Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 08.09.2006, 31.08.2006 ПО ДЕЛУ N А51-17756/04 20-739/13

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


8 сентября 2006 г. Дело N А51-17756/04 20-739/13

Арбитражный суд Приморского края установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П. " (сокращенно - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции ФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока (сокращенно - Инспекция), выразившихся в отказе возвратить проценты за излишне взысканный налог на прибыль в сумме - 67190,00 руб., и обязании Инспекции возвратить проценты в размере 31249,76 руб.
Решением арбитражного суда от 05.05.05 в удовлетворении требований Общества отказано со ссылкой на то, что Общество самостоятельно произвело уплату налога на прибыль по результатам налоговой проверки, в связи с чем оснований для возврата процентов, начисленных Обществом за излишне взысканный налог по ст. 79 Налогового кодекса РФ, не имеется.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.09.05 N Ф03-А51/05-2/2509 решение от 05.05.05 отменено. Суд кассационной инстанции указал на то, что выставление налогоплательщику требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Признав доказанным факт излишней уплаты Обществом налога на прибыль, кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение для проверки правильности расчета суммы процентов.
При новом рассмотрении дела Общество в порядке ст. 49 АПК РФ неоднократно уточняло размер взыскиваемых процентов. Окончательная сумма требований составляет 42306,36 руб. процентов по ст. 79 Налогового кодекса РФ.
Инспекция требования Общества не признала, просила в удовлетворении заявления Общества отказать, ссылаясь на то, что при расчете процентов Обществом не учтено состояние своих расчетов с бюджетом; не принято во внимание то обстоятельство, что суммы, признанные судом неправомерно начисленными, не были взысканы с Общества в полном объеме; неверно определен период начисления процентов.
Кроме того, по мнению Инспекции, в рассматриваемом случае проценты по ст. 79 Налогового кодекса РФ не подлежат начислению вообще, поскольку согласно п. 4 указанной статьи законодатель связывает возможность начисления и возврата процентов на сумму излишне взысканного налога с подачей налогоплательщиком заявления о возврате излишне взысканного налога. На момент обращения в арбитражный суд с заявлением Общество не направляло в Инспекцию заявление о возврате суммы излишне взысканного налога. Ссылаясь на абз. 2 п. 2 ст. 79 Налогового кодекса РФ, Инспекция считает, что сроки для обращения Общества в налоговый орган и суд для возврата излишне взысканного налога истекли.
Материалами дела установлено, что по результатам выездной налоговой проверки, проведенной в отношении Общества, Инспекцией было принято решение от 23.01.02 N 11/62-ДСП о доначислении последнему в т.ч. налога на прибыль в сумме 252332,00 руб. и выставлено требование N 11/62-ДСП от 25.01.02 об уплате налога.
В течение 2002 года Общество уплатило в соответствующие бюджеты доначисленный налог на прибыль следующим образом:
- по инкассовому поручению N 33 от 04.03.02:
- - 819,00 руб. - 11.03.02;
- - 3000 руб. - 15.03.02;
- - 35050 руб. - 04.04.02;
- - 45665,00 руб. - 09.04.02;
- - 463,00 руб. - 19.06.02;
- - по письму N 19/6591 от 18.07.02 - зачет на сумму 133867,00 руб.;
- - по платежному поручению N 262 от 12.11.02 - 3081,00 руб.;
- - по платежному поручению N 263 от 12.11.02 - 4480,00 руб.;
- - по платежному поручению N 271 от 20.11.02 - 10000,00 руб.;
- - по платежному поручению N 274 от 25.11.02 - 5000,00 руб.;
- - по платежному поручению N 275 от 02.12.02 - 23434,68 руб.
Таким образом, во исполнение решения Инспекции от 23.01.02 N 11/62-ДСП Общество уплатило в федеральный бюджет 91113,00 руб., в краевой бюджет - 26515,68 руб., в местный бюджет - 104477,00 руб., всего 222105,68 руб.
Общество частично оспорило решение Инспекции от 23.01.02 N 11/62-ДСП в Арбитражный суд Приморского края, который своим решением от 28.01.04 по делу N А51-5006/2002 25-77 в удовлетворении заявления отказал.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.05.04 N Ф03-А51/04-2/908 решение суда от 28.01.04 было отменено частично, решение Инспекции от 23.01.02 N 11/62-ДСП признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 67190,00 руб., соответствующих пени и штрафа.
