Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.07.2008 ПО ДЕЛУ N А41-7008/08

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2008 г. по делу N А41-7008/08


Резолютивная часть решения объявлена 2 июля 2008 г.
Решение изготовлено в полном объеме 9 июля 2008 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи К.
протокол судебного заседания вел судья К.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сити"
к Межрайонной инспекции ФНС РФ 10 по Московской области
о признании недействительным уведомления и об обязании выдать свидетельство о регистрации объектов
при участии в заседании:
от заявителя - С., представитель по доверенности от 19.05.2008 г.
от заинтересованного лица - Ф., представитель по доверенности от 09.01.2008 г.
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сити" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 10 по Московской области (далее - Инспекция) о признании недействительным уведомления от 26.02.2008 г. N 00-33-01854@ об отказе ООО "Маркетинг-Сити" в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве 35 единиц (игровые автоматы) и постановке их на налоговый учет по адресу обособленного подразделения: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Вокзальная, д. 19, а также об обязании МРИ ФНС РФ N 10 по МО выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Вокзальная, д. 19, согласно заявлению ООО "Маркетинг-Сити".
Стороны в судебное заседание явились.
Заявитель требования поддержал.
Инспекция заявленные требования не признала, возражала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 61 - 62).
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Маркетинг-Сити" осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр на основании лицензии Госкомспорта РФ N 004139 от 09.03.2004 г.
По адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Вокзальная, д. 19 у ООО "Маркетинг-Сити" расположено обособленное подразделение, предметом деятельности которого является организация азартных игр в игорном заведении - казино, в соответствии с Положением об обособленном подразделении.
22 февраля 2008 года Общество обратилось в МРИ ФНС РФ N 10 по МО с заявлением о регистрации игровых автоматов в количестве 35 единиц по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Вокзальная, д. 19 (л.д. 40 - 41).
В ответ на указанное заявление налоговый орган направил в адрес Общества Уведомление N 09-33-01854@ от 26.02.2008 г. об отказе в регистрации объектов игорного бизнеса и в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения (л.д. 43).
Инспекция в обоснование отказа сослалась на то, что игровое заведение ООО "Маркетинг-Сити" не подпадает под действие Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. и Закона Московской области "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" N 3/2006-ОЗ в редакции от 28.06.2007 г.
Также, Инспекция указала, что в соответствии с пунктом 1 статьи 84 и пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ Общество должно было встать на учет в налоговых органах на территории субъекта, где устанавливаются объекты налогообложения.
Заявитель, не согласившись с названным Уведомлением, оспаривает его и просит арбитражный суд признать его недействительным и обязать налоговый орган выдать Обществу свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Вокзальная, д. 19 согласно заявлению от 22.02.2008 г. (л.д. 3 - 5).
Инспекция заявленные требования не признала, возражала по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что, ООО "Маркетинг-Сити" с 1 января 2008 года утратила право заниматься предпринимательской деятельностью в сфере организации и проведения азартных игр в залах игровых автоматов, МРИ ФНС РФ N 10 по МО правомерно отказала в регистрации игровых аппаратов в количестве 35 единиц по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Вокзальная, д. 19 согласно заявлению от 22.02.2008 г. (л.д. 61 - 62).
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации видами игорного бизнеса, облагаемыми налогом на игорный бизнес, являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор.
Согласно пункту 2 статьи 366 НК РФ общее количество объектов налогообложения игорного бизнеса каждого вида подлежит регистрации в налоговых органах по месту нахождения указанных объектов не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта налогообложения.
Пунктом 3 статьи 366 НК РФ установлено, что налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Таким образом, порядок регистрации объектов игорного бизнеса, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, носит уведомительный характер.
В соответствии с оспариваемым Уведомлением Инспекции от 26.02.2008 г. N 09-33-01854@ об отказе в регистрации объектов налогообложения, основанием к отказу послужил пункт 8 части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Требования к количеству игровых автоматов установлены пунктом 8 части 2 статьи 16 указанного Федерального закона, в соответствии с которым в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007 г.
Налоговый орган указывает в оспариваемом Уведомлении, что у заявителя на территории г. Орехово-Зуево по состоянию на 01.07.2007 г. отсутствовали зарегистрированные игорные заведения, отвечающие требованиям Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.
Также Инспекция подчеркивает, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным Федеральным законом. Следовательно, открытие после 30 июня 2007 года на территории субъектов Российской Федерации казино или залов игровых автоматов (в том числе и соответствующих требованиям Федерального закона) на базе ранее действовавших игорных заведений, признается открытием новых игорных заведений с нарушением указанного требования Федерального закона, и является для налоговых органов основанием для отказа владельцам данных игорных заведений в осуществлении, начиная с 1 июля 2007 года процедур, предусмотренных статьей 366 НК РФ.
