Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Наумовой Н.В., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.11.2007 по делу N А71-7906/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Селезнева М.И. (доверенность от 26.11.2007 N 19624);
- закрытого акционерного общества "Аспэк" (далее - общество, налогоплательщик) - Гайнуллин И.И. (доверенность от 23.01.2008 N 27-2008).
Представители третьего лица - Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившееся в неначислении процентов за несвоевременный возврат акцизов по заявлениям общества от 20.02.2007 N 02-01-07/274, от 12.03.2007 N 02-01-07/365, от 19.03.2007 N 02-01-07/408, от 16.04.2007 N 02-01-07/568, от 20.04.2007 N 02-01-07/596 (согласно уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиям).
Решением суда от 09.11.2007 (судья Бушуева Е.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 (судьи Риб Л.Х., Нилогова Т.С., Мещерякова Т.И.) решение суда оставлено без изменения.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о незаконности бездействия инспекции, выразившиеся в неначислении процентов за несвоевременный возврат акцизов по заявлениям общества. Кроме того, суды указали, что налоговый орган, как администратор поступлений в бюджет по акцизам, имеет обязанность произвести перечисление в пользу налогоплательщика процентов за несвоевременный возврат акцизов.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Налоговый орган полагает, что нарушение сроков возврата спорных сумм акцизов допущено Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике, тогда как инспекцией на основании представленных обществом деклараций по акцизу, документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 *** Кодекса ***, и заявлений налогоплательщика своевременно приняты решения о возврате спорных сумм акцизов и направлены в орган Федерального казначейства для исполнения. По мнению инспекции, принять решение о начислении процентов за несвоевременный возврат акцизов обязано названное третье лицо.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не нашел.
Возмещение сумм акциза производится в порядке, предусмотренном ст. 203 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 203 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимися объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 Кодекса, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 203 Кодекса.
В п. 4 ст. 203 Кодекса указано, что в случае, если у налогоплательщика отсутствуют недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по акцизу и (или) иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами либо возврату налогоплательщику по его заявлению.
Возмещение производится не позднее трех месяцев со дня представления документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Кодекса.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Не позднее последнего дня трехмесячного срока со дня предоставления документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Кодекса, налоговый орган принимает решение о возврате сумм акциза из соответствующего бюджета (бюджета территориального дорожного фонда) и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Возврат сумм акциза осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если указанное решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, то датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения инспекцией.
Таким образом, максимальный срок возврата акциза составляет три месяца со дня подачи необходимых документов плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа о возврате акциза, плюс две недели, отведенные органу Федерального казначейства для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что обществом представлены в инспекцию налоговые декларации по акцизам на нефтепродукты за сентябрь, ноябрь и декабрь 2006 г., а также документы, предусмотренные п. 7 ст. 198 Кодекса, представлены налогоплательщиком 20.10.2006 по декларациям по акцизам на нефтепродукты за сентябрь 2006 г., 20.12.2006 - за ноябрь 2006 г., 20.01.2007 - за декабрь 2006 г.
Общество обратилось в инспекцию с заявлениями от 20.02.2007, 12.03.2007, 19.03.2007, 16.04.2007, 20.04.2007 о возврате из бюджета спорных сумм акцизов.
Решения о возврате акциза инспекцией по декларации по акцизам на нефтепродукты за сентябрь 2006 г. приняты 28.02.2007 и 22.03.2007, по декларации по акцизам на нефтепродукты за ноябрь 2006 г. - 22.03.2007 и 26.03.2007, по декларациям по акцизам на нефтепродукты за декабрь 2006 г. - 26.04.2007.
Налоговый орган на заявление налогоплательщика от 08.05.2007 о начислении процентов за несвоевременный возврат акциза письмом от 21.05.2007 разъяснил причины несвоевременного возврата сумм акциза и отказал в начислении и процентов, ссылаясь на отсутствие факта нарушения сроков принятия решений о возврате со стороны инспекции.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что фактически возврат сумм акцизов произведен налоговым органом с нарушением сроков, предусмотренных ст. 203 Кодекса, в связи с несвоевременным принятием инспекцией решения о возврате акцизов по налоговым декларациям по акцизам на нефтепродукты за сентябрь и ноябрь 2006 г., а также по причине несвоевременного перечисления денежных средств органами Федерального казначейства.
В силу абз. 3 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) и Перечнем администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджет акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба.
Соответственно, принятие решения о выплате процентов за несвоевременный возврат акциза налогоплательщику относится к компетенции налогового органа, независимо от того, им или Федеральным казначейством допущено нарушение установленных законодательством сроков возврата акциза.
Поскольку согласно п. 4 ст. 203 Кодекса при нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму акциза, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, суды пришли к правильным выводам о правомерности требований налогоплательщика о начислении суммы процентов за несвоевременный возврат акцизов и незаконности бездействия налогового органа.
Доводы инспекции о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм материального права судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании этих норм налоговым органом.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.11.2007 по делу N А71-7906/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.05.2008 N Ф09-3621/08-С2 ПО ДЕЛУ N А71-7906/07
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2008 г. N Ф09-3621/08-С2
Дело N А71-7906/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Наумовой Н.В., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.11.2007 по делу N А71-7906/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Селезнева М.И. (доверенность от 26.11.2007 N 19624);
- закрытого акционерного общества "Аспэк" (далее - общество, налогоплательщик) - Гайнуллин И.И. (доверенность от 23.01.2008 N 27-2008).