16.08.04 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением N 1/56 о возврате процентов, начисленных на указанную выше сумму налога на прибыль в соответствии со ст. 79 Налогового кодекса РФ.
Письмом за N 19/12797 от 14.09.04 Инспекция отказала Обществу в удовлетворении его заявления, ссылаясь на то, что последнее самостоятельно произвело уплату налога на прибыль, доначисленного по результатам выездной налоговой проверки.
Указанные действия Инспекции явились основанием для обращения Общества 15.11.04 в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции по отказу в возврате процентов за излишне взысканный налог на прибыль в сумме 67190,00 руб. и об обязании Инспекции возвратить проценты в сумме 42306,36 руб. (с учетом уточнений).
Изучив материалы дела, оценив представленные сторонами расчеты суммы процентов, начисленных на основании ст. 79 Налогового кодекса РФ, арбитражный суд с учетом выводов, содержащихся в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.09.05 N Ф03-А51/05-2/2509, считает, что заявление Общества подлежит частичному удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику после проведения зачета в счет погашения числящейся за налогоплательщиком недоимки (задолженности). Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается на основании письменного заявления налогоплательщика, которое может быть подано в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. С исковым заявлением о возврате излишне взысканного налога налогоплательщик может обратиться в суд в течение 3-х лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В случае признания факта излишнего взыскания налога рассматривающий заявление налогоплательщика принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы. Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом.
Из содержания названной статьи Налогового кодекса РФ следует, что возврат излишне взысканного налога и процентов производится на основании решения, которое, в свою очередь, принимается по результатам рассмотрения заявления налогоплательщика.
Данная статья не устанавливает срока, в течение которого налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате из бюджета процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога. В связи с этим суд считает, что в данном случае подлежит применению срок, установленный данной статьей для обращения в налоговый орган с заявлением о взыскании суммы излишне взысканного налога, который составляет один месяц, исчисляемый со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.
Как следует из материалов дела, Общество узнало о факте излишнего взыскания налога 13.05.04 в судебном заседании кассационной инстанции по делу N А51-5006/2002 25-77, на котором присутствовал руководитель Общества.
Следовательно, с заявлением о возврате процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, Общество имело право обратиться в Инспекцию до 14.06.04. Фактически же с данным заявлением Общество обратилось в Инспекцию 17.08.04 (заявление N 1/56 от 16.08.04), т.е. за пределами установленного законодателем срока.
В связи с этим следует признать, что Инспекция не имела права принимать решение о возврате из бюджета процентов по заявлению Общества от 16.08.04 N 1/56 и правомерно отказала Обществу письмом за N 19/12797 от 14.09.04 в удовлетворении его заявления, хотя и по другим основаниям.
Учитывая изложенное, суд считает, что заявление Общества в части требования о признании незаконными действий Инспекции по отказу в возврате процентов на сумму излишне взысканного налога удовлетворению не подлежит.
В части требования о взыскании с Инспекции согласно уточнений 42306,36 руб. процентов на основании ст. 79 Налогового кодекса РФ заявление Общества подлежит удовлетворению в сумме 18506 руб. 83 коп.
По налогу на прибыль, подлежащему перечислению в Федеральный бюджет.
Материалами дела установлено, что согласно решению Инспекции от 23.01.02 N 11/62-ДСП Обществу доначислен к уплате налог на прибыль в сумме 91113,00 руб. По требованию Инспекции Общество уплатило в бюджет 91113,00 руб. Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.05.04 решение Инспекции от 23.01.02 N 11/62-ДСП признано недействительным в части доначисления к уплате налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в сумме 24639,00 руб.
Таким образом, сумма излишне взысканного с Общества налога на прибыль, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, составляет 24639,00 руб.
Материалами дела также установлено, что взыскание налога произведено Инспекцией путем зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 133867,00 руб. в счет доначисленного налога на основании заключения Инспекции от 25.03.02 N 232.
