Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.И. Черных,
судей: Л.Н. Лобановой, М.В. Немчаниновой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Черных,
при участии представителей заявителя: Кирушевой С.А. - по доверенности от 08.12.2004 г.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) - в лице Коми отделения N 8617 Сбербанка России на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 апреля 2006 года по делу N А29-1997/06А, принятое судьей Т.И. Галаевой, по заявлению Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) - в лице Коми отделения N 8617 Сбербанка России к Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми о взыскании процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль в сумме 9540 рублей 70 копеек,
установил:
Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) - в лице Коми отделения N 8617 Сбербанка России (далее - Коми отделение N 8617 Сбербанка России) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Коми (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Республике Коми, налоговый орган) процентов в сумме 9540 рублей 70 копеек, начисленных за период с 26.02.2005 г. по 28.12.2005 г., за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль за 9 месяцев 2004 г.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2006 г. требования Коми отделение N 8617 Сбербанка России удовлетворены в части обязания Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми выплатить Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) - в лице Коми отделения N 8617 Сбербанка России 9421 рубль 42 копейки процентов, начисленных за период с 01.03.2005 г. по 28.12.2005 г. несвоевременный возврат налога на прибыль по итогам 9 месяцев 2004 г., в остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Коми отделение N 8617 Сбербанка России обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части определения срока начала начисления процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль и взыскать с налогового органа проценты в сумме 9540 рублей 70 копеек.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального права, а именно пункт 1 и 2 статьи 80, статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, налоговая декларация по налогу на прибыль в целом по Сбербанку России (как юридическому лицу) представляется по месту учета Сбербанка России в Межрайонную ИФНС России N 44 по г. Москве, которая осуществляет контроль за правильностью ее заполнения и распределения налога по обособленным подразделениям. Налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев была получена Межрайонной ИФНС России N 44 по г. Москве - 25.10.2004 г. и именно с этого момента следует исчислять трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки.
Коми отделение N 8617 Сбербанка России считает, что суд неправильно определил начало срока, с которого необходимо начислять проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль, в данном случае, датой начала указанного срока следует считать - 26.02.2005 г.
Представитель Коми отделения N 8617 Сбербанка России в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Межрайонная ИФНС России N 7 по Республике Коми надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание своих представителей не направила, представила отзыв, в котором просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность судебного акта Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по итогам деятельности Коми отделения N 8617 Сбербанка России за 9 месяцев 2004 года образовалась переплата по налогу на прибыль в сумме 111760 рублей.
28 октября 2004 г. Коми отделение N 8617 Сбербанка России обратилось в Инспекцию МНС России по Корткеросскому району, правопреемником которой является ответчик, с заявлением (письмо N 03-112/16620), в котором просило произвести возврат излишне уплаченного налога по налогу на прибыль в сумме 111760 рублей.
В связи с наличием задолженности по земельному налогу налоговый орган отказал в возврате спорного налога решением от 03.11.2004 г. N 46.
После урегулирования вопроса по недоимке по земельному налогу, заявлением от 15 ноября 2004 г. (письмо N 03-03-112/17607) налогоплательщик вновь просит вернуть ему сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 111760 рублей. В этом же письме Коми отделение N 8617 Сбербанка России сообщило налоговому органу свои банковские реквизиты, на которые следует зачислить излишне уплаченные суммы налога на прибыль.
Решением от 09.12.2004 г. N 51 налоговый орган повторно отказал налогоплательщику в возврате налога на прибыль за 9 месяцев 2004 года. Данные действия Инспекции были обжалованы в арбитражный суд. Суд, рассмотрев заявленные требования, удовлетворил их решением от 18.07.2005 г. по делу N А29-2554/05А. Постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2005 г. решение суда было оставлено без изменения.
Налог на прибыль в сумме 11763 рублей (в части местного бюджета) был возвращен заявителю по кредитовому авизо от 21.03.2005 г. N 512. Налог на прибыль в сумме 85437 рублей (бюджет Республики Коми) был фактически возвращен налогоплательщику по кредитовому авизо от 26.12.2005 г. N 208.
В связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченных сумм налога на прибыль Коми отделение N 8617 Сбербанка России начислило проценты на основании положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми процентов в сумме 9540 рублей 70 копеек, начисленных за период с 26.02.2005 г. по 28.12.2005 г., за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль за 9 месяцев 2004 г.
