Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.08.2006 N Ф04-9103/2005(25490-А27-34) ПО ДЕЛУ N А27-16715/05-2

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 23 августа 2006 года Дело N Ф04-9103/2005(25490-А27-34)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области на решение от 31.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 02.06.2006 по делу N А27-16715/05-2 по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "Кузнецкий горно-обогатительный комплекс" о взыскании налоговых санкций,
УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кузнецкий горно-обогатительный комплекс" (далее - общество, налогоплательщик) о взыскании на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) 68550,40 руб. налоговых санкций по решению от 15.04.2005 N 2921.
Решением суда от 26.07.2005 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2005 решение суда оставлено без изменений.
Постановлением кассационной инстанции от 19.12.2005 решение от 26.07.2005 и постановление от 22.09.2005 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением суда от 31.03.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2006 решение от 31.03.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит судебные акты отменить, вынести новое решение о взыскании с общества суммы налоговых санкций. Считает правомерным привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса, поскольку утвержденные в установленном порядке нормативы потерь твердых полезных ископаемых отсутствуют, общество необоснованно применило льготу по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренную подпунктом 1 пунктом 1 статьи 342 Кодекса. Налоговый орган также указывает на отсутствие доказательств принятия мер для утверждения нормативов потерь в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 921.
Общество с требованиями кассационной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Кузнецкий горно-обогатительный комплекс", налоговым органом принято решение от 15.04.2005 N 2921 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в сумме 68550,40 руб., доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 342752 руб. и пеней в сумме 10956,21 руб.
Основанием для принятия данного решения явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение обществом льготы, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса, при отсутствии нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Неисполнение в добровольном порядке требования об уплате налоговой санкции от 15.04.2005 N 302 явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что налогоплательщик обоснованно применил льготу, предусмотренную подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса, поскольку общество согласовало с Кузнецким управлением Госгортехнадзора Российской Федерации плановые показатели нормативов потерь полезных ископаемых на 2004 год.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами и исходит при этом из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
В силу пункта 3 Правил, нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящих Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых.
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (пункт 4 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых).
Следовательно, применение льготы в виде налогообложения по нулевой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых возможно только в пределах нормативов потерь полезных ископаемых, рассчитанных по конкретным местам образования потерь и уточненных при разработке ежегодных программ работ, согласованных с Федеральным горным и промышленным надзором России и утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 Министерством природных ресурсов Российской Федерации Распоряжением от 05.02.2003 N 42-р утверждены "Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с расчетом нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой системой и технологией разработки месторождения и порядком уточнения нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ", в силу которых утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых осуществляется согласно Приказу Министерства природных ресурсов России от 29.11.2002 N 783.
До принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная Постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85 (действующая по настоящее время), предусматривающая утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.
В совместном письме Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 и Федерального горного и промышленного надзора России от 13.08.2002 N АС-04-35/472 "О нормативах потерь твердых полезных ископаемых на 2002 год" в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 921 в части твердых полезных ископаемых разъяснено, что нормативы потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 год, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу указанного Постановления (01.01.2002), повторному утверждению не подлежат.
В указанных случаях документом, подтверждающим утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых, является копия принятого в установленном порядке решения территориального органа Госгортехнадзора России по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) на 2002 год или соответствующая выписка из указанного решения, заверенная территориальным органом Госгортехнадзора России.
Таким образом, установив при рассмотрении спора, что потери полезных ископаемых на 2004 год согласованы с Кузнецким управлением Госгортехнадзора Российской Федерации, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что отсутствие нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации, не лишает налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, согласованных с территориальным органом Госгортехнадзора в составе годового плана развития горных работ в соответствии с Инструкцией по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда, поскольку Правилами утверждения нормативов потерь, утвержденными Постановлением N 921, не установлены сроки утверждения, порядок направления их на согласование и другие существенные условия действия нормативов потерь.
Поскольку налоговый орган в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что в 2004 году Министерством природных ресурсов Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения и определения указанных нормативов, оснований для привлечения к налоговой ответственности в силу требований статьи 108 Кодекса у налогового органа не имелось.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, что недопустимо в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 02.06.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16715/05-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)