Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.07.2001 N 1543

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 30 июля 2001 года Дело N 1543

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Зубаревой Н.А., Кузнецовой Н.Г., от Государственной налоговой инспекции по Центральному району города Твери Яковлевой Н.И. (руководитель инспекции, удостоверение N 008695), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Тверьэнерго" на постановление апелляционной инстанции от 23.05.2001 по делу N 1543 (судьи Белов О.В., Бажан О.М., Владимирова Г.А.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Тверьэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Центральному району города Твери (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным отказа в перерасчете налоговых обязательств за 1999 - 2000 годы (с учетом уточнения требований).
Решением арбитражного суда от 29.03.2001 иск удовлетворен в полном объеме. Судом признан неправомерным отказ налоговой инспекции в перерасчете налоговых обязательств в сумме 9992315 руб. - письмо налоговой инспекции от 09.02.2001 N 08-15/539.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2001 решение от 29.03.2001 отменено. В иске ОАО "Тверьэнерго" отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество 25.12.2000 направило в налоговую инспекцию заявление о перерасчете налоговых обязательств в части исключения сумм дополнительных платежей по налогу на прибыль, исчисленных истцом в 1999 - 2000 годах, в сумме 9992315 руб., приложив уточненные расчеты.
По мнению общества, дополнительные платежи в бюджет, исчисленные исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированные на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, не являются налогом, а следовательно, отсутствует обязанность по их уплате.
Налоговая инспекция письмом от 09.02.2001 N 08-15/539 отказала в уменьшении ранее предъявленных платежей на сумму 9992315 руб. в связи с тем, что их уплата предусмотрена Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования исходя из того, что дополнительные платежи не подпадают под понятие налога, данное в Налоговом кодексе Российской Федерации, так как отсутствует объект налогообложения, ставка, налоговая база и другие элементы налогообложения.
Апелляционная инстанция отменила решение суда, отказала в иске, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 N 147-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ) до введения в действие части второй кодекса ссылки в пункте 5 статьи 3 на положения кодекса приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.
Налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с названным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Данная норма, касающаяся дополнительных платежей, не признана утратившей силу с 01.01.99 и не соответствующей Конституции Российской Федерации.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что в соответствии с положениями статей 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей деятельности за данный налоговый (отчетный) период. В силу пункта 1 статьи 55 кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Апелляционная инстанция правильно указала, что дополнительный платеж является частью налога и относится к авансовым платежам, и это не противоречит понятию налога, данному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть налогоплательщики обязаны уплачивать дополнительные платежи по налогу на прибыль.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 23.05.2001 по делу N 1543 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Тверьэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЛОМАКИН С.А.

Судьи
ЗУБАРЕВА Н.А.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)