Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2004 N А65-880/2003-СА1-7

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 14 октября 2004 года Дело N А 65-880/2003-СА1-7

Открытое акционерное общество "Татстрой" в лице филиала - Треста "Строймеханизация-3" - обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Казани, выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченного налога на землю за период январь - август 2002 г. в сумме 85121,32 руб. в счет последующих платежей этого налога, и обязании налогового органа произвести зачет.
Решением от 27.05.2004 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал. При этом суд исходил из того, что заявителем в 2002 г. земельный налог правомерно уплачивался с применением повышающего коэффициента 2 к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 г.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятое судебное решение, ссылаясь на то, что установленная Федеральным законом средняя ставка земельного налога основанием для его уплаты не является, требуемого акта органа местного самоуправления для установления конкретных ставок налога на территории города Казани нет, введение в действие повышающего коэффициента противоречит порядку, установленному ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя налогового органа в судебном заседании, считает решение арбитражного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом, заявитель осуществил уплату земельного налога за январь - август 2002 г. исходя из используемой земельной площади и ставки земельного налога, действовавшей в 2001 г., с применением коэффициента 2,0.
Признавая отсутствие факта излишней уплаты налога и соответственно оснований для обязания налогового органа в проведении зачета согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п/п. "б" п. 1 ст. 21, ст. 3 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.




Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Введение поправочных коэффициентов на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству. Указанное индексирование ставок земельного налога в связи с изменением не зависящих от пользователей земли условий хозяйствования произведено законодателем в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю", и при его применении изменения ставок земельного налога, равно как и других элементов налогообложения, установленных ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации, не происходит, поскольку в силу п/п. "б" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 2 ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации определение размера ставки земельного налога относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что, уплачивая земельный налог в 2002 г. с применением повышающего коэффициента 2,0 к ставкам налога, действовавшим с 2001 г., Открытое акционерное общество "Татстрой" не допустило излишней его уплаты, является правомерным.
Довод заявителя жалобы о том, что решением Верховного суда Республики Татарстан от 19.08.2004 по делу N ЗП-1-121/04 признан незаконным Закон Республики Татарстан от 17.01.2002 N 1291 "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 г." в части установления коэффициента 2,0, не может быть принят во внимание, так как в названном решении Верховного суда Республики Татарстан содержатся выводы только в отношении налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества в пределах городской черты.
Земельный участок, по поводу налогообложения которого возник настоящий спор, таковым не является.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2004 по делу N А 65-880/2003-СА1-7 оставить без изменения, кассационную жалобу без - удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 октября 2004 года Дело N А 65-880/2003-СА1-7

Открытое акционерное общество "Татстрой" в лице филиала - Треста "Строймеханизация-3" - обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Казани, выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченного налога на землю за период январь - август 2002 г. в сумме 85121,32 руб. в счет последующих платежей этого налога, и обязании налогового органа произвести зачет.
Решением от 27.05.2004 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал. При этом суд исходил из того, что заявителем в 2002 г. земельный налог правомерно уплачивался с применением повышающего коэффициента 2 к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 г.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятое судебное решение, ссылаясь на то, что установленная Федеральным законом средняя ставка земельного налога основанием для его уплаты не является, требуемого акта органа местного самоуправления для установления конкретных ставок налога на территории города Казани нет, введение в действие повышающего коэффициента противоречит порядку, установленному ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя налогового органа в судебном заседании, считает решение арбитражного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом, заявитель осуществил уплату земельного налога за январь - август 2002 г. исходя из используемой земельной площади и ставки земельного налога, действовавшей в 2001 г., с применением коэффициента 2,0.
Признавая отсутствие факта излишней уплаты налога и соответственно оснований для обязания налогового органа в проведении зачета согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п/п. "б" п. 1 ст. 21, ст. 3 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.




Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Введение поправочных коэффициентов на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству. Указанное индексирование ставок земельного налога в связи с изменением не зависящих от пользователей земли условий хозяйствования произведено законодателем в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю", и при его применении изменения ставок земельного налога, равно как и других элементов налогообложения, установленных ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации, не происходит, поскольку в силу п/п. "б" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 2 ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации определение размера ставки земельного налога относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что, уплачивая земельный налог в 2002 г. с применением повышающего коэффициента 2,0 к ставкам налога, действовавшим с 2001 г., Открытое акционерное общество "Татстрой" не допустило излишней его уплаты, является правомерным.
Довод заявителя жалобы о том, что решением Верховного суда Республики Татарстан от 19.08.2004 по делу N ЗП-1-121/04 признан незаконным Закон Республики Татарстан от 17.01.2002 N 1291 "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 г." в части установления коэффициента 2,0, не может быть принят во внимание, так как в названном решении Верховного суда Республики Татарстан содержатся выводы только в отношении налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества в пределах городской черты.
Земельный участок, по поводу налогообложения которого возник настоящий спор, таковым не является.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2004 по делу N А 65-880/2003-СА1-7 оставить без изменения, кассационную жалобу без - удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)