Представители третьего лица - Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившееся в неначислении процентов за несвоевременный возврат акцизов по заявлениям общества от 20.02.2007 N 02-01-07/274, от 12.03.2007 N 02-01-07/365, от 19.03.2007 N 02-01-07/408, от 16.04.2007 N 02-01-07/568, от 20.04.2007 N 02-01-07/596 (согласно уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиям).
Решением суда от 09.11.2007 (судья Бушуева Е.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 (судьи Риб Л.Х., Нилогова Т.С., Мещерякова Т.И.) решение суда оставлено без изменения.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о незаконности бездействия инспекции, выразившиеся в неначислении процентов за несвоевременный возврат акцизов по заявлениям общества. Кроме того, суды указали, что налоговый орган, как администратор поступлений в бюджет по акцизам, имеет обязанность произвести перечисление в пользу налогоплательщика процентов за несвоевременный возврат акцизов.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Налоговый орган полагает, что нарушение сроков возврата спорных сумм акцизов допущено Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике, тогда как инспекцией на основании представленных обществом деклараций по акцизу, документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 *** Кодекса ***, и заявлений налогоплательщика своевременно приняты решения о возврате спорных сумм акцизов и направлены в орган Федерального казначейства для исполнения. По мнению инспекции, принять решение о начислении процентов за несвоевременный возврат акцизов обязано названное третье лицо.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не нашел.
Возмещение сумм акциза производится в порядке, предусмотренном ст. 203 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 203 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимися объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 Кодекса, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 203 Кодекса.
В п. 4 ст. 203 Кодекса указано, что в случае, если у налогоплательщика отсутствуют недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по акцизу и (или) иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами либо возврату налогоплательщику по его заявлению.
Возмещение производится не позднее трех месяцев со дня представления документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Кодекса.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Не позднее последнего дня трехмесячного срока со дня предоставления документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Кодекса, налоговый орган принимает решение о возврате сумм акциза из соответствующего бюджета (бюджета территориального дорожного фонда) и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Возврат сумм акциза осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если указанное решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, то датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения инспекцией.
Таким образом, максимальный срок возврата акциза составляет три месяца со дня подачи необходимых документов плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа о возврате акциза, плюс две недели, отведенные органу Федерального казначейства для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что обществом представлены в инспекцию налоговые декларации по акцизам на нефтепродукты за сентябрь, ноябрь и декабрь 2006 г., а также документы, предусмотренные п. 7 ст. 198 Кодекса, представлены налогоплательщиком 20.10.2006 по декларациям по акцизам на нефтепродукты за сентябрь 2006 г., 20.12.2006 - за ноябрь 2006 г., 20.01.2007 - за декабрь 2006 г.
Общество обратилось в инспекцию с заявлениями от 20.02.2007, 12.03.2007, 19.03.2007, 16.04.2007, 20.04.2007 о возврате из бюджета спорных сумм акцизов.
Решения о возврате акциза инспекцией по декларации по акцизам на нефтепродукты за сентябрь 2006 г. приняты 28.02.2007 и 22.03.2007, по декларации по акцизам на нефтепродукты за ноябрь 2006 г. - 22.03.2007 и 26.03.2007, по декларациям по акцизам на нефтепродукты за декабрь 2006 г. - 26.04.2007.
Налоговый орган на заявление налогоплательщика от 08.05.2007 о начислении процентов за несвоевременный возврат акциза письмом от 21.05.2007 разъяснил причины несвоевременного возврата сумм акциза и отказал в начислении и процентов, ссылаясь на отсутствие факта нарушения сроков принятия решений о возврате со стороны инспекции.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что фактически возврат сумм акцизов произведен налоговым органом с нарушением сроков, предусмотренных ст. 203 Кодекса, в связи с несвоевременным принятием инспекцией решения о возврате акцизов по налоговым декларациям по акцизам на нефтепродукты за сентябрь и ноябрь 2006 г., а также по причине несвоевременного перечисления денежных средств органами Федерального казначейства.
В силу абз. 3 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) и Перечнем администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджет акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба.
Соответственно, принятие решения о выплате процентов за несвоевременный возврат акциза налогоплательщику относится к компетенции налогового органа, независимо от того, им или Федеральным казначейством допущено нарушение установленных законодательством сроков возврата акциза.
Поскольку согласно п. 4 ст. 203 Кодекса при нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму акциза, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, суды пришли к правильным выводам о правомерности требований налогоплательщика о начислении суммы процентов за несвоевременный возврат акцизов и незаконности бездействия налогового органа.
Доводы инспекции о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм материального права судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании этих норм налоговым органом.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.11.2007 по делу N А71-7906/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Председательствующий
КАНГИН А.В.
Судьи
НАУМОВА Н.В.
МЕНЬШИКОВА Н.Л.
КАНГИН А.В.
Судьи
НАУМОВА Н.В.
МЕНЬШИКОВА Н.Л.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)