Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.02.2004 ПО ДЕЛУ N А19-19180/03-18

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции


от 26 февраля 2004 г. Дело N А19-19180/03-18
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Сорока Т.Г.,
судей: Дягилевой И.П., Буяновера П.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатьевой Т.А.,
при участии в заседании:
от ГУ "УФПС по Иркутской области" - не явился,
от МИМНС РФ N 10 по Иркутской области - не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИМНС РФ N 10 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.12.2003 по делу N А19-19180/03-18, принятое Дубыниной Т.В. по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства РФ по связи и информатизации к МИМНС РФ N 10 о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 21928 руб.,
УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" (далее - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием об обязании МИМНС РФ N 10 по Иркутской области возвратить из соответствующих бюджетов сумму излишне уплаченного земельного налога за 2002 г. в размере 21928 руб. 00 коп.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
МИМНС РФ N 10 подана апелляционная жалоба, заявитель настаивает на отмене решения, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
ГУ "УФПС" считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны, извещенные в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (увед. N 37486, 37392 от 26.01.2004), в судебное заседание своих представителей не направили, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев спор в порядке ст.ст. 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГУ "УФПС по Иркутской области" зарегистрировано Регистрационной палатой администрации г. Иркутска 30.06.1993, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации N 960.
В соответствии с учредительными документами ГУ "УФПС по Иркутской области" является организацией федеральной почтовой связи, правовой статус определяется Уставом государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области", утвержденным Государственным комитетом РФ по связи и информации 11.12.1997, согласно которому имущество ГУ "УФПС по Иркутской области" признается федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления (п. 4.1, 4.2 Устава), имеет филиал, именуемый узел почтовой связи. Данный филиал состоит на учете в Инспекции МНС РФ.
Согласно Государственным актам N 7544-000419, N 7544-000420, N 7544-0000236 на право бессрочного (постоянного) пользования землей Черемховскому районному узлу почтовой связи передано для производственных целей в бессрочное (постоянное) пользование 0,072, 0,1105, 1,1243 соответственно гектаров земли.
Платежными поручениями N 000385 от 15.03.2002, N 000386 от 15.03.2002, N 001398 от 19.11.2002, N 001399 от 19.11.2002 ГУ "УФПС по Иркутской области" произвело оплату земельного налога за 2002 г. в сумме 21928 рублей.
На основании ст. 78 НК РФ ГУ "УФПС по Иркутской области" обратилось в МИМНС РФ N 10 по Иркутской области с заявлением от 29.08.2003 N 12-10/162 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2002 г. в сумме 21928 руб.
Налоговый орган письмом от 30.09.2003 N 3198 отказал в возврате указанной суммы, мотивируя тем, что законодательством о налогах и сборах государственным предприятиям связи не предоставлено льготы по уплате земельного налога.
Не согласившись с отказом налогового органа, ГУ "УФПС по Иркутской области" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о возврате из бюджета излишне уплаченного земельного налога за 2002 г. в сумме 21928 руб. в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ГУ "УФПС по Иркутской области" вправе использовать льготу при уплате земельного налога за 2002 г., следовательно, отказ налогового органа возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога является незаконным.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции обоснованным.
В соответствии с ч. 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О почтовой связи" N 176-ФЗ от 17.07.1999 земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор.
Таким образом, учитывая, что в силу ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи", пп. 1.1, 1.2, 4.1 Устава ГУ "УФПС по Иркутской области" заявитель относится к организациям федеральной почтовой связи, суд апелляционной инстанции не находит оснований, препятствующих применению ст. 31 Закона РФ "О почтовой связи" N 176-ФЗ от 17.07.1999.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что норма о предоставлении предприятиям связи земельных участков на условиях безвозмездности установлена правовым актом (законом), отражает публично-правовой интерес в обеспечении деятельности организаций государственной почтовой связи, осуществляющих социально значимую функцию. Расхождения между названной нормой и законодательством о налогах и сборах Конституционным Судом РФ не установлено.
Следовательно, земельный налог, уплаченный ГУ "УФПС", является излишне уплаченным налогом.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
Пунктом 9 этой же статьи предусмотрено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Кроме того, статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается общий порядок возврата или зачета излишне уплаченных сумм налога в бюджет. При этом названная норма не ставит порядок возврата или зачета в зависимость от основания излишней уплаты сумм налога в бюджет.
Довод апелляционной жалобы о том, что государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи" не подпадает под перечень субъектов, освобожденных в силу пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О налоге за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 (в редакции от 25.07.2002) от уплаты земельного налога, не может служить основанием для взимания земельного налога с предприятий почтовой связи, не подпадающих под указанный в названной статье перечень, т.к. действует льгота, установленная п. 3 ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
Согласно статье 2 Федерального закона "О почтовой связи" N 176-ФЗ 17.07.1999 к организациям федеральной почтовой связи относятся государственные учреждения и государственные предприятия.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 (в редакции от 30.12.2001) "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 10.12.2003 следует признать законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.12.2003 по делу N А19-19180/03-18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Т.Г.СОРОКА

Судьи:
П.И.БУЯНОВЕР
И.П.ДЯГИЛЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)