Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2012 N 15АП-6490/2012 ПО ДЕЛУ N А32-37292/2010

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2012 г. N 15АП-6490/2012

Дело N А32-37292/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Николаева Д.В., Стрекачева А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Кирдеевым А.А.
при участии:
от Межрайонной ИФНС N 5 по Краснодарскому краю представитель Козбанова Н.Н. по доверенности от 16.04.2012 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.03.2012 по делу N А32-37292/2010
по заявлению ОАО "Блок"
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю
о признании незаконным бездействия налогового органа
принятое в составе судьи Бутченко Ю.В.

установил:

ОАО "Блок" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС по Гулькевичскому району (далее - МИФНС России N 5 по Краснодарскому краю, инспекция) о признании незаконным бездействия по возврату излишне уплаченного земельного налога и об обязании произвести возврат излишне уплаченного земельного налога за 2008 - 2009 годы и девять месяцев 2010 года в сумме 7 035 782 рублей.
Решением суда от 23.03.2012 г. признано незаконным бездействие Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю по заявлению от 29.11.2010 г. N 924 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2008, 2009 годы и девять месяцев 2010 года. Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю обязали произвести возврат ОАО "Блок" излишне уплаченного земельного налога за 2008, 2009 годы и девять месяцев 2010 года в сумме 7 035 782 руб. (за 2008 год - 2 558 466 руб., за 2009 год - 2 558 466 руб., за девять месяцев 2010 года - 1 918 850 руб.)
Решение мотивировано тем, что разница между суммой налога, исчисленной на основании кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", а затем постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 г. N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края", и суммой налога, исчисленной на основании кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением главы Гулькевичского района N 1404 от 23.12.2002 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Гулькевичского района" и постановлением главы Гулькевичского района N 334 от 14.05.2003 "О внесении изменений в постановление от 23.12.2002 N 1404", является излишне уплаченной, подлежит возврату налогоплательщику.
МИФНС России N 5 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить в части признания незаконным бездействия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю по заявлению от 29.11.2010 г. N 924 о возврате излишне уплаченного земельного налога за девять месяцев 2010 года и обязания возвратить обществу излишне уплаченный земельный налог за девять месяцев 2010 года в сумме 1 918 850 руб.
Податель жалобы полагает, что при исчислении земельного налога в 2010 г. подлежит применению Распоряжение N 1202-р от 29.12.2007 г., а не принятое в связи с утратой им законной силы Постановление главы администрации Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных пунктов Краснодарского края".
В соответствии с частью 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Инспекция просит отменить решение в части, ОАО "Блок" не заявлено возражений, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется судом апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Согласно п. 6 ст. 268 АПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 270 Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании участвующие в деле лица повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Блок" рассчитало и уплатило земельный налог за девять месяцев 2010 года по трем участкам, находящимся в постоянном бессрочном пользования, кадастровые номера 23:06:0305001:10; 23:06:0304002:2; 23:06:1902343:7.
Согласно представленному в налоговый орган 30.04.2010 первичному налоговому расчету по земельному налогу за 1 квартал 2010 года:
- земельный участок с кадастровым номером N 23:06:0305001:10: обществом указана кадастровая стоимость 98 709 464 рублей, применена ставка налога 1.5%, исчислен земельный налог в сумме 370 160 рублей;
- земельный участок с кадастровым номером N 23:06:304002:2: обществом указана кадастровая стоимость 4 736 762 руб., применена ставка налога 1.5%, исчислен земельный налог в сумме 17 763 руб.;
- земельный участок с кадастровым номером N 23:06:1902343:7: обществом указана кадастровая стоимость 85 224 536 рублей, применена ставка налога 1.5%, исчислен земельный налог в сумме 319 592 рублей.
Согласно представленному в налоговый орган 27.07.2010 первичному налоговому расчету по земельному налогу за 2 квартал 2010 года:
- земельный участок с кадастровым номером N 23:06:0305001:10: обществом указана кадастровая стоимость 98 709 464 рублей, применена ставка налога 1.5%, исчислен земельный налог в сумме 370 160 рублей;
- земельный участок с кадастровым номером N 23:06:304002:2: обществом указана кадастровая стоимость 4 736 762 рублей, применена ставка налога 1.5%, исчислен земельный налог в сумме 17 763 руб.;
