Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 июня 2004 года Дело N Ф08-2245/2004-1039А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Моздокскому району Республики Северная Осетия - Алания, г. Моздок, и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Аланиянефтегаз", уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аланиянефтегаз" на постановление апелляционной инстанции от 18.03.2004 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1583/2003-9, установил следующее.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Моздокскому району Республики Северная Осетия - Алания, г. Моздок (далее - налоговая инспекция), обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аланиянефтегаз" (далее - общество) о взыскании налоговых санкций в размере 46974 рублей согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за 2 квартал 2003 года.
Решением суда от 20.01.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что налоговой инспекцией нарушен порядок вынесения решения, установленный статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2004 решение суда от 20.01.2004 отменено, требования налоговой инспекции о взыскании с ООО "Аланиянефтегаз" налоговых санкций в размере 46974 рублей удовлетворены. Суд указал, что налог на добычу полезных ископаемых в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" доначислен обществу правомерно.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ООО "Аланиянефтегаз" с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 18.03.2004 и принять новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за 2 квартал 2003 года ООО "Аланиянефтегаз" в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ применяло налоговую ставку 16,5 процента. Заявитель указывает, что применение налоговой инспекцией ставки налога, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, в виде 340 рублей за 1 тонну нефти неправомерно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка исчисления обществом налога на добычу полезных ископаемых во 2 квартале 2003 года.
В ходе проверки налоговой инспекцией установлено, что общество, в нарушение статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, исчисляло и уплачивало налог на добычу полезных ископаемых в соответствии с частью 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 26.08.2003 N 98 налоговая инспекция доначислила обществу налог на добычу полезных ископаемых в сумме 165839 рублей, в том числе: за апрель 2002 года - 75193 рублей, за май 2002 года - 90646 рублей, пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 6448 рублей, привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 33168 рублей.
Решением от 02.10.2003 N 111 налоговая инспекция доначислила ООО "Аланиянефтегаз" налог на добычу полезных ископаемых за июнь 2002 года в сумме 69030 рублей, пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 2341 рубля, привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 13806 рублей.
Обществу направлены требования от 26.08.2003 N 101, 02.10.2003 N 112 с предложением уплатить штрафные санкции.
Поскольку требования налогоплательщик добровольно не исполнил и штраф не уплатил, налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" введена в действие глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых".
Пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации была предусмотрена налоговая ставка по добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений в размере 16,5 процента. При этом налогоплательщики, освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральным законодательством от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений за счет собственных средств, при расчете налога применяют коэффициент 0,7.
Статья 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ устанавливает особую ставку налога для нескольких из всех видов углеводородного сырья - нефти и газового конденсата из нефтегазовых месторождений. В период с 01.01.2002 по 31.12.2004 налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за 1 тонну. Ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть - Кц и рассчитываемым налогоплательщиком самостоятельно по указанной в этой статье формуле. Статья 5 согласно статье 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ вступила в силу с 01.01.2002.
Судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о том, что налоговый орган обоснованно рассчитал размер налога, подлежащего уплате во втором квартале 2002 года, с учетом положений статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ является специальным законом, которым вводится в действие глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", и содержит положения, определяющие порядок вступления в действие норм Налогового кодекса Российской Федерации. Норма статьи 5 Закона устанавливает иную налоговую ставку относительно ставки, определенной главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Это положение является специальным и действует в течение определенного времени (с 01.01.2002 по 31.12.2004) до начала действия общей нормы (статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в спорный период (второй квартал 2002 года) при исчислении суммы налога на добычу полезных ископаемых общество должно было применять не нормы статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, а норму статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, которым глава 26 Кодекса была введена в действие.
Доводы жалобы о том, что действие статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации прямо не приостановлено, не могут быть приняты во внимание, так как специальная норма статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ регламентирует порядок действия статьи 342 Кодекса.
