Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2005, 23.11.2005 N 10АП-2906/05-АК ПО ДЕЛУ N А41-К2-17723/05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


30 ноября 2005 г. Дело N 10АП-2906/05-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2005.
Полный текст постановления изготовлен 30.11.2005.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К., судей М.Э., М.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В., при участии в заседании: от заявителя - И., доверенность б/н от 20.10.05 сроком до 20.10.06, паспорт 46 02 006974; от органа - Г., вед. спец. юр. отдела, доверенность N 03-274 от 17.01.05 сроком на 1 год, удостоверение N УР-014231 выдано 21.06.05, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 10 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2005 года по делу N А41-К2-17723/05, принятое судьей Р., по заявлению производственного кооператива "Дулевский фарфор", г. Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Московской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 10 по Московской области об оспаривании решений и бездействии налогового органа,
УСТАНОВИЛ:

производственный кооператив "Дулевский фарфор", г. Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Московской области (далее - кооператив), обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 10 по Московской области (далее - Инспекция) с заявлением о признании: 1) незаконным отказа Инспекции в возврате излишне уплаченного земельного налога N 05-3682 от 27.07.05; 2) недействительным решения Инспекции N 642 от 25.05.05 в части доначисления земельного налога за 2002 год в сумме 1339897 руб., за 2003 год в сумме 2327014 руб., за 2004 год в сумме 2082837 руб.; 3) недействительным решения Инспекции N 823 от 22.07.2005 в части доначисления земельного налога в сумме 1286169 руб.; 4) недействительным требования N 6600 об уплате налога по состоянию на 07.07.05 в части обязания уплатить земельный налог по срокам уплаты: 01.08.02, 15.11.02, 15.04.03, 15.07.03, 15.09.03, 17.11.03, 15.04.04, 15.07.04, 18.09.04, 15.11.04 в общей сумме 5045623 руб. 54 коп.; 5) недействительным требования N 8223 об уплате налога по состоянию на 03.08.05 в сумме 1286169 руб.; 6) обязании Инспекции возвратить кооперативу излишне уплаченную сумму налога на землю в размере 7090041 руб.
В обоснование заявления кооператив указал, что кооператив является землепользователем земельного участка, находящегося на территории Орехово-Зуевского района Московской области. В период 2002 - 2004 годы кооператив уплачивал земельный налог по ставкам, установленным решениями Совета депутатов названного района при установлении которых, органом местного самоуправления применялись повышающие коэффициенты 2,5 (курортная зона) и 1,5 (статуса города), введенные ст. ст. 2, 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области", что является незаконным. Применение данных коэффициентов, по мнению кооператива, противоречит Закону Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и поэтому применяться не может в данных правоотношениях. Применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах к землям промышленности противоречит нормам земельного законодательства. Законом МО от 09.01.1997 N 4/97-03 "Об организации и функциональном зонировании территории Московской области" не предусмотрено курортных зон. В Законе РФ "О плате за землю" отсутствуют определения терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК РФ. В соответствии с Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований. Территория кооператива в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним. Средняя же численность населения г. Ликино-Дулево составляет до 100000 человек. Применение же коэффициента 1,5 увеличения средней ставки налога за счет статуса города в соответствии с законодательством возможно в отношении земель городов с численностью от 100 тыс. человек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2005 года по делу N А41-К2-17723/05 заявленные требования кооператива удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции свое решение мотивировал тем, что бездействие и принятые Инспекцией решения, которые оспаривает налогоплательщик, Инспекцией совершены и приняты в нарушение требований Закона РФ "О плате за землю", Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Земельного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2005 года по делу N А41-К2-17723/05, Инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, отказав кооперативу в удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что уплата земельного налога кооперативом в оспариваемые периоды осуществлялась самостоятельно с учетом ставок земельного налога, установленных органами местного самоуправления на основании налоговых деклараций, представленных в налоговый орган самим налогоплательщиком. Ставки земельного налога, установленные органами местного самоуправления, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями. Решения Совета депутатов, устанавливающие ставки земельного налога за земли города, на основании которых производилась уплата земельного налога кооперативом, как не соответствующие законодательству, в судебном порядке не оспорены. Поэтому требования кооператива являются необоснованными. Московская область в целях налогообложения относится к зоне отдыха города Москвы и на земли городов Московской области установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в 2,5 раза. Увеличение ставок земельного налога на коэффициент 1,5 органами местного самоуправления по Орехово-Зуевскому району за 2002 - 2004 годы произведено в соответствии со ст. 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области".
