - 3 кварталы 2009 год.
Согласно уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год от 28.12.2009 сумма исчисленного земельного налога составила 5169 руб., изменения были произведены в размере налоговой базы.
Основанием для подачи уточненных налоговых деклараций послужило применение заявителем положений подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), согласно которым не признаются объектами налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Из материалов дела следует, что 29.12.2009 Общество обратилось к налоговому органу с заявлением о возврате излишне уплаченного и излишне взысканного земельного налога на общую сумму 4 455 814 руб. и пени в сумме 17 015,68 руб., в том числе за 2006 год. Указанное заявление получено налоговым органом 30.12.2009.
24.03.2009 заявитель повторно обратился с заявлением о возврате переплаты налога за 2007 - 2008 года и о принятии решения о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2006 год и 1 - 3 кварталы 2009 года по результатам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций за эти периоды.
Согласно материалам дела, Инспекция 25.03.2010 известила заявителя о принятом решении о возврате земельного налога в сумме 2 387 098 руб. за 2007 - 2008 годы.
27.04.2010 Общество вновь обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за 2006 год и 1 - 3 кварталы 2009 года.
Налоговый орган принял решение от 06.05.2010 N 508 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога в сумме 2 081 492 руб.
Судами установлено, что налоговый орган на основании решения от 16.12.2010 N 11414 осуществил возврат Обществу излишне уплаченного земельного налога за 1 - 3 кварталы 2009 года в размере 893 112,00 руб.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ определено, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно статье 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Судами установлено, что со дня уплаты спорных сумм налогов и до дня обращения к налоговому органу с заявлением три года истекли.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды, с учетом фактических обстоятельств дела посчитали, что датой, когда налогоплательщик должен был узнать о спорной сумме излишне уплаченного налога, является дата представления уточненной налоговой декларации, а именно 05.06.2008, поскольку Обществом данное уточнение было сделано в связи с изменением налоговой ставки и, исходя из уточненной кадастровой стоимости земельного участка, что налоговым органом не оспаривается.
Налоговый орган, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств того, что до подачи указанной налоговой декларации Общество знало о подлежащей применению в 2006 году кадастровой стоимости земельного участка в размере 397 849 570 руб.
Таким образом, необходимые для правильного исчисления земельного налога сведения в отношении кадастровой стоимости земельного участка, ставки земельного налога были известны заявителю только на дату подачи уточненной налоговой декларации 05.06.2008, на которую Общество, имея возможность применить льготу по земельному участку, могло правильно исчислить земельный налог и определить сумму излишне уплаченного налога.
Поскольку Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд в сентябре 2010 года, то суды пришли к выводу о том, что трехлетний срок на подачу заявления Обществом не пропущен.
Таким образом, суды, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в материалы дела доказательства, вынесли законные и обоснованные судебные акты.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов по делу и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что выходит за пределы установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по делу N А65-20710/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2011 ПО ДЕЛУ N А65-20710/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. по делу N А65-20710/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011
по делу N А65-20710/2010
по заявлению открытого акционерного общества "опытно-конструкторское бюро "Сокол", г. Казань (ИНН 1661007166, ОГРН 1021603886622) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, об обязании осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога в размере 2 081 492 руб. и пени в сумме 170 125,68 руб.,
установил:
открытое акционерное общество "Сокол" (далее - ОАО "Сокол", Общество, заявитель) обратилось к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением, уточненным и принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога за 2006 год в размере 1 175 604 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2011 производство по делу прекращено в части требований ОАО "Сокол" к налоговому органу об обязании осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога за 1 - 3 квартал 2009 года в размере 893 112 руб. и пеней в сумме 17 015,68 руб. В остальной части заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговый орган, не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по причине нарушения норм материального права и не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
ОАО "Сокол", в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу указывает, что судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы доказательства по делу, выводы, изложенные в судебных актах соответствуют обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами по первоначальной декларации по земельному налогу за 2006 год, представленной заявителем в налоговый орган 31.01.2007, обществом по земельному участку с кадастровым номером 16:50:220512 был исчислен к уплате земельный налог в размере 1 517 872 руб. исходя из кадастровой стоимости участка в размере 379 468 042 руб. с применением налоговой ставки 0,4%. В соответствии с платежным документам налог был уплачен в течение 2006 года.
Общество 05.06.2008 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2006 год, согласно которой сумма исчисленного налога за 2006 год составила 1 193 549 руб. Налог был исчислен исходя из кадастровой стоимости участка в размере 397 849 570 руб. с применением налоговой ставки 0,3%.
Кроме того, заявитель 06.06.2008 представил в налоговый орган вторую уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2006 год, согласно которой сумма исчисленного налога за 2006 год составила 1 193 549 руб.
28.12.2008 Общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2006 - 2008 годы и за 1 - 3 кварталы 2009 год.
Согласно уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год от 28.12.2009 сумма исчисленного земельного налога составила 5169 руб., изменения были произведены в размере налоговой базы.
Основанием для подачи уточненных налоговых деклараций послужило применение заявителем положений подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), согласно которым не признаются объектами налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Из материалов дела следует, что 29.12.2009 Общество обратилось к налоговому органу с заявлением о возврате излишне уплаченного и излишне взысканного земельного налога на общую сумму 4 455 814 руб. и пени в сумме 17 015,68 руб., в том числе за 2006 год. Указанное заявление получено налоговым органом 30.12.2009.
24.03.2009 заявитель повторно обратился с заявлением о возврате переплаты налога за 2007 - 2008 года и о принятии решения о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2006 год и 1 - 3 кварталы 2009 года по результатам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций за эти периоды.
Согласно материалам дела, Инспекция 25.03.2010 известила заявителя о принятом решении о возврате земельного налога в сумме 2 387 098 руб. за 2007 - 2008 годы.
27.04.2010 Общество вновь обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за 2006 год и 1 - 3 кварталы 2009 года.
Налоговый орган принял решение от 06.05.2010 N 508 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога в сумме 2 081 492 руб.
Судами установлено, что налоговый орган на основании решения от 16.12.2010 N 11414 осуществил возврат Обществу излишне уплаченного земельного налога за 1 - 3 кварталы 2009 года в размере 893 112,00 руб.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ определено, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно статье 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Судами установлено, что со дня уплаты спорных сумм налогов и до дня обращения к налоговому органу с заявлением три года истекли.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды, с учетом фактических обстоятельств дела посчитали, что датой, когда налогоплательщик должен был узнать о спорной сумме излишне уплаченного налога, является дата представления уточненной налоговой декларации, а именно 05.06.2008, поскольку Обществом данное уточнение было сделано в связи с изменением налоговой ставки и, исходя из уточненной кадастровой стоимости земельного участка, что налоговым органом не оспаривается.
Налоговый орган, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств того, что до подачи указанной налоговой декларации Общество знало о подлежащей применению в 2006 году кадастровой стоимости земельного участка в размере 397 849 570 руб.
Таким образом, необходимые для правильного исчисления земельного налога сведения в отношении кадастровой стоимости земельного участка, ставки земельного налога были известны заявителю только на дату подачи уточненной налоговой декларации 05.06.2008, на которую Общество, имея возможность применить льготу по земельному участку, могло правильно исчислить земельный налог и определить сумму излишне уплаченного налога.
Поскольку Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд в сентябре 2010 года, то суды пришли к выводу о том, что трехлетний срок на подачу заявления Обществом не пропущен.
Таким образом, суды, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в материалы дела доказательства, вынесли законные и обоснованные судебные акты.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов по делу и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что выходит за пределы установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по делу N А65-20710/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)