Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.07.2008 ПО ДЕЛУ N А60-13146/2008-С6

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2008 г. по делу N А60-13146/2008-С6


Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 17 июля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области
в составе судьи Н.Н. Присухиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н. Присухиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области
о признании недействительным решения налогового органа
при участии в заседании:
- от заявителя: Е.В. Ростоцкая, представитель, доверенность от 01.01.2008;
- от заинтересованного лица: С.А. Титусова, заместитель начальника юридического отдела, доверенность N 2 от 05.02.2008.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права. Отвода суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" (далее - ООО "ИК "Золотой стандарт") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области N 37 от 13.03.2008.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель уточнил предмет заявленных требований. С учетом уточнения заявитель просит признать недействительным пункт 2 и пункт 3 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области N 37 от 13.03.2008.
Уточнения судом приняты.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемый акт принят незаконно и необоснованно, нарушает его права и законные интересы, поскольку в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" он был вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, действующей на момент государственной регистрации организации.
В заявлении ООО "ИК "Золотой стандарт" заявило ходатайство об объединении дел в одно производство.
В судебном заседании заявитель отозвал указанное ходатайство.
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции налоговый орган, не оспаривая того факта, что заявитель является субъектом малого предпринимательства, ссылается на то, что гарантия, предусмотренная частью 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", предоставляется в отношении конкретной осуществляемой деятельности (предпринимательского характера), что и определяет длящийся характер соответствующего налогового правоотношения, приобретение и использование заявителем объектов налогообложения после вступления в силу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации порождают новые налоговые правоотношения, не связанные по объекту и содержанию с правоотношениями, установленными названной гарантией.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:

ООО "ИК "Золотой стандарт" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.06.2002 и осуществляет свою деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 005243, выданной 23.08.2004 Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму сроком до 23.08.2009.
20.04.2006 ООО "ИК "Золотой стандарт" представило налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за март 2006 г. на 43 игровых автомата, применив размер налоговой ставки по указанному налогу 6250 руб. за 42 игровых автомата и 3125 руб. на 1 игровой автомат на основании Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ на общую сумму 265625 руб.
08.08.2007 ООО "ИК "Золотой стандарт" в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за март 2006 г. на 43 игровых автомата, из которых 42 единицы зарегистрированы до 15 числа отчетного периода, оставшаяся 1 единица зарегистрированы после 15 числа отчетного периода, что позволило налогоплательщику применить 1/2 ставки налога. При этом при расчете налога заявитель применил налоговую ставку в размере 800 руб. за каждый объект налогообложения, установленную на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица. Сумма налога, подлежащая уплате, составила 34000 руб.
В ходе проведения камеральной проверки налоговой инспекцией установлено, что налогоплательщиком неправомерно применена ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат 800 руб., действующей на момент государственной регистрации общества.
Налоговой инспекцией определено, что игровые автоматы в количестве 9 штук зарегистрированы ООО "ИК "Золотой стандарт" 20.12.2004, соответственно для расчета налога на игорный бизнес должна применяться ставка 3000 руб. за каждый игровой автомат, действовавшая согласно Закону Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес" на момент регистрации данных игровых автоматов; 6 игровых автоматов зарегистрированы 05.09.2005, 9 игровых автоматов - 03.05.2005, 1 игровой автомат - 31.05.2005, 9 игровых автоматов - 18.07.2005, 2 игровых автомата - 17.10.2005, 1 игровой автомат - 27.10.2005, 2 игровых автомата - 01.11.2005, 1 игровой автомат - 10.11.2005, 1 игровой автомат - 16.12.2005, к которым, по мнению налоговой инспекции, должна применяться ставка 3750 руб. за каждый игровой автомат, действовавшая на момент регистрации каждого игрового автомата в 2005 г.; 1 игровой автомат зарегистрирован 01.03.2006, к которому должна применяться ставка 6250 руб., действовавшая на момент регистрации игрового автомата в 2006 г., 1 игровой автомат зарегистрирован 16.03.2006, к которому должна применяться 1/2 ставки от 6250 руб., действовавшая на момент регистрации игрового автомата в 2006 г., в связи с постановкой после 15 числа месяца. В результате обществу был доначислен налог на игорный бизнес за март 2006 г. в сумме 122375 руб. с учетом данных налогоплательщика по уточненной налоговой декларации за март 2006 г.
По данным карточки расчетов с бюджетом налогоплательщика по налогу на игорный бизнес по сроку уплаты налога 20.04.2006 числилась переплата в сумме 665625 руб., по состоянию на 13.03.2008 числится переплата в сумме 366425 руб., в результате чего занижение суммы исчисленного налога на 1222375 руб. на дату уплаты налога не привело к его неуплате.
По итогам проверки составлен акт от 21.11.2007 N 528. Заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области принято решение от 13.03.2008 N 37, которым ООО "ИК "Золотой стандарт" начислена в КРСБ сумма 122375 руб.
Не согласившись с названым решением, ООО "ИК "Золотой стандарт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2004 введена в действие глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес".
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Нормы статей 367, 368 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
При исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 рублей.
Как следует из оспариваемого решения, основанием вывода налогового органа о неуплате налога послужила отмена положений статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 88-ФЗ) с 01.01.2005. Инспекция также указала, что приобретение налогоплательщиком новых объектов и их регистрация в налоговом органе порождает новые налоговые правоотношения, не связанные ни по объекту, ни по содержанию с длящимися налоговыми правоотношениями, на которые распространяется гарантия, закрепленная в указанной норме.
Согласно статье 3 Федерального закона N 88-ФЗ, утратившего силу с 01.01.2008, под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определялась с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Заявителем представлены расчетные ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, из которых усматривается, что с момента государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица по 2006 год (включительно) средняя численность работников не превышала предельного уровня численности, установленного статьей 3 Федерального закона N 88-ФЗ. Кроме того, из учредительного договора, устава общества следует, что его участниками не являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
При таких обстоятельствах в 2006 году заявитель являлся субъектом малого предпринимательства. Указанное обстоятельство налоговым органом не оспаривается, что отражено в оспариваемом решении.
Не оспаривая тот факт, что ООО "ИК "Золотой стандарт" является субъектом малого предпринимательства, налоговый орган, тем не менее, сделал вывод, что гарантии, предусмотренные Федеральным закона N 88-ФЗ, применяются к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового бремени. Налогоплательщики, учитывая свою фактическую способность к уплате налогов, сами определяют количество объектов игорного бизнеса, которые предполагают вновь зарегистрировать, заранее зная, что в указанном периоде уже применяются повышенные ставки налога.
Выводы налогового органа суд отклоняет по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.