В ходе судебного разбирательства Инспекция не представила суду доказательств, свидетельствующих о фактической дате проведения органом федерального казначейства зачета согласно заключению N 232 от 25.03.02. В связи с этим суд принимает 25.03.02 в качестве даты фактического проведения зачета (взыскания) налога.
Из документов, представленных Инспекцией, следует, что на основании заключения N 124 от 27.05.05 излишне взысканный налог в сумме 19736,8 руб. был возвращен Обществу на его расчетный счет 16.06.05, а на основании заключений N 6980 и N 5981 от 27.12.05 оставшаяся сумма излишне взысканного налога в размере 5902,20 руб. была зачтена в счет недоимки по налогу на добавленную стоимость.
В силу п. 4 ст. 79 Налогового кодекса РФ проценты подлежат начислению на сумму излишне взысканного налога со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
С учетом установленных судом обстоятельств проценты на сумму излишне взысканного налога на прибыль, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, следует начислять следующим образом:
- - на сумму налога 24639,00 руб. за период с 26.03.02 по 16.06.05;
- - на сумму 5902,20 руб. налога за период с 17.06.05 по 27.12.05.
Сумма процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога на прибыль, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, с учетом изменений ставки рефинансирования Центрального банка РФ, составляет 13641,63 руб.
По налогу на прибыль, подлежащему перечислению в краевой бюджет.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно решению Инспекции от 23.01.02 N 11/02-ДСП Обществу доначислен к уплате налог на прибыль в сумме 30509,00 руб., уплачено Обществом по решению 26515,68 руб. Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.05.04 решение Инспекции признано недействительным в части доначисления к уплате налога на прибыль, подлежащего перечислению в краевой бюджет, в сумме 6719,00 руб.
Таким образом, сумма правомерно доначисленного Обществу налога составляет 23790,00 руб. (30509,00 - 6719,00). Сумма излишне взысканного налога составляет 2725,68 руб. (26515,68 - 23790,00).
Из документов, представленных в материалы дела, следует, что сумму 26515,68 руб. Общество перечислило в бюджет следующим образом:
- - 3081,00 руб. поступило в краевой бюджет 13.11.02 по платежному поручению N 262 от 12.11.02;
- - 5794,76 руб. поступило в краевой бюджет 03.12.02 по платежному поручению N 275 от 02.12.02;
- - 17639,92 руб. поступило в краевой бюджет 05.12.02 по платежному поручению N 275 от 02.12.02.
Таким образом, излишнее взыскание с Общества налога на прибыль в размере 2725,68 руб. произведено в краевой бюджет 05.12.02, в связи с чем проценты на сумму излишне взысканного налога в силу п. 4 ст. 79 Налогового кодекса РФ подлежат начислению с 06.12.02.
Согласно заключению Инспекции от 27.05.05 N 125 на общую сумму 3245,24 руб., сумма излишне взысканного налога в размере 2725,68 руб. возвращена на расчетный счет Общества 16.06.05.
Следовательно, проценты на сумму излишне взысканного налога, подлежащего перечислению в краевой бюджет, в размере 2725,68 руб. подлежат начислению с 06.12.02 по 16.06.05 и с учетом действовавших в данный период ставок рефинансирования Центрального банка РФ составляют 1043,85 руб.
По налогу на прибыль, подлежащему перечислению в местный бюджет.
Согласно решению Инспекции от 23.01.02 N 11/62-ДСП Обществу доначислен к уплате налог на прибыль, подлежащий уплате в местный бюджет, в размере 130710,00 руб., фактически взыскано с Общества на основании данного решения 104477,00 руб. Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.05.04 решение Инспекции признано недействительным в части доначисления к уплате налога на прибыль, подлежащего перечислению в местный бюджет, в сумме 35832,00 руб.
Таким образом, сумма правомерно доначисленного Обществу налога составляет 94878,00 руб. (130710,00 - 35832,00). Сумма излишне взысканного налога составляет 9599,00 руб. (104477,00 руб. - 94878,00 руб.).