Таким образом, вывод апелляционной инстанции о правомерности привлечения ООО "Аланиянефтегаз" к налоговой ответственности является законным и обоснованным.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на ООО "Аланиянефтегаз", с которого в доход федерального бюджета следует взыскать 989 рублей 50 копеек.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление апелляционной инстанции от 18.03.2004 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1583/2003-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Аланиянефтегаз", г. Моздок, в доход федерального бюджета госпошлину в размере 989 рублей 50 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.06.2004 N Ф08-2245/2004-1039А
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 22 июня 2004 года Дело N Ф08-2245/2004-1039А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Моздокскому району Республики Северная Осетия - Алания, г. Моздок, и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Аланиянефтегаз", уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аланиянефтегаз" на постановление апелляционной инстанции от 18.03.2004 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1583/2003-9, установил следующее.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Моздокскому району Республики Северная Осетия - Алания, г. Моздок (далее - налоговая инспекция), обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аланиянефтегаз" (далее - общество) о взыскании налоговых санкций в размере 46974 рублей согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за 2 квартал 2003 года.
Решением суда от 20.01.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что налоговой инспекцией нарушен порядок вынесения решения, установленный статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2004 решение суда от 20.01.2004 отменено, требования налоговой инспекции о взыскании с ООО "Аланиянефтегаз" налоговых санкций в размере 46974 рублей удовлетворены. Суд указал, что налог на добычу полезных ископаемых в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" доначислен обществу правомерно.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ООО "Аланиянефтегаз" с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 18.03.2004 и принять новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за 2 квартал 2003 года ООО "Аланиянефтегаз" в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ применяло налоговую ставку 16,5 процента. Заявитель указывает, что применение налоговой инспекцией ставки налога, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, в виде 340 рублей за 1 тонну нефти неправомерно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка исчисления обществом налога на добычу полезных ископаемых во 2 квартале 2003 года.
В ходе проверки налоговой инспекцией установлено, что общество, в нарушение статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, исчисляло и уплачивало налог на добычу полезных ископаемых в соответствии с частью 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 26.08.2003 N 98 налоговая инспекция доначислила обществу налог на добычу полезных ископаемых в сумме 165839 рублей, в том числе: за апрель 2002 года - 75193 рублей, за май 2002 года - 90646 рублей, пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 6448 рублей, привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 33168 рублей.
Решением от 02.10.2003 N 111 налоговая инспекция доначислила ООО "Аланиянефтегаз" налог на добычу полезных ископаемых за июнь 2002 года в сумме 69030 рублей, пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 2341 рубля, привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 13806 рублей.
Обществу направлены требования от 26.08.2003 N 101, 02.10.2003 N 112 с предложением уплатить штрафные санкции.
Поскольку требования налогоплательщик добровольно не исполнил и штраф не уплатил, налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" введена в действие глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых".
Пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации была предусмотрена налоговая ставка по добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений в размере 16,5 процента. При этом налогоплательщики, освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральным законодательством от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений за счет собственных средств, при расчете налога применяют коэффициент 0,7.
Статья 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ устанавливает особую ставку налога для нескольких из всех видов углеводородного сырья - нефти и газового конденсата из нефтегазовых месторождений. В период с 01.01.2002 по 31.12.2004 налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за 1 тонну. Ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть - Кц и рассчитываемым налогоплательщиком самостоятельно по указанной в этой статье формуле. Статья 5 согласно статье 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ вступила в силу с 01.01.2002.
Судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о том, что налоговый орган обоснованно рассчитал размер налога, подлежащего уплате во втором квартале 2002 года, с учетом положений статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ является специальным законом, которым вводится в действие глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", и содержит положения, определяющие порядок вступления в действие норм Налогового кодекса Российской Федерации. Норма статьи 5 Закона устанавливает иную налоговую ставку относительно ставки, определенной главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Это положение является специальным и действует в течение определенного времени (с 01.01.2002 по 31.12.2004) до начала действия общей нормы (статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в спорный период (второй квартал 2002 года) при исчислении суммы налога на добычу полезных ископаемых общество должно было применять не нормы статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, а норму статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, которым глава 26 Кодекса была введена в действие.
Доводы жалобы о том, что действие статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации прямо не приостановлено, не могут быть приняты во внимание, так как специальная норма статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ регламентирует порядок действия статьи 342 Кодекса.
Таким образом, вывод апелляционной инстанции о правомерности привлечения ООО "Аланиянефтегаз" к налоговой ответственности является законным и обоснованным.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на ООО "Аланиянефтегаз", с которого в доход федерального бюджета следует взыскать 989 рублей 50 копеек.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции от 18.03.2004 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1583/2003-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Аланиянефтегаз", г. Моздок, в доход федерального бюджета госпошлину в размере 989 рублей 50 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)