Удовлетворяя требования Коми отделения N 8617 Сбербанка России в части обязания Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми выплатить Коми отделению N 8617 Сбербанка России из соответствующего бюджета 9421 рубля 42 копейки процентов, начисленных за период с 01.03.2005 г. по 28.12.2005 г. за несвоевременный возврат налога на прибыль по итогам 9 месяцев 2004 г. Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 1 и 9 статьи 78, статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями данными Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в информационном письме от 22.12.2005 г. N 22 и исходил из того, что декларация по авансовым платежам по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г. по структурному подразделению Коми отделения N 8617 Сбербанка России была получена налоговым органом - 28.10.2004 г., поэтому проценты должны начисляться с 01.03.2005 г.
Рассмотрев апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Пунктом 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 98 разъяснено, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает проведение камеральной налоговой проверки, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по налогу на прибыль, особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (пункт 5 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанный подход соответствует положениям статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрены особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.
По правилам пункта 2 статьи 288 Кодекса уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, предусмотрено следующее: в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений организации представляют декларацию, включающую в себя титульный лист (лист 01), а также расчет суммы налога, подлежащей уплате, по месту нахождения данного обособленного подразделения (выписка из приложения N 5а к листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций", касающаяся суммы налога, которая подлежит уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения).
На расчете делается отметка налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, подтверждающая включение в декларацию сумм авансовых платежей и налога на прибыль по обособленному подразделению, и проставляется оттиск штампа этого налогового органа.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 288 Кодекса определено, что сведения о суммах авансовых платежей по налогу на прибыль, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Таким образом, закрепленное в статьях 288 и 289 Налогового кодекса Российской Федерации правило о представлении налоговых деклараций по налогу на прибыль не только по местонахождению головной организации, но и по месту нахождению обособленных подразделений в установленный законодательством срок, отвечает возложенным на налоговые органы задачам о проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по месту представления декларации.
Как следует из материалов дела, налоговая декларации по авансовым платежам по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г. была представлена Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) в Межрайонную ИФНС России N 44 по г. Москве - 25.10.2004 г., о чем свидетельствует отметка налогового органа о принятии декларации. Кроме того, указанная выше налоговая декларация была представлена Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) по своему структурному подразделению - Коми отделению N 8617 Сбербанка России в Межрайонную ИФНС России N 7 по Республике Коми - 28.10.2004 г. (л.д. 11).
В связи с этим, срок проведения Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми камеральной налоговой проверки налоговой декларации по авансовым платежам по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г., представленной 28.10.2004 г., истекает - 28.01.2005 г., а срок для возврата излишне уплаченной суммы налога на прибыль - 28.02.2005 г. Следовательно, проценты, начисляемые Коми отделением N 8617 Сбербанка России за несвоевременный возврат налоговым органом налога на прибыль, должны начисляться с 01.03.2005 г. - на следующий день после дня окончания срока на возврат излишне уплаченной суммы налога, а не с 26.02.2005 г., как указало Коми отделение N 8617 Сбербанка России.