Кооператив представил отзыв на апелляционную жалобу Инспекции, составленный в соответствии со ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в котором считает доводы жалобы не соответствующими действующему законодательству в спорный период времени по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства, пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт суда первой инстанции должен быть оставлен без изменения, а апелляционная жалоба Инспекции - без удовлетворения.
Так, в соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 ст. 21 Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Порядок взимания земельного налога в спорный период регулировался Законом РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, где ст. 1 установлено, что пользование землей в РФ является платным.
В соответствии со ст. 8 Закона "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками и т.д., для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Таким образом, Закон РФ "О плате за землю" установил пределы, в рамках которых могут быть установлены конкретные налоговые ставки.
Согласно ст. 2 Закона Московской области N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате на землю": за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (приложение N 1).
В названной норме записано, что повышающие коэффициенты применяются не для всех земель, а лишь для тех категорий, в отношении которых таблицей 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" предусмотрено их применение.
В частности, в таблице 2 установлены коэффициенты увеличения ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха. При этом столбец 2 этой таблицы указывает на место нахождения курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию.
В Законе РФ "О плате за землю" не содержатся определения "курортная зона" и "зона отдыха".
Поэтому в силу ст. 11 Налогового кодекса РФ данные определения подлежат применению в том значении, в каком они используются в других отраслях права.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований.
Понятие зоны отдыха тождественно понятию земли рекреационного назначения.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объекты физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.
В соответствии со ст. 96 Земельного кодекса РФ к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
Статьей 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" определено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение (приложение N 7), где для земель г. Ликино-Дулево установлен коэффициент увеличения 1,5.
Между тем в соответствии с таблицей 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100000 человек. Для поселений с численностью населения до 100000 человек применение повышающего коэффициента не предусмотрено.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами, кооператив является юридическим лицом и имеет свидетельство о государственной регистрации (л. д. 22 т. 2), протокол N 2 внеочередного собрания акционеров ЗАО "Дулевский фарфор" о реорганизации в форме преобразования в производственный кооператив "Дулевский фарфор" (л. д. 17 - 18 т. 2), передаточный акт от 01.07.2003 согласно протоколу N 2 (л. д. 19 - 21 т. 2).
Согласно постановлениям главы администрации Орехово-Зуевского района Московской области об утверждении границ земельных участков кооперативу в г. Ликино-Дулево (л. д. 120 - 123 т. 1; л. д. 1 - 6 т. 2) о приеме объектов жилищного фонда в муниципальную собственность (л. д. 7 т. 2), свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей (л. д. 9 - 15 т. 2) кооператив является землепользователем земельного участка в 2002 году площадью 6626 кв. м, занятыми жилищным фондом и площадью 275133 кв. м землей промышленной зоны и под социальными объектами; в 2003 году - 4831 кв. м под жилищным фондом и 265338 кв. м земли промышленной зоны и под социальными объектами; в 2004 году - 215838 кв. м земли промышленной зоны и под социальными объектами.
Кооператив представил в Инспекцию налоговую декларации по земельному налогу за 2002, 2003, 2004 гг. (т. 1, л. д. 16 - 29, 32 - 48, 54 - 64).
В подтверждение уплаты налога на землю и пеней за указанные периоды кооператив представил платежные поручения на уплату налога на землю и пеней (л. д. 30 - 31, 49 - 53, 65 - 69).
