Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2008 N А74-2809/2007-03АП-575/2008 ПО ДЕЛУ N А74-2809/2007

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2008 г. N А74-2809/2007-03АП-575/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.
судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от налогового органа: Соболевой Т.А., представителя по доверенности от 26.11.2007,
от общества: Дубницкой В.В., представителя по доверенности от 02.10.2007,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Габа Интернейшинал"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 января 2008 года по делу N А74-2809/2007, принятое судьей Журба Н.М.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Габа Интернейшинал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган, ответчик) о признании незаконным отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, выраженного в письме межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия от 17.08.2007 N ВА-07-17/27932.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.01.2008 в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 18.01.2008 не согласно по следующим основаниям:
- - заявление о постановке на учет в налоговом органе обособленного подразделения подано в налоговый орган 26.12.2006, т.е. еще до введения в действие Закона N 244-ФЗ. В данном случае применяется статья 194 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- - Закон N 244-ФЗ предусматривает сроки действия игорных заведений: 30.06.2009 и 01.07.2007. Согласно письму ФНС от 05.09.2007 N 02-7-12/356@ игорные заведения, имеющие лицензию вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения соответствующего разрешения; у налогового органа отсутствуют правовые основания для отказа в регистрации дополнительно установленных в данных игорных заведениях объектов налогообложения на игорный бизнес;
- - п. 6 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогового органа по регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 18.01.2008 согласен по следующим основаниям:
- - довод общества о том, что постановка на учет обособленного подразделения общества осуществлена до введения в действие Закона N 244-ФЗ, не соответствует фактическим обстоятельствам дела;
- - в силу Закона N 244-ФЗ открытие игорного заведения на территории Республики Хакасия недопустимо.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Габа Интернейшинал" зарегистрировано Государственным учреждением Московской регистрационной палатой 14 декабря 2001 года за номером 107.164, что подтверждается свидетельством серии 77 N 008016491, выданным Межрайонной инспекцией МНС России N 39 по городу Москве от 22 июля 2002 года.
15 ноября 2002 года Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту выдал обществу лицензию N 000103 на осуществление организации и содержание тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 15 ноября 2007 года.
В соответствии с приказом б/н от 15 декабря 2006 года в г. Абакане создано обособленное подразделение ООО "Габа Интернейшинал", которому установлен адрес местонахождения: Республика Хакасия, город Абакан, улица Карла Маркса, 59.
28 декабря 2006 года ООО "Габа Интернейшинал" направило в адрес налогового органа заявление о постановке на учет юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения. Заявление поступило в налоговый орган 15 января 2007 года, о чем свидетельствует N входящего 1168. 19 января 2007 года общество постановлено на учет в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения, которое расположено по указанному выше адресу.
16 марта 2007 года общество заявило в налоговый орган о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 1 объекта. Письмом от 27 апреля 2007 года N СН-13-09/16299 налоговый орган отказал обществу в регистрации объектов игорного бизнеса, сославшись на ограничения, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2006 года N 244-ФЗ. Письмо вручено представителю общества Лалетину П.П., действующему на основании доверенности от 15 декабря 2006 года, подписанной генеральным директором общества Рабушко М.С.
16 июля 2007 года общество вновь обратилось в налоговый орган с заявлением о регистрации 60 игровых автоматов.
Письмом от 17 августа 2007 года N ВА-07-17/27932 налоговый орган отказал ООО "Габа Интернейшинал" в регистрации указанных объектов игорного бизнеса, сославшись на основания, указанные выше.
Не согласившись с отказом в регистрации игровых автоматов, изложенном в письме от 17.08.2007, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании незаконными действий (бездействия) принимается, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия заявителя, связанные с установкой игровых автоматов в городе Абакане по улице Карла Маркса, 59, и заявление о регистрации этих автоматов следует расценивать как открытие после 1 января 2007 года нового игорного заведения на территории Республики Хакасия, т.е. субъекта Российской Федерации, не отнесенного к игорным зонам. В связи с чем, постановка на учет в налоговом органе обособленного подразделения общества в городе Абакане 19 января 2007 года (то есть после введения в действие Закона N 244-ФЗ - 1 января 2007 года) и отсутствие у него игорного заведения до 1 января 2007 года свидетельствуют о том, что у заявителя не возникло право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для выдачи обществу свидетельства о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, а доводы апелляционной жалобы необоснованными, исходя из следующего.
Согласно статье 365 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Однако, требования к предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит, вследствие этого при оценке действий (бездействия) налогового органа, организации, индивидуального предпринимателя и решения вопроса о том, является ли субъект налогоплательщиком, должны применяться правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, в их системном единстве.
Применение Налогового кодекса Российской Федерации в отрыве от иных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, приведет к положению, при котором любое лицо, обратившееся в налоговый орган с заявлением о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения, автоматически будет расцениваться в качестве налогоплательщика.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам обложения налогом на игорный бизнес отнесены игровые автоматы.
В целях применения главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель в пункте 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации установил обязанность организации, индивидуального предпринимателя зарегистрировать каждый игровой автомат в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Согласно пункту 2 названной статьи регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения.
Анализ пунктов 2, 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что процедура регистрации игровых автоматов как объектов обложения налогом на игорный бизнес, а равно любого изменения количества объектов налогообложения носит уведомительный характер.
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель 19 января 2007 года поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения.
Пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогового органа в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Однако, довод общества о том, что в силу указанной нормы права налоговый орган обязан был зарегистрировать спорные игровые автоматы и выдать соответствующее свидетельство, суд апелляционной инстанции считает необоснованными, поскольку в рассматриваемой ситуации указанные обстоятельства не повлекли возникновение у налогового органа обязанности выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения по заявлениям общества, а бездействие налогового органа по поводу выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, исходя из следующего.
С 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), которым определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
По смыслу части 1 статьи 1, части 1 статьи 5 Закона N 244-ФЗ и статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации к налогоплательщикам в целях главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести исключительно лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса с учетом требований и ограничений, установленных названным Федеральным законом.
Частью 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ установлено правило, в силу которого с 01.01.2007 игорное заведение может быть открыто исключительно в игорной зоне в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
По смыслу статьи 9 Закона N 244-ФЗ Республика Хакасия не включена в перечень игорных зон на территории Российской Федерации, в связи с чем, после 01.01.2007 открытие игорного заведения на территории данного субъекта Российской Федерации недопустимо.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия заявителя, связанные с установкой игровых автоматов в обособленном подразделении общества, расположенного по адресу: Республика Хакасия, город Абакан, улица Карла Маркса, 59, в марте и июле 2007 года, заявления о регистрации указанных автоматов, следует расценивать как открытие после 01.01.2007 нового игорного заведения на территории субъекта Российской Федерации, не отнесенного к игорным зонам.
Кроме того, в части 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ законодатель обозначил критерии игорных заведений, которые вправе продолжить после 01.01.2007 свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. К таким критериям законодатель отнес наличие соответствующей лицензии и соответствие игорного заведения требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи.
Следовательно, только организатор игр, имевший лицензию и осуществлявший деятельность в данном игорном заведении (помещении, в котором осуществляются азартные игры) до 01.01.2007 вправе продолжать в этом помещении деятельность до 30.06.2009 при условии приведения ее в соответствие с требованиями Закона N 244-ФЗ. Только такой субъект признается с 01.01.2007 плательщиком налога на игорный бизнес, а не любое лицо, обратившееся с заявлением о регистрации игровых автоматов.
Общество не соответствует этим требованиям. По состоянию на 01.01.2007 общество не имело в распоряжении игорного заведения, соответствующего требованиям части 6 статьи 6, частей 1, 3 - 5 статьи 8, части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, не осуществляло деятельность в игорном заведении по адресу: Республика Хакасия, город Абакан, улица Карла Маркса, 59, в связи с чем, право продолжить осуществление этой деятельности с 01.01.2007 у него не возникло.
Доказательств, подтверждающих наличие у заявителя соответствующего игорного заведения и осуществление им деятельности в период до 01.01.2007, обществом не представлено. Приказ о создании обособленного подразделения в г. Абакане по ул. Карла Маркса, 59 от 15 декабря 2006 года, а также факт направления 26 декабря 2006 заявления в налоговый орган о постановке на учет обособленного подразделения такими доказательствами не являются.
Довод общества о том, что заявление о постановке на учет в налоговом органе обособленного подразделения подано в налоговый орган 26.12.2006, т.е. еще до введения в действие Закона N 244-ФЗ и в данном случае применяется статья 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку статья 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок исчисления сроков в рамках гражданских правоотношений, не подлежит применению к спорным правоотношениям в настоящем деле.
Следовательно, у налогового органа не возникла корреспондирующая обязанность выдать обществу свидетельство о регистрации игровых автоматов, указанных в заявлениях общества от 16.03.2007, 16.07.2007 в качестве объектов обложения налогом на игорный бизнес, поскольку действия заявителя в сфере игорного бизнеса находились за пределами правового поля, регулируемого Законом N 244-ФЗ и главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы общества о том, что Закон N 244-ФЗ предусматривает сроки действия игорных заведений: 30.06.2009 и 01.07.2007, согласно письму ФНС от 05.09.2007 N 02-7-12/356@ игорные заведения, имеющие лицензию вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения соответствующего разрешения; у налогового органа отсутствуют правовые основания для отказа в регистрации дополнительно установленных в данных игорных заведениях объектов налогообложения на игорный бизнес, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Сопоставление содержания частей 1 и 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ позволяет обозначить период времени с даты вступления данного Федерального закона в силу (01.01.2007) до 01.07.2007 как организационный срок, предоставленный организаторам азартных игр для прекращения деятельности игорных заведений, не отвечающих на 01.01.2007 требованиям частей 1, 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ. Возможность продолжения до 01.07.2007 деятельности игорных заведений, не соответствующих требованиям частей 1, 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, а равно процедура приведения таких игорных заведений в соответствие с частями 1, 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ законодательством не предусмотрены. В силу прямого указания в части 1 статьи 16 названного Закона с 01.01.2007 деятельность вправе продолжить только те организаторы азартных игр, игорные заведения которых уже соответствовали на эту дату требованиям части 6 статьи 6, частей 1, 3 - 5 статьи 8, части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.
Письмо Федеральной налоговой службы от 05.09.2007 N 02-7-12/356@ "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ и главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации", на которое ссылается общество, не содержит выводов по вопросам применения части 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, отличных от выводов арбитражного суда по данному делу.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что отказ налогового органа в выдаче свидетельств о регистрации игровых автоматов права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности не нарушает. При изложенных обстоятельствах, бездействие налогового органа не означает отказ от выполнения возложенной на него функции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, на который ссылается заявитель в обоснование своего требования.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.




В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 000 руб. согласно платежному поручению от 08.02.2008 N 1 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 января 2008 года по делу N А74-2809/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи
О.И.БЫЧКОВА
Н.М.ДЕМИДОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)