Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2009 ПО ДЕЛУ N А82-10475/2008-20

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2009 г. по делу N А82-10475/2008-20


Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Лобановой Л.Н., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хоровой Т.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2008 по делу N А82-10475/2008-20, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области
к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида N 3 п. Семибратово,
о взыскании 187 765 рублей 07 копеек,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида N 3 п. Семибратово (далее - Учреждение, налогоплательщик) о взыскании 186 744 рублей 34 копеек земельного налога и 1020 рублей 73 копеек пени по указанному налогу.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2008 в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области отказано.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные налоговым органом требования в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции вынесено при неправильном применении норм материального и процессуального права, а именно: пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации, не применены подлежащие применению положения Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Инспекция считает, что Учреждение в 2007 году и 1 квартале 2008 года являлось пользователем земельного участка согласно постановлениям Главы Ростовского муниципального района от 21.03.2007 N 302, поэтому должно уплачивать земельный налог.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Инспекция просит рассмотреть жалобу без явки своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад общеразвивающего вида N 3 п. Семибратово представлены в Инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2007 год и налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, по которым налогоплательщиком исчислен земельный налог к уплате в сумме 801 рубль и 192 741 рубль соответственно. С учетом частичной уплаты налога и произведенного зачета сумма неуплаченного налога составила за 2007 год - 801 рубль, за 1 квартал 2008 года - 185 943 рубля 34 копейки.
На сумму неуплаченного налога начислены пени за период со 02.02.2008 года по 18.02.2008 года в сумме 4 рубля 63 копейки и с 01.05.2008 года по 15.05.2008 года в сумме 1016 рублей 10 копеек (л.д. 7, 10).
Указанные суммы налога и пеней включены налоговым органом в требования от 21.02.2008 N 104452 со сроком добровольного исполнения 12.03.2008 года и требование N 124591 от 21.05.2008 со сроком исполнения 10.06.2008. Поскольку в установленный в требованиях срок обязанность по уплате налога и пени в добровольном порядке Учреждением в полном объеме не была исполнена, Инспекция обратилась за взысканием оставшееся после частичной уплаты налога задолженности в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался пунктом 1 статьи 11, пунктом 1 статьи 388, пунктом 3 статьи 391, пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пришел к выводу, что обязанность по уплате земельного налога возникает лишь с момента государственной регистрации права собственности, права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, а право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, принадлежащее Учреждению, зарегистрировано во втором квартале 2008 года.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.
На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N 141-ФЗ), которым введена в действие глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог", предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, в силу названной нормы Федерального закона N 141-ФЗ налогоплательщики земельного налога определяются не только на основании свидетельства о государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок, но и на основании государственных актов, свидетельств и других документов, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Законодатель не установил срок действия данной нормы, и эта норма им не отменена (не изменена).
Как следует из материалов дела, Учреждение расположено на земельном участке по адресу: Ярославская область, Ростовский район, п. Семибратово, ул. Ломоносова, д. 23, кадастровый номер 76:13:010706:0167. Данный земельный участок предоставлен Учреждению постановлением главы администрации п. Семибратово от 13.11.1992 N 82 площадью 1,13 га, с учетом постановления Главы Ростовского муниципального района от 21.03.2007 N 302 площадью 11128 кв. м, в постоянное (бессрочное) пользование для содержания здания детского сада (л.д. 17). Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В пункте 4 указанного постановления Главы Ростовского муниципального района указано на необходимость Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида N 3 п. Семибратово провести в установленном порядке кадастровый учет и государственную регистрацию права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком. Таким образом, совершение действий по постановке на кадастровый учет и регистрации права, зависело исключительно от волеизъявления Учреждения. В материалах дела имеется доказательство регистрации права постоянного бессрочного пользования: свидетельство от 25.04.2008 года.
Кроме того, представитель учреждения - заведующая детским садом N 3 Шустрова В.Г. в судебном заседании 20.11.2008 пояснила, что налог исчислялся и уплачивался по используемому участку без регистрации права, денежные средства на уплату земельного налога не выделены, возможность зарегистрировать право пользования ранее 25.04.2008 года отсутствовала, так как не было финансирования (л.д. 53).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Учреждение являлось плательщиком земельного налога в спорный период, а решение суда первой инстанции об отказе налоговому органу в удовлетворении требований о взыскании с Учреждения земельного налога и пени в сумме 187 765 рублей 07 копеек подлежит отмене, поскольку принято с нарушением норм материального права, а именно: статей 387, 388 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
В связи с изложенным, заявленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области требования о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 3 п. Семибратово 186 744 рубля 34 копейки земельного налога за 2007 год и 1 квартал 2008 года и пени по налогу в сумме 1020 рублей 73 копейки подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на ответчика по делу.
Учитывая тяжелое финансовое положение Учреждения, апелляционный суд считает возможным уменьшить сумму госпошлины, подлежащей взысканию с налогоплательщика при рассмотрении дела в суде первой инстанции до 200 рублей, и до 100 рублей - по результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2008 по делу N А82-10475/2008-20 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 3 п. Семибратово земельный налог за 2007 год - 801 рубль 00 копеек, за 1 квартал 2008 года - 185 142 рубля 34 копейки, а также пени по земельному налога в сумме 1020 рублей 73 копейки.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 3 п. Семибратово в федеральный бюджет 200 рублей госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 3 п. Семибратово в федеральный бюджет 100 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Т.В.ХОРОВА

Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)