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, сумма налога на прибыль в размере 104477,00 руб. была взыскана с Общества следующим образом:
- - 819,00 руб. - взыскано с Общества 11.03.02 по инкассовому поручению N 33 от 04.03.02;
- - 3000,00 руб. - взыскано с Общества 15.03.02 по инкассовому поручению N 33 от 04.03.02;
- - 35050,00 руб. - взыскано с Общества 04.04.02 по инкассовому поручению N 33 от 04.03.02;
- - 45665,00 руб. - взыскано с Общества 09.04.02 по инкассовому поручению N 33 от 04.03.02;
- - 463,00 руб. - взыскано с Общества 19.06.02 по инкассовому поручению N 33 от 04.03.02;
- - 4480,00 руб. - перечислено Обществом в местный бюджет 13.11.02 по платежному поручению N 263 от 12.11.02;
- - 10000,00 руб. перечислено Обществом в местный бюджет 26.11.02 по платежному поручению N 271 от 20.11.02;
- - 5000,00 руб. перечислено Обществом в местный бюджет 26.11.02 по платежному поручению N 271 от 25.11.02.
С учетом правомерного взыскания с Общества 94878,00 руб. 21.11.02 излишне взыскано с Общества 4599,00 руб. по платежному поручению N 271 от 20.11.02 и 26.11.02 - 5000,00 руб. по платежному поручению N 274 от 25.11.02.
Из материалов дела также следует, что на основании заключения Инспекции от 27.05.05 N 126 на общую сумму 35832,00 руб. Обществу было возвращено на расчетный счет 8452,65 руб. из 9599,00 руб. излишне взысканного налога 16.06.05. На основании заключения Инспекции от 27.12.05 N 5982 оставшиеся излишне взысканные 1146,35 руб. были зачтены Обществу в счет погашения недоимки по налогу на прибыль прошлых лет.
Таким образом, проценты на сумму излишне взысканного налога на прибыль, подлежащего перечислению в местный бюджет, с учетом положений ст. 79 Налогового кодекса РФ подлежат начислению следующим образом:
- - на сумму 4599,00 руб. с 22.11.02 по 26.11.02;
- - на сумму 9599,00 руб. с 27.11.02 по 16.06.05;
- - на сумму 1146,35 руб. с 17.06.05 по 27.12.05.
С учетом действовавших в данный период станок рефинансирования Центрального банка РФ сумма процентов составляет 3821,35 руб.
Общая сумма процентов, подлежащая возврату Обществу в связи с излишним взысканием налога на прибыль, составляет 18506,83 руб. (13641,63 + 1043,85 + 3821,35).
Довод Инспекции о том, что Общество пропустило установленный законодателем срок на обращение в суд с заявлением о возврате из бюджета процентов на основании ст. 79 Налогового кодекса РФ, является неправомерным.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 79 Налогового кодекса РФ заявление о возврате процентов на сумму излишне взысканного налога может быть подано в суд в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Общество узнало о факте излишнего взыскания налога в сумме 67190,00 руб. в момент оглашения Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа резолютивной части постановления 13.05.04. С заявлением о возврате процентов Общество обратилось в арбитражный суд 15.11.04, т.е. в пределах установленного трехгодичного срока.
По настоящему делу Обществом заявлено два требования (с учетом уточнений):
- - о признании незаконными действий налогового органа;
- - о возврате из бюджета процентов в сумме 42306,36 руб.
Сумма госпошлины по заявленным требованиям составляет 2692,25 руб. Сумма госпошлины по удовлетворенным требованиям составляет 740,27 руб. Таким образом, сумма госпошлины, подлежащая уплате Обществом, составляет 1951,98 руб. (2692,25 - 740,27). Согласно платежному поручению N 157 от 10.11.04 Общество оплатило госпошлину при обращении в арбитражный суд в размере 1000,00 руб. Следовательно, доплате подлежит госпошлина в сумме 951 руб. 98 коп.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:

Обязать Инспекцию ФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока возвратить из бюджета на расчетный счет Общества с ограниченной ответственностью "П. " 18506 руб. 83 коп., в т.ч. из федерального бюджета - 13641,63 руб., из краевого бюджета - 1043 руб. 85 коп., из местного бюджета - 3821,35 руб. в месячный срок с момента оформления мотивированного решения.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.



Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "П.", зарегистрированного Инспекцией ФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока 31.12.02 (свидетельство серии 25 N 00995102), расположенного по адресу: г. Владивосток, Краснознаменский переулок, 5, в доход федерального бюджета 951 руб. 98 коп. госпошлины по заявлению.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)