В течение 2002 - 2004 годов кооператив при исчислении налога на используемые земельные участки использовал ставки налога на земли г. Ликино-Дулево, установленные решениями Совета депутатов Орехово-Зуевского района Московской области от 25.12.2001 N 92/11, от 29.11.2002 N 48/6, от 26.12.2003 N 71/10, которыми были установлены ставки земельного налога соответственно на 2002 год, 2003 год, 2004 год на территории Орехово-Зуевского района с приложением (л. д. 103 - 119 т. 1), которые были определены в соответствии со ст. ст. 2, 9 Закона Московской области "О налоге на землю в Московской области".
Считая неприменимыми указанные коэффициенты к используемым кооперативом земельным участкам, кооператив произвел перерасчет ставки земельного налога за указанные периоды, кооперативом в Инспекцию представлены уточненные налоговые декларации за 2002, 2003, 2004 гг. (л. д. 70 - 92 т. 1) и заявление о возврате излишне уплаченного налога (л. д. 11 - 15 т. 1).
Решением Инспекции от 25.05.05 N 642 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения кооперативу доначислен земельный налог на землю за 2002, 2003, 2004 годы (л. д. 93 т. 1).
Решением Инспекции от 22.07.05 N 823 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения кооперативу доначислен земельный налог за 2002, 2003, 2004 годы (л. д. 94 - 96 т. 1).
Инспекцией совместно с кооперативом составлена справка о состоянии расчетов по налогам, сбора, взносам (л. д. 98 - 102 т. 1).
Инспекцией выставлено требование кооперативу об уплате налога (л. д. 29 - 31 т. 1).
Согласно данным отдела государственной статистики в Орехово-Зуевском районе Московской области средняя численность населения по состоянию на 01 января 2005 года по г. Ликино-Дулево составляет 31136 человек.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что повышающие коэффициенты 2,5 и 1,5 не подлежали применению при расчете земельного налога за используемые кооперативом земельные участки.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам и исследованиям их в совокупности в судебном заседании как в арбитражном суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, земельные участки, используемые кооперативом в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", не могут быть отнесены к курортным зонам, так как не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним. Территория, на которой располагаются земельные участки, предоставленные кооперативу, не отнесена к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо правовым актом. Земли, предоставленные кооперативу, относятся к другой категории земель - землям поселений и не выполняют функции земель рекреационного назначения.
Согласно справке отдела государственной статистики в Орехово-Зуевском районе N 28/87 от 21.06.2005 средняя численность населения г. Ликино-Дулево на 01.01.2005 составляет 31136 человек. Следовательно, применение повышающего коэффициента 1,5 при исчислении земельного налога кооперативом противоречит Закону РФ "О плате за землю" и не подлежит применению.
Законом РФ "О плате за землю" не предоставлено право субъектам РФ повышать коэффициенты, предусмотренные Приложением 2 (таблица 3) к этому Закону, и вводить дополнительные коэффициенты. Названный Закон также не предоставляет органам местного самоуправления право повышать ставки налога за городские (поселковые) земли, установленные на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что у кооператива отсутствовала обязанность применять ставки земельного налога, установленные органами местного самоуправления в спорный период.
Суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Инспекции о непринятии решения по возврату излишне уплаченного кооперативом земельного налога. При этом расчет суммы излишне уплаченного земельного налога лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что ссылка Инспекции на Определение Верховного Суда от 16.02.05 по делу N 4-Г04-57, в соответствии с которым вся территория Московской области без каких-либо изъятий отнесена к зоне отдыха г. Москвы, является ошибочной. Так, данным определением подтверждена правомерность применения повышающего коэффициента для категорий земель, на которые распространяется действие таблицы 2 приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю". Однако в этом Определении не указано, что занимаемые кооперативом земельные участки отнесены к таким землям.
Требования кооператива заявлены в пределах срока для их предъявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в судебном акте по рассмотренному делу, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Апелляционная инстанция не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области суда от 27 сентября 2005 года по делу N А41-К2-17723/05 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 10 по Московской области - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)