Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области на решение от 31.07.2008 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 10.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6182/2008-6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахта N 12" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области, при участии третьих лиц: Управления по недропользованию по Кемеровской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области о признании недействительным решения,
общество с ограниченной ответственностью "Шахта N 12" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - Инспекция) от 21.05.2008 N 4280 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Определениями Арбитражного суда Кемеровской области от 25.06.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по недропользованию по Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области.
Решением арбитражного суда от 31.07.2008, оставленным без изменения постановлением от 10.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требование Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что при вынесении судебных актов были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит отменить решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, выводы судов о том, что порядок отработки списанных запасов нормативными документами не регламентирован, а проведение государственной экспертизы возможно только в случаях предоставления недр в пользование, неправомерны. Факт добычи Обществом угля из списанных запасов является неправомерной деятельностью.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу Инспекции от третьих лиц до начала судебного заседания не поступили.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за ноябрь 2007 года, отраженным в акте от 14.04.2008 N 32 ДСП (т. 1, л.д. 16-17), Инспекцией принято решение от 21.05.2008 N 4280, которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 416 944 руб., а также предложено уплатить 2 084 720 руб. НДПИ и 90 974, 18 руб. пени (т. 1, л.д. 9-15).
Основанием для принятия решения послужил вывод Инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком льготы в виде применения налоговой ставки 0 процентов, поскольку предприятием не выполнены обязательные условия получения этой льготы, а именно не получено заключение Федерального агентства по недропользованию об отнесении отработанных запасов к некондиционным.
Общество, полагая, что указанное решение Инспекции не соответствует закону и нарушает права налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требование заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 338 НК РФ налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых.
Количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 339 НК РФ.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений вышеназванных норм права, в целях налогообложения законодатель разграничивает два объекта налогообложения по ставке 0 процентов: добыча полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества); добыча полезных ископаемых из ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
При этом в соответствии со статьей 9 указанного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Арбитражными судами установлено и материалами дела подтверждено, что Общество является правопреемником ликвидированного ранее юридического лица в отношении недропользования, лицензия Обществу выдана на основании статьи 17.1 Закона "О недрах", в связи с приобретением имущества предприятия - банкрота, что подтверждается лицензионным соглашением (т. 1, л.д. 36).
Судами также установлено, что у Общества имеется лицензия на право пользования недрами КЕМ 12780 ТЭ от 15.10.2004 со сроком действия до 31.12.2013 в границах горного отвода ООО "Шахта N 12" в границах юго-восточной части Киселевского каменноугольного месторождения (т. 1, л.д. 35).
Горноотводным актом от 10.03.2005 N 1597 (т. 1, л.д. 33-34) подтверждается, что Общество осуществляет разработку указанной части месторождения каменного угля подземным и открытым способом.
Как установлено судебными инстанциями, Инспекция не опровергла факт применения Обществом ставки 0 процентов в отношении добытого полезного ископаемого из списанных запасов.
Данное обстоятельство не опровергается и в кассационной жалобе.
При этом факт добычи полезного ископаемого из списанных запасов подтверждается письмом Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области от 27.12.2007 N 29-3649 (т. 1, л.д. 88), проекциями горных выработок, актом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области от 24.06.2008 (т. 3, л.д. 16), в котором указано, что добыча угля открытым способом ведется на остаточных, неизвлеченных запасах в контуре погашенных горных выработок 30-40-х годов прошлого столетия и эти запасы угля списаны в соответствии с действующим в то время порядком списания полезных ископаемых.
В протоколе заседания Кемеровского отделения Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых от 08.02.2008 (т. 3, л.д. 89-91) указано, что Общество производит добычу полезного ископаемого из целиков, оставленных в ранее отработанных пластах. В протоколе также отмечено, что ООО "Шахта N 12" правомерно производит горные работы на лицензионном участке недр. Списание запасов было произведено до введения в действие ныне действующего законодательства, регулирующего вопросы недропользования.