Довод Коми отделения N 8617 Сбербанка России о том, что срок проведения камеральной проверки налоговой декларации по авансовым платежам по налогу на прибыль за 9 месяцев следует исчислять с 25.10.2004 г. - даты представления указанной налоговой декларации в Межрайонную ИФНС России N 44 по г. Москва отклоняется, как не соответствующий налоговому законодательству.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Республики Коми правомерно удовлетворил требования Общества в части обязания Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми выплатить Коми отделению N 8617 Сбербанка России из соответствующего бюджета 9421 рубль 42 копейки процентов, начисленных за период с 01.03.2005 г. по 28.12.2005 г. за несвоевременный возврат налога на прибыль по итогам 9 месяцев 2004 г.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Второй арбитражный апелляционной суд находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела. Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции также не допущено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя, который уплатил государственную пошлину при обращении с апелляционной жалобой в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2006 года по делу N А29-1997/06А оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (Открытое акционерное общество) - в лице Коми отделения N 8617 Сбербанка России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
М.В.НЕМЧАНИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2006 ПО ДЕЛУ N А29-1997/05А
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2006 г. по делу N А29-1997/05А
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.И. Черных,
судей: Л.Н. Лобановой, М.В. Немчаниновой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Черных,
при участии представителей заявителя: Кирушевой С.А. - по доверенности от 08.12.2004 г.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) - в лице Коми отделения N 8617 Сбербанка России на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 апреля 2006 года по делу N А29-1997/06А, принятое судьей Т.И. Галаевой, по заявлению Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) - в лице Коми отделения N 8617 Сбербанка России к Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми о взыскании процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль в сумме 9540 рублей 70 копеек,
установил:
Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) - в лице Коми отделения N 8617 Сбербанка России (далее - Коми отделение N 8617 Сбербанка России) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Коми (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Республике Коми, налоговый орган) процентов в сумме 9540 рублей 70 копеек, начисленных за период с 26.02.2005 г. по 28.12.2005 г., за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль за 9 месяцев 2004 г.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2006 г. требования Коми отделение N 8617 Сбербанка России удовлетворены в части обязания Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми выплатить Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) - в лице Коми отделения N 8617 Сбербанка России 9421 рубль 42 копейки процентов, начисленных за период с 01.03.2005 г. по 28.12.2005 г. несвоевременный возврат налога на прибыль по итогам 9 месяцев 2004 г., в остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Коми отделение N 8617 Сбербанка России обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части определения срока начала начисления процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль и взыскать с налогового органа проценты в сумме 9540 рублей 70 копеек.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального права, а именно пункт 1 и 2 статьи 80, статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, налоговая декларация по налогу на прибыль в целом по Сбербанку России (как юридическому лицу) представляется по месту учета Сбербанка России в Межрайонную ИФНС России N 44 по г. Москве, которая осуществляет контроль за правильностью ее заполнения и распределения налога по обособленным подразделениям. Налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев была получена Межрайонной ИФНС России N 44 по г. Москве - 25.10.2004 г. и именно с этого момента следует исчислять трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки.
Коми отделение N 8617 Сбербанка России считает, что суд неправильно определил начало срока, с которого необходимо начислять проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль, в данном случае, датой начала указанного срока следует считать - 26.02.2005 г.
Представитель Коми отделения N 8617 Сбербанка России в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Межрайонная ИФНС России N 7 по Республике Коми надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание своих представителей не направила, представила отзыв, в котором просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность судебного акта Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по итогам деятельности Коми отделения N 8617 Сбербанка России за 9 месяцев 2004 года образовалась переплата по налогу на прибыль в сумме 111760 рублей.
28 октября 2004 г. Коми отделение N 8617 Сбербанка России обратилось в Инспекцию МНС России по Корткеросскому району, правопреемником которой является ответчик, с заявлением (письмо N 03-112/16620), в котором просило произвести возврат излишне уплаченного налога по налогу на прибыль в сумме 111760 рублей.
В связи с наличием задолженности по земельному налогу налоговый орган отказал в возврате спорного налога решением от 03.11.2004 г. N 46.
После урегулирования вопроса по недоимке по земельному налогу, заявлением от 15 ноября 2004 г. (письмо N 03-03-112/17607) налогоплательщик вновь просит вернуть ему сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 111760 рублей. В этом же письме Коми отделение N 8617 Сбербанка России сообщило налоговому органу свои банковские реквизиты, на которые следует зачислить излишне уплаченные суммы налога на прибыль.
Решением от 09.12.2004 г. N 51 налоговый орган повторно отказал налогоплательщику в возврате налога на прибыль за 9 месяцев 2004 года. Данные действия Инспекции были обжалованы в арбитражный суд. Суд, рассмотрев заявленные требования, удовлетворил их решением от 18.07.2005 г. по делу N А29-2554/05А. Постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2005 г. решение суда было оставлено без изменения.
Налог на прибыль в сумме 11763 рублей (в части местного бюджета) был возвращен заявителю по кредитовому авизо от 21.03.2005 г. N 512. Налог на прибыль в сумме 85437 рублей (бюджет Республики Коми) был фактически возвращен налогоплательщику по кредитовому авизо от 26.12.2005 г. N 208.
В связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченных сумм налога на прибыль Коми отделение N 8617 Сбербанка России начислило проценты на основании положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми процентов в сумме 9540 рублей 70 копеек, начисленных за период с 26.02.2005 г. по 28.12.2005 г., за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль за 9 месяцев 2004 г.
Удовлетворяя требования Коми отделения N 8617 Сбербанка России в части обязания Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми выплатить Коми отделению N 8617 Сбербанка России из соответствующего бюджета 9421 рубля 42 копейки процентов, начисленных за период с 01.03.2005 г. по 28.12.2005 г. за несвоевременный возврат налога на прибыль по итогам 9 месяцев 2004 г. Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 1 и 9 статьи 78, статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями данными Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в информационном письме от 22.12.2005 г. N 22 и исходил из того, что декларация по авансовым платежам по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г. по структурному подразделению Коми отделения N 8617 Сбербанка России была получена налоговым органом - 28.10.2004 г., поэтому проценты должны начисляться с 01.03.2005 г.
Рассмотрев апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Пунктом 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 98 разъяснено, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает проведение камеральной налоговой проверки, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по налогу на прибыль, особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (пункт 5 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанный подход соответствует положениям статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрены особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.
По правилам пункта 2 статьи 288 Кодекса уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, предусмотрено следующее: в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений организации представляют декларацию, включающую в себя титульный лист (лист 01), а также расчет суммы налога, подлежащей уплате, по месту нахождения данного обособленного подразделения (выписка из приложения N 5а к листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций", касающаяся суммы налога, которая подлежит уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения).
На расчете делается отметка налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, подтверждающая включение в декларацию сумм авансовых платежей и налога на прибыль по обособленному подразделению, и проставляется оттиск штампа этого налогового органа.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 288 Кодекса определено, что сведения о суммах авансовых платежей по налогу на прибыль, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Таким образом, закрепленное в статьях 288 и 289 Налогового кодекса Российской Федерации правило о представлении налоговых деклараций по налогу на прибыль не только по местонахождению головной организации, но и по месту нахождению обособленных подразделений в установленный законодательством срок, отвечает возложенным на налоговые органы задачам о проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по месту представления декларации.
Как следует из материалов дела, налоговая декларации по авансовым платежам по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г. была представлена Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) в Межрайонную ИФНС России N 44 по г. Москве - 25.10.2004 г., о чем свидетельствует отметка налогового органа о принятии декларации. Кроме того, указанная выше налоговая декларация была представлена Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) по своему структурному подразделению - Коми отделению N 8617 Сбербанка России в Межрайонную ИФНС России N 7 по Республике Коми - 28.10.2004 г. (л.д. 11).
В связи с этим, срок проведения Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми камеральной налоговой проверки налоговой декларации по авансовым платежам по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г., представленной 28.10.2004 г., истекает - 28.01.2005 г., а срок для возврата излишне уплаченной суммы налога на прибыль - 28.02.2005 г. Следовательно, проценты, начисляемые Коми отделением N 8617 Сбербанка России за несвоевременный возврат налоговым органом налога на прибыль, должны начисляться с 01.03.2005 г. - на следующий день после дня окончания срока на возврат излишне уплаченной суммы налога, а не с 26.02.2005 г., как указало Коми отделение N 8617 Сбербанка России.
Довод Коми отделения N 8617 Сбербанка России о том, что срок проведения камеральной проверки налоговой декларации по авансовым платежам по налогу на прибыль за 9 месяцев следует исчислять с 25.10.2004 г. - даты представления указанной налоговой декларации в Межрайонную ИФНС России N 44 по г. Москва отклоняется, как не соответствующий налоговому законодательству.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Республики Коми правомерно удовлетворил требования Общества в части обязания Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми выплатить Коми отделению N 8617 Сбербанка России из соответствующего бюджета 9421 рубль 42 копейки процентов, начисленных за период с 01.03.2005 г. по 28.12.2005 г. за несвоевременный возврат налога на прибыль по итогам 9 месяцев 2004 г.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Второй арбитражный апелляционной суд находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела. Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции также не допущено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя, который уплатил государственную пошлину при обращении с апелляционной жалобой в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2006 года по делу N А29-1997/06А оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (Открытое акционерное общество) - в лице Коми отделения N 8617 Сбербанка России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
М.В.НЕМЧАНИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)