В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (действовавшего в период регистрации заявителя в качестве юридического лица), за один игровой автомат была определена налоговая ставка 750 рублей. Согласно статье 2 данного закона конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 1 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе увеличивать конкретные размеры минимальных ставок налога, но не более чем в пять раз.
На территории Свердловской области ставки налога на игорный бизнес были установлены Законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области", согласно подпункту 2 статьи 2 которого (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица) ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат определена в размере - 8 минимальных размеров оплаты труда, что составляло 800 рублей.
В силу статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что статья 9 Закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 3597/07 изложена правовая позиция в отношении применения статьи 9 Закона, согласно которой положения указанной нормы гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретным видом деятельности (лицензии).
Таким образом, налогоплательщик, являясь субъектом малого предпринимательства, в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для него по сравнению с ранее действовавшими условиями, в течение первых четырех лет подлежит налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
Из материалов дела видно, что налогоплательщик зарегистрирован в качестве юридического лица 14.06.2002 и в марте 2006 года являлся субъектом малого предпринимательства. На дату государственной регистрации заявителя на территории Свердловской области была установлена ставка налога на игорный бизнес с объекта налогообложения - за 1 игровой автомат в размере 800 руб.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что ООО "ИК "Золотой стандарт" правомерно при подаче в налоговый орган уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за март 2006 года применило ставку 800 руб. за каждый игровой автомат.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума от 15.04.2008 N 17177/07.
Срок для обжалования ненормативного правового акта заявителем не пропущен.
При таких обстоятельствах Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области в решении от 13.03.2008 N 37 по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации неправомерно проведено доначисление налога на игорный бизнес за март 2006 года в сумме 122375 руб.
На основании вышеизложенного, суд считает, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области от 13.03.2008 N 37 подлежит отмене, а требования заявителя - удовлетворению.
В порядке распределения судебных расходов государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления в сумме 2000 руб., относится на заинтересованное лицо.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная Компания "Золотой стандарт" удовлетворить.
2. Признать недействительными пункт 2 и пункт 3 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области от 13.03.2008 N 37 о начислении в КРСБ суммы налога на игорный бизнес в размере 122375 рублей и о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
3. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Асбесту Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная Компания "Золотой стандарт" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ПРИСУХИНА Н.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)