Арбитражный суд не может согласиться с указанными доводами Инспекции, поскольку с введением в действие Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не изменился. Указанный Федеральный закон не ограничивает права, предоставленные налогоплательщику статьей 366 НК РФ.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы - это единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Исходя из изложенного, контроль за соблюдением законодательства в сфере игорного бизнеса Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" на налоговые органы не возложен.
Статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" определены права налогового органа, и не наделяет налоговый орган правом осуществлять иной, помимо налогового, контроль за деятельностью игорных заведений.
Исходя из пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, определяющего полномочия налогового органа, данный федеральный орган исполнительной власти не наделен полномочиями по контролю за деятельностью игорных заведений.
С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в части 1 и 2 статьи 16 которого установлены требования к игорным заведениям, в том числе к количеству используемого игорного оборудования.
Вместе с тем, часть 3 статьи 16 ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" возлагает контроль за соблюдением организатором азартных игр требований данной статьи на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Из указанной нормы следует, что для осуществления контроля исполнения ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, должен быть нормативно уполномочен Правительством Российской Федерации.
В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, наделяющий налоговый орган полномочиями по контролю за деятельностью организатора азартных игр, и в частности, наделяющий налоговый орган правом проведения проверок игорных заведений вне рамок налогового контроля.
Кроме того, в законодательстве отсутствует утвержденный порядок проведения контроля (надзора) за игорными заведениями на предмет соблюдения требований Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", отсутствует орган, наделенный правом проведения такого контроля (надзора).
С учетом изложенного, налоговый орган не имел права отказывать ООО "Маркетинг-Сити" в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, основываясь на вышеупомянутом Законе, так как Инспекция не вправе контролировать игорное заведение на предмет соблюдения требований данного Закона.
Кроме того, глава 29 НК РФ также не предусматривает возможности отказа налоговым органом в регистрации объектов игорного бизнеса и в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Регистрация объектов налогообложения по заявлению налогоплательщика является обязанностью налогового органа; право на отказ в регистрации объектов налогообложения и в выдаче свидетельства при наличии заявления налогоплательщика налоговому органу законодатель не предоставил.
Порядок регистрации объектов игорного бизнеса, установленный НК РФ, носит уведомительный характер.
Следовательно, МРИ ФНС РФ N 10 по МО была обязана в пятидневный срок после подачи заявления произвести регистрацию объектов игорного бизнеса в количестве 35 автоматов и выдать соответствующее свидетельство.
Данная позиция подтверждается также сложившейся в настоящее время судебной практикой по аналогичным спорам - решения Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-23214/07 от 29.01.2008 г., по делу N А41-К2-4019/08 от 29.04.2008 г.; постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 г. по делу N А41-К2-23214/07.
В соответствии со статьями 41, 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Заявителем представлены надлежащие доказательства, подтверждающие неправомерность вынесения налоговым органом Уведомления об отказе в регистрации объектов игорного бизнеса от 26.02.2008 г. N 09-33-01854@.
Инспекцией, напротив, не представлено суду доказательств нарушения Обществом норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, налоговый орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого Уведомления.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что требования заявителя надлежит удовлетворить.
Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ для восстановления нарушенного права заявителя арбитражный суд обязывает налоговый орган выдать ООО "Маркетинг-Сити" свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Вокзальная, д. 19.
Разрешая вопрос о возврате государственной пошлины заявителю, арбитражный суд учитывает следующее.
В силу пункта 47 статьи 2 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 года признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Данная позиция также содержится в пункте 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного, с МРИ ФНС РФ N 10 по МО в пользу ООО "Маркетинг-Сити" взыскивается 4 000 рублей государственной пошлины, уплаченной Обществом по платежному поручению N 340 от 03.04.2008 г. (л.д. 7).
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 176, 180, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным Уведомление Межрайонной инспекции ФНС РФ N 10 по Московской области от 26.02.2008 г. N 09-33-01854@ об отказе ООО "Маркетинг-Сити" в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве 35 единиц (игровые автоматы) и постановке их на налоговый учет по адресу обособленного подразделения: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Вокзальная, д. 19.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 10 по Московской области выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Вокзальная, д. 19, согласно заявлению ООО "Маркетинг-Сити".
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС РФ N 10 по Московской области (142613, Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Северная, д. 12в) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сити" 4 000 рублей государственной пошлины, уплаченной ООО "Маркетинг-Сити" по платежному поручению N 340 от 03.04.2008 г.
Выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты принятия решения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)