Таким образом, материалами дела подтверждается и не опровергнуто Инспекцией, что налогооблагаемая база в ходе проведения проверки декларации Общества по НДПИ за ноябрь 2007 года определена налогоплательщиком на основании данных указанной декларации по добыче полезных ископаемых из ранее списанных запасов.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав довод Инспекции о том, что запасы в обязательном порядке должны быть подвергнуты государственной экспертизе с целью отнесения их к кондиционным либо некондиционным, обоснованно с ним не согласился.
В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р к некондиционным запасам полезных ископаемых относятся:
- - запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- - запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- - запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Между тем данный порядок не определяет, что ранее списанные в потери запасы полезного ископаемого подлежат восстановлению и квалификации как кондиционные и некондиционные.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, арбитражный суд обоснованно сделал вывод о том, что нормативными документами не запрещена отработка списанных ранее в потери запасов, но отсутствует законодательный порядок, регулирующий отработку таких запасов полезных ископаемых.
Кроме того, исследовав письмо Федерального агентства по недропользованию от 10.10.2005 N ВБ-04-26/5789 (т. 3, л.д. 45), арбитражные суды правомерно указали на то, что разъяснение каких-либо вопросов в отношении налогообложения в полномочия Федерального агентства по недропользованию не входит.
Вместе с тем списанные запасы, как следует из анализа приведенных ранее положений закона, - это запасы полезного ископаемого, полностью списанные с государственного баланса в случаях добычи (извлечения из недр) и направления потребителям и на переработку; потерь в процессе добычи, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке, погрузке, разгрузке и в местах хранения; утраты промышленного значения и др.
Списание запасов полезных ископаемых по причине добычи, потерь в процессе добычи, утраты промышленного значения производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Данные запасы являются самостоятельным объектом налогообложения по ставке 0 процентов, которую и применило Общество.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не принял доводы Инспекции о необходимости проведения государственной экспертизы ранее списанных запасов с целью отнесения их к кондиционным или некондиционным, поскольку в таком случае объект налогообложения ставкой в 0 процентов - списанные запасы - практически неприменим, так как Инспекция предлагает применить к нему категорию кондиционные - некондиционные, а в силу приведенных ранее положений Налогового кодекса Российской Федерации некондиционные запасы являются самостоятельным объектом налогообложения.
Арбитражные суды также обоснованно не согласились с доводом Инспекции о том, что ранее списанные запасы подлежат восстановлению на государственный учет, поскольку данное утверждение не соответствует действующему законодательству.
Согласно пункту 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, вступившего в действие 18.02.2007 и утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.12.2006 N 286, основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию.
В указанном пункте идет речь о постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс. Однако указанным Порядком, как правомерно указано судами, не предусмотрено, что ранее списанные запасы подлежат восстановлению на государственном балансе.
Исходя из положений статьи 29 Закона Российской Федерации "О недрах" проведение государственной экспертизы требуется при предоставлении недр в пользование.
При этом проведение экспертизы в силу положений части 7 указанной статьи осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суды, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, правомерно признали неверным утверждение Инспекции о незаконности деятельности Общества по разработке полезных ископаемых в связи с отсутствием государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и об отсутствии разрешительной документации.
Так, ранее государственная экспертиза запасов полезных ископаемых для шахтного поля проводилась в 1981 году, что подтверждается протоколом от 10.07.1981 N 1590-к Государственной комиссии по запасам (ГКЗ), от 04.12.1981 N 8891.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что разрешительная документация, на основании которой ООО "Шахта N 12" осуществляет деятельность по добыче полезного ископаемого, не содержит нарушений, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество правомерно заявило и применило в ноябре 2007 года нулевую ставку по НДПИ в связи с добычей полезных ископаемых из ранее списанных запасов.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов судебных инстанций по данному делу, которые всесторонне и полно исследовали все обстоятельства дела, и им дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащая правовая оценка. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.07.2008 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 10.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6182/2008-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.03.2009 N Ф04-1139/2009(1313-А27-31) ПО ДЕЛУ N А27-6182/2008-6
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2009 г. N Ф04-1139/2009(1313-А27-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области на решение от 31.07.2008 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 10.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6182/2008-6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахта N 12" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области, при участии третьих лиц: Управления по недропользованию по Кемеровской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области о признании недействительным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шахта N 12" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - Инспекция) от 21.05.2008 N 4280 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Определениями Арбитражного суда Кемеровской области от 25.06.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по недропользованию по Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области.