- земельный участок с кадастровым номером N 23:06:1902343:7: обществом указана кадастровая стоимость 85 224 536 руб., применена ставка налога 1.5%, исчислен земельный налог в сумме 319 592 рублей.
Согласно представленному в налоговый орган 26.10.2010 первичному налоговому расчету по земельному налогу за 3 квартал 2010 года:
- земельный участок с кадастровым номером N 23:06:0305001:10 обществом указана кадастровая стоимость 98 709 464 рублей, применена ставка налога 1.5%, исчислен земельный налог в сумме 370160 рублей;
- земельный участок с кадастровым номером N 23:06:304002:2 обществом указана кадастровая стоимость 4 736 762 рублей, применена ставка налога 1.5%, исчислен земельный налог в сумме 17 763 руб.;
- земельный участок с кадастровым номером N 23:06:1902343:7 обществом указана кадастровая стоимость 85 224 536 рублей, применена ставка налога 1.5%, исчислен земельный налог в сумме 319 592 рублей.
В уточненных расчетах за 1 - 3 кварталы 2010 года, представленных в налоговый орган 03.12.2010, по земельному участку N 23:6:305001:10 указана кадастровая стоимость 5 672 548 рублей, применена ставка налога 1,5%, исчислен земельный налог в сумме 85 088 руб.; по земельному участку N 23:6:304002:2 указана кадастровая стоимость 272 240 руб., применена ставка налога 1,5%, исчислен земельный налог в сумме 4084 руб.; по земельному участку N 23:6:1902343:7 указана кадастровая стоимость 12 162 130 рублей, вменена ставка налога 1,5%, исчислен земельный налог в сумме 182 432 руб.
ОАО "Блок" подало уточненные расчеты, поскольку посчитало, что расчеты необходимо было проводить исходя из кадастровой стоимости, указанной в Постановлениях N 1404 от 23.12.2002 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Гулькевичского района" и N 334 от 14.05.2003 "О внесении изменений в постановление от 23.12.2002 N 1404", а не в распоряжении N 1202-р и постановлении N 58, которые применению не подлежали.
В связи с изложенным, ОАО "Блок" 26.11.2010 г. обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Инспекцией в ответ на указанное заявление направлено налогоплательщику сообщение от 13.12.2010 N 1986 о том, что переплата по земельному налогу отсутствует, проводится камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций и расчетов.
Не согласившись с указанным, общество обратилось в суд в порядке ст. 137 - 138 НК РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, не учел следующее:
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации Постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.
Суд первой инстанции указал, что постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" отменено, а поэтому не подлежит применению. Принятое постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в соответствии со статьей 5 Кодекса не может применяться на период 2010 года.
Вместе с тем постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Отмена постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.
Установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:06:0305001:10; 23:06:0304002:2; 23:06:1902343:7 сформированы и сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости; в государственном земельном кадастре сформированы сведения о кадастровой стоимости принадлежащих обществу участков по состоянию на 01.01.2010. Кадастровая стоимость спорного земельного участка внесена в государственный земельный кадастр на основании постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
В связи с чем, инспекция правомерно указала, что переплата по земельному налогу отсутствует.
Таким образом, суду первой инстанции следовало отказать в удовлетворении требований ОАО "Блок" в части признания незаконным бездействия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю по заявлению от 29.11.2010 г. N 924 о возврате излишне уплаченного земельного налога за девять месяцев 2010 года и обязания возвратить излишне уплаченный земельный налог за девять месяцев 2010 года в сумме 1 918 850 руб.
Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС СКО от 24.05.2012 г. по делу N А32-5437/2011, от 25.05.2012 г. по делу N А32-8847/2011.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2012 по делу N А32-37292/2010 в обжалуемой части и в части взыскания с МРИ ФНС N 5 по Краснодарскому краю расходов по уплате государственной пошлины в сумме 15 866,97 рублей отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Блок" в части признания незаконным бездействия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю по заявлению от 29.11.2010 г. N 924 о возврате излишне уплаченного земельного налога за девять месяцев 2010 года и обязания возвратить излишне уплаченный земельный налог за девять месяцев 2010 года в сумме 1 918 850 руб. отказать
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА

Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
А.Н.СТРЕКАЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)