Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2010 ПО ДЕЛУ N А62-4832/2009

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2010 г. по делу N А62-4832/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2010.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области на постановление от 27.11.2009 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А62-4832/2009,
установил:

Администрация муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Смоленской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.03.2009 N 231 о возврате земельного налога в сумме 4 832 836,00 руб., уплаченного Департаментом имущества г. Москвы за 2006, 2007 годы и 1 квартал 2008 года, а также о признании незаконным бездействия Инспекции по непринятию мер по взысканию с Департамента имущества города Москвы земельного налога за период, начиная со 2 квартала 2008 года, за использование земельных участков, расположенных на территории г. Ярцево (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент имущества г. Москвы (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.09.2009 признано недействительным решение Инспекции от 11.03.2009 N 231. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009 решение арбитражного суда в части удовлетворения заявленных требований отменено. В удовлетворении заявления Администрации о признании недействительным решения Инспекции о возврате земельного налога от 11.03.2009 N 231 отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить постановление апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить в силе, полагая, что апелляционным судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей заявителя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Как следует из материалов дела, субъектом Российской Федерации - город Москва на основании договора купли-продажи от 14.11.2005 N 106/з были приобретены в собственность следующие земельные участки:
1) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, ул. 3-я Литейная, участок N 4, площадью 26 890 кв. м, кадастровый номер 67:25:00 10723:0093, свидетельство о государственной регистрации права от 18.05.2006 серии 67-АБ N 111511;
2) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево. ул. 3-я Литейная, участок 7, площадью 37 272 кв. м, кадастровый номер 67:25:00 10723:0090, свидетельство о государственной регистрации права от 18.05.2006 серии 67-АБ N 111512;
3) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, ул. 3-я Литейная, строение 3, площадью 865 760 кв. м, кадастровый номер 67:25:00 10723:0094, свидетельство о государственной регистрации права от 18.05.2006 серии 67-АБ N 111506;
4) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, в районе поселка Пронькино, площадью 2 329 кв. м, кадастровый номер 67:25:0010720:0057, свидетельство о государственной регистрации права серии 67-АБ N 111508;
5) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, Восточный промузел, площадью 2 704 кв. м, кадастровый номер 67:25:01 10722:0012, свидетельство о государственной регистрации права серии 67-АБ N 111507;
6) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, Восточный промузел, площадью 4 557 кв. м, кадастровый номер 67:25:0010723:0082, свидетельство о государственной регистрации права серии 67-АБ N 111510;
7) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, Восточный промузел, площадью 675 764 кв. м, кадастровый номер 67:25:0010722:0093, свидетельство о государственной регистрации права серии 67-АБ N 111509;
8) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, в районе поселка Пронькино, площадью 173 812 кв. м, кадастровый номер 67:25:0010720:0058, свидетельство о государственной регистрации права серии 67-АБ N 111505.
Указанные земельные участки находятся под объектами недвижимого имущества ГУП г. Москвы "Литейно-прокатный завод".
08.05.2008 Департаментом в Инспекцию представлены налоговые декларации по земельному налогу за 2006, 2007 годы и авансовый расчет по данному налогу за 1 квартал 2008 года. Подлежащий уплате на основе указанных деклараций земельный налог в сумме 4 382 836 руб. был уплачен в полном размере.
04.06.2008 Департамент представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации (расчет) за указанные периоды, в которых уплаченные суммы земельного налога заявлены к уменьшению, и обратился с заявлением о возврате уплаченного земельного налога.
Решением Инспекции от 11.03.2009 N 231 земельный налог в сумме 4 382 836 руб. возвращен заявителю.
Основанием для возврата земельного налога послужил вывод Инспекции о том, что в силу п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 388 НК РФ, разъяснений, изложенных в Письме Минфина РФ от 28.04.2008 N 03-05-06-02/30, субъекты Российской Федерации не являются налогоплательщиками земельного налога, так как они не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица.
Не согласившись с решением и действиями налогового органа, Администрация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что к субъекту Российской Федерации - г. Москве применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в связи с чем г. Москва, приобретший спорные земельные участки, является плательщиком земельного налога. По мнению суда, субъекты Российской Федерации не являются плательщиками земельного налога только в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, право на которое возникло в силу закона, а поскольку субъектом Российской Федерации г. Москва земельные участки приобретены по договору купли-продажи возникает обязанность по уплате в бюджет муниципального образования соответствующих сумм земельного налога.
Отменяя в оспариваемой части решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 2 ст. 11 НК РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Судом правомерно указано, что гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Таким образом, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под понятие "организация" в целях применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Указанная правовая позиция изложена в решении ВАС РФ от 24.01.2008 N 16720/07.
Кассационная коллегия считает правильным вывод суда о том, что не имеет правового значения, на каком основании субъекты РФ и органы местного самоуправления приобрели право собственности на земельные участки. Если земельные участки находятся в собственности РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления, то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует налогоплательщик земельного налога.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции о том, что субъекты РФ и органы местного самоуправления, в настоящем случае - г. Москва, не могут быть признаны плательщиками земельного налога, а у Инспекции имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения от 11.03.2009 N 231, являются законным и обоснованными.
Доводы жалобы о наличии у г. Москвы обязанности по уплате земельного налога отклоняются в силу вышеизложенного как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление от 27.11.2009 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А62-4832/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)