Решением арбитражного суда от 31.07.2008, оставленным без изменения постановлением от 10.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требование Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что при вынесении судебных актов были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит отменить решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, выводы судов о том, что порядок отработки списанных запасов нормативными документами не регламентирован, а проведение государственной экспертизы возможно только в случаях предоставления недр в пользование, неправомерны. Факт добычи Обществом угля из списанных запасов является неправомерной деятельностью.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу Инспекции от третьих лиц до начала судебного заседания не поступили.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за ноябрь 2007 года, отраженным в акте от 14.04.2008 N 32 ДСП (т. 1, л.д. 16-17), Инспекцией принято решение от 21.05.2008 N 4280, которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 416 944 руб., а также предложено уплатить 2 084 720 руб. НДПИ и 90 974, 18 руб. пени (т. 1, л.д. 9-15).
Основанием для принятия решения послужил вывод Инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком льготы в виде применения налоговой ставки 0 процентов, поскольку предприятием не выполнены обязательные условия получения этой льготы, а именно не получено заключение Федерального агентства по недропользованию об отнесении отработанных запасов к некондиционным.
Общество, полагая, что указанное решение Инспекции не соответствует закону и нарушает права налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требование заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 338 НК РФ налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых.
Количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 339 НК РФ.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений вышеназванных норм права, в целях налогообложения законодатель разграничивает два объекта налогообложения по ставке 0 процентов: добыча полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества); добыча полезных ископаемых из ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
При этом в соответствии со статьей 9 указанного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Арбитражными судами установлено и материалами дела подтверждено, что Общество является правопреемником ликвидированного ранее юридического лица в отношении недропользования, лицензия Обществу выдана на основании статьи 17.1 Закона "О недрах", в связи с приобретением имущества предприятия - банкрота, что подтверждается лицензионным соглашением (т. 1, л.д. 36).
Судами также установлено, что у Общества имеется лицензия на право пользования недрами КЕМ 12780 ТЭ от 15.10.2004 со сроком действия до 31.12.2013 в границах горного отвода ООО "Шахта N 12" в границах юго-восточной части Киселевского каменноугольного месторождения (т. 1, л.д. 35).
Горноотводным актом от 10.03.2005 N 1597 (т. 1, л.д. 33-34) подтверждается, что Общество осуществляет разработку указанной части месторождения каменного угля подземным и открытым способом.
Как установлено судебными инстанциями, Инспекция не опровергла факт применения Обществом ставки 0 процентов в отношении добытого полезного ископаемого из списанных запасов.
Данное обстоятельство не опровергается и в кассационной жалобе.
При этом факт добычи полезного ископаемого из списанных запасов подтверждается письмом Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области от 27.12.2007 N 29-3649 (т. 1, л.д. 88), проекциями горных выработок, актом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области от 24.06.2008 (т. 3, л.д. 16), в котором указано, что добыча угля открытым способом ведется на остаточных, неизвлеченных запасах в контуре погашенных горных выработок 30-40-х годов прошлого столетия и эти запасы угля списаны в соответствии с действующим в то время порядком списания полезных ископаемых.
В протоколе заседания Кемеровского отделения Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых от 08.02.2008 (т. 3, л.д. 89-91) указано, что Общество производит добычу полезного ископаемого из целиков, оставленных в ранее отработанных пластах. В протоколе также отмечено, что ООО "Шахта N 12" правомерно производит горные работы на лицензионном участке недр. Списание запасов было произведено до введения в действие ныне действующего законодательства, регулирующего вопросы недропользования.
