Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 июня 2004 года Дело N А55-5061/03-3
Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ", г. Тольятти Самарской области, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области, о признании недействительным ее решения от 15.04.2003 N 135 в части доначисления налога на землю за 2001 г. в размере 60235234 руб., пени в сумме 3415338 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2004 заявленные требования удовлетворены в части начисления пени в сумме 3415338 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.04.2004 решение суда отменено, заявленные требования Открытого акционерного общества "АвтоВАЗ" удовлетворены частично.
В кассационной жалобе Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (далее - налогоплательщик) просит отменить судебные акты по делу, сославшись на нарушение судом норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что коэффициенты, увеличивающие ставки земельного налога, ежегодно устанавливаемые федеральным законом, подлежат применению по ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
При проверке законности принятых судебных актов в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено следующее.
Решением N 135 от 15.04.2003 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области (далее - налоговый орган) доначислила налогоплательщику земельный налог за 2000 - 2003 гг. на сумму 60235234 руб., а также выставила требование N 03-26/135 от 15.04.2003 об уплате пени в сумме 3414338 руб.
Решение мотивировано ссылкой на то, что Федеральный закон N 150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год" установил ставки земельного налога, которые в соответствии с ч. 1 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации является существенным элементом налогообложения. Названный Закон относится к бюджетному законодательству, не регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов и, соответственно, его нормы вступают в силу не по правилам, установленным ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации для актов законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.09.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
На основании названных законов Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации Постановлением N 5063/03 от 23.03.2004 по арбитражному делу N А75-1212-А/02 сделан правовой вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 (п. 1 ч. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 16.04.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-5061/03-3 оставить без изменения, кассационную жалобу Открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", г. Тольятти Самарской области, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2004 ПО ДЕЛУ N А55-5061/03-3
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 июня 2004 года Дело N А55-5061/03-3
Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ", г. Тольятти Самарской области, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области, о признании недействительным ее решения от 15.04.2003 N 135 в части доначисления налога на землю за 2001 г. в размере 60235234 руб., пени в сумме 3415338 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2004 заявленные требования удовлетворены в части начисления пени в сумме 3415338 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.04.2004 решение суда отменено, заявленные требования Открытого акционерного общества "АвтоВАЗ" удовлетворены частично.
В кассационной жалобе Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (далее - налогоплательщик) просит отменить судебные акты по делу, сославшись на нарушение судом норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что коэффициенты, увеличивающие ставки земельного налога, ежегодно устанавливаемые федеральным законом, подлежат применению по ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
При проверке законности принятых судебных актов в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено следующее.
Решением N 135 от 15.04.2003 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области (далее - налоговый орган) доначислила налогоплательщику земельный налог за 2000 - 2003 гг. на сумму 60235234 руб., а также выставила требование N 03-26/135 от 15.04.2003 об уплате пени в сумме 3414338 руб.
Решение мотивировано ссылкой на то, что Федеральный закон N 150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год" установил ставки земельного налога, которые в соответствии с ч. 1 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации является существенным элементом налогообложения. Названный Закон относится к бюджетному законодательству, не регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов и, соответственно, его нормы вступают в силу не по правилам, установленным ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации для актов законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.09.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
На основании названных законов Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации Постановлением N 5063/03 от 23.03.2004 по арбитражному делу N А75-1212-А/02 сделан правовой вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 (п. 1 ч. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 16.04.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-5061/03-3 оставить без изменения, кассационную жалобу Открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", г. Тольятти Самарской области, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)