Таким образом, материалами дела подтверждается и не опровергнуто Инспекцией, что налогооблагаемая база в ходе проведения проверки декларации Общества по НДПИ за ноябрь 2007 года определена налогоплательщиком на основании данных указанной декларации по добыче полезных ископаемых из ранее списанных запасов.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав довод Инспекции о том, что запасы в обязательном порядке должны быть подвергнуты государственной экспертизе с целью отнесения их к кондиционным либо некондиционным, обоснованно с ним не согласился.
В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р к некондиционным запасам полезных ископаемых относятся:
- - запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- - запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- - запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Между тем данный порядок не определяет, что ранее списанные в потери запасы полезного ископаемого подлежат восстановлению и квалификации как кондиционные и некондиционные.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, арбитражный суд обоснованно сделал вывод о том, что нормативными документами не запрещена отработка списанных ранее в потери запасов, но отсутствует законодательный порядок, регулирующий отработку таких запасов полезных ископаемых.
Кроме того, исследовав письмо Федерального агентства по недропользованию от 10.10.2005 N ВБ-04-26/5789 (т. 3, л.д. 45), арбитражные суды правомерно указали на то, что разъяснение каких-либо вопросов в отношении налогообложения в полномочия Федерального агентства по недропользованию не входит.
Вместе с тем списанные запасы, как следует из анализа приведенных ранее положений закона, - это запасы полезного ископаемого, полностью списанные с государственного баланса в случаях добычи (извлечения из недр) и направления потребителям и на переработку; потерь в процессе добычи, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке, погрузке, разгрузке и в местах хранения; утраты промышленного значения и др.
Списание запасов полезных ископаемых по причине добычи, потерь в процессе добычи, утраты промышленного значения производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Данные запасы являются самостоятельным объектом налогообложения по ставке 0 процентов, которую и применило Общество.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не принял доводы Инспекции о необходимости проведения государственной экспертизы ранее списанных запасов с целью отнесения их к кондиционным или некондиционным, поскольку в таком случае объект налогообложения ставкой в 0 процентов - списанные запасы - практически неприменим, так как Инспекция предлагает применить к нему категорию кондиционные - некондиционные, а в силу приведенных ранее положений Налогового кодекса Российской Федерации некондиционные запасы являются самостоятельным объектом налогообложения.
Арбитражные суды также обоснованно не согласились с доводом Инспекции о том, что ранее списанные запасы подлежат восстановлению на государственный учет, поскольку данное утверждение не соответствует действующему законодательству.
Согласно пункту 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, вступившего в действие 18.02.2007 и утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.12.2006 N 286, основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию.
В указанном пункте идет речь о постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс. Однако указанным Порядком, как правомерно указано судами, не предусмотрено, что ранее списанные запасы подлежат восстановлению на государственном балансе.
Исходя из положений статьи 29 Закона Российской Федерации "О недрах" проведение государственной экспертизы требуется при предоставлении недр в пользование.
При этом проведение экспертизы в силу положений части 7 указанной статьи осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суды, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, правомерно признали неверным утверждение Инспекции о незаконности деятельности Общества по разработке полезных ископаемых в связи с отсутствием государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и об отсутствии разрешительной документации.
Так, ранее государственная экспертиза запасов полезных ископаемых для шахтного поля проводилась в 1981 году, что подтверждается протоколом от 10.07.1981 N 1590-к Государственной комиссии по запасам (ГКЗ), от 04.12.1981 N 8891.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что разрешительная документация, на основании которой ООО "Шахта N 12" осуществляет деятельность по добыче полезного ископаемого, не содержит нарушений, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество правомерно заявило и применило в ноябре 2007 года нулевую ставку по НДПИ в связи с добычей полезных ископаемых из ранее списанных запасов.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов судебных инстанций по данному делу, которые всесторонне и полно исследовали все обстоятельства дела, и им дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащая правовая оценка. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.07.2008 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 10.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6182/2008-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)