Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.05.2004 N Ф04/2581-1023/А27-2004

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 11 мая 2004 года Дело N Ф04/2581-1023/А27-2004


Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новокузнецкому району Кемеровской области (далее - Инспекция МНС) о признании недействительным решения от 28.07.2003 N 272.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.10.2003, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2004, заявленные требования удовлетворены, решение Инспекции МНС от 28.07.2003 N 272 признано недействительным.
Судебные инстанции исходили из того, что налогоплательщик правомерно применил предусмотренную подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации льготу, документально подтвердил факт добычи полезных ископаемых из ранее списанных запасов.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм права, просит отменить состоявшиеся судебные акты. Инспекция МНС указывает, что общество не представило положительного заключения экспертной организации, хотя в акте на списание балансовых запасов угля с учета ОАО "Разрез "Ерунаковский" указано, что списываемые запасы каменного угля по пласту 78 утратили промышленное значение по причине технико-экономической нецелесообразности их отработки открытым способом.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" отмечает, что принятые по делу судебные акты законны и обоснованны, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена камеральная налоговая проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за март, апрель 2003 года и уточненной за февраль 2003 года, по результатам которой вынесено решение от 28.07.2003 N 272 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предложено обществу уплатить недоимку по налогу и пени.
Основанием для принятия оспариваемого решения, по мнению налогового органа, послужило необоснованное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении полезных ископаемых, добытых из списанных запасов. Акт на списание балансовых запасов составлен в нарушение статьи 31 Закона Российской Федерации "О недрах" и пункта 10 Приказа МПР Российской Федерации от 09.07.97 N 122. Акт на списание балансовых запасов угля (по пласту 78) с учета ОАО "Разрез "Ерунаковский", разрабатывающего Ерунаковское месторождение каменного угля согласно лицензии КЕМ N 00166 ТЭ, идет в противоречие с лицензией КЕМ 11397 ТЭ. В соответствии с соглашением к этой лицензии запасы каменного угля в границах участка Ерунаковского месторождения, в том числе по пласту 78, состоят на государственном балансе и списанию не подлежат.
Несогласие заявителя с решением налогового органа послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.
Принимая судебные акты, судебные инстанции надлежащим образом исследовали фактические обстоятельства дела и пришли к обоснованному выводу, указав, что налогоплательщик правомерно применил льготное налогообложение, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
Основные требования к списанию запасов полезных ископаемых регламентированы Приказом МПР Российской Федерации от 09.07.97 N 122 "Об утверждении Положения о порядке учета запаса полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса", а также принятой в соответствии с ним Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 17.09.97 N 28.
В силу пункта 10 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов и пункта 19 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых документами, подтверждающими правомерность применения льготного налогообложения, являются акт на списание запасов полезных ископаемых, утвержденный органами МПР Российской Федерации и Госгортехнадзора Российской Федерации, и формы государственного федерального статистического наблюдения.
Судебными инстанциями установлено, что запасы полезных ископаемых, из которых происходила добыча угля, были списаны актом от 16.01.2001, утвержденным начальником Кузнецкого управления Госгортехнадзора России 29.01.2001 и согласованным с председателем Комитета природных ресурсов по Кемеровской области 26.01.2001.
В акте указано, что списываемые запасы каменного угля марки "Г" учтены в технических границах разреза "Ерунаковский" по пласту 78. К списанию предлагается высокозольная нижняя пачка пласта. Общее количество списываемых запасов составляет 9107 тыс. тонн, что составляет 14,7% к запасам (62038 тыс. тонн), переданным ОАО "Разрез "Ерунаковский" согласно лицензии КЕМ N 00166 ТЭ.
В форме 5-гр, которая относится к формам государственного федерального статистического наблюдения в части добычи угля и содержит сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых разреза за 2001 год, в графе 11 отражено списание каменного угля по пласту 78 в количестве 9107 тыс. тонн, что соответствует данным акта на списание запасов.
Согласно форме 5-гр балансовые запасы угля ОАО "Разрез "Ерунаковский" на 01.01.2001 составляли 48144 тыс. тонн, после списания 9107 тыс. тонн остаток этих запасов составил 36317 тыс. тонн.
В лицензионном соглашении к выданной ООО "Ерунаковский угольный разрез" (как правопреемнику ОАО "Разрез "Ерунаковский") лицензии на право пользования недрами КЕМ N 11397 ТЭ указано, что балансовые запасы каменного угля в границах участка недр по состоянию на 01.01.2002 составляют 36317 тыс. тонн, что полностью соответствует статистической отчетности предприятия (графа 14 формы 5-гр).
Таким образом, выводы судебных инстанций о том, что налогоплательщиком представлены налоговому органу все необходимые документы, подтверждающие правомерность применения ставки 0 процентов согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль-апрель 2003 года, обоснованы.
Довод кассационной жалобы о непредставлении налогоплательщиком положительного заключения экспертной организации не принимается, как не положенный в основу решения Инспекции МНС от 28.07.2002 N 272.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 09.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10021/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новокузнецкому району Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 11 мая 2004 года Дело N Ф04/2581-1023/А27-2004


Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новокузнецкому району Кемеровской области (далее - Инспекция МНС) о признании недействительным решения от 28.07.2003 N 272.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.10.2003, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2004, заявленные требования удовлетворены, решение Инспекции МНС от 28.07.2003 N 272 признано недействительным.
Судебные инстанции исходили из того, что налогоплательщик правомерно применил предусмотренную подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации льготу, документально подтвердил факт добычи полезных ископаемых из ранее списанных запасов.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм права, просит отменить состоявшиеся судебные акты. Инспекция МНС указывает, что общество не представило положительного заключения экспертной организации, хотя в акте на списание балансовых запасов угля с учета ОАО "Разрез "Ерунаковский" указано, что списываемые запасы каменного угля по пласту 78 утратили промышленное значение по причине технико-экономической нецелесообразности их отработки открытым способом.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" отмечает, что принятые по делу судебные акты законны и обоснованны, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена камеральная налоговая проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за март, апрель 2003 года и уточненной за февраль 2003 года, по результатам которой вынесено решение от 28.07.2003 N 272 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предложено обществу уплатить недоимку по налогу и пени.
Основанием для принятия оспариваемого решения, по мнению налогового органа, послужило необоснованное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении полезных ископаемых, добытых из списанных запасов. Акт на списание балансовых запасов составлен в нарушение статьи 31 Закона Российской Федерации "О недрах" и пункта 10 Приказа МПР Российской Федерации от 09.07.97 N 122. Акт на списание балансовых запасов угля (по пласту 78) с учета ОАО "Разрез "Ерунаковский", разрабатывающего Ерунаковское месторождение каменного угля согласно лицензии КЕМ N 00166 ТЭ, идет в противоречие с лицензией КЕМ 11397 ТЭ. В соответствии с соглашением к этой лицензии запасы каменного угля в границах участка Ерунаковского месторождения, в том числе по пласту 78, состоят на государственном балансе и списанию не подлежат.
Несогласие заявителя с решением налогового органа послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.
Принимая судебные акты, судебные инстанции надлежащим образом исследовали фактические обстоятельства дела и пришли к обоснованному выводу, указав, что налогоплательщик правомерно применил льготное налогообложение, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
Основные требования к списанию запасов полезных ископаемых регламентированы Приказом МПР Российской Федерации от 09.07.97 N 122 "Об утверждении Положения о порядке учета запаса полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса", а также принятой в соответствии с ним Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 17.09.97 N 28.
В силу пункта 10 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов и пункта 19 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых документами, подтверждающими правомерность применения льготного налогообложения, являются акт на списание запасов полезных ископаемых, утвержденный органами МПР Российской Федерации и Госгортехнадзора Российской Федерации, и формы государственного федерального статистического наблюдения.
Судебными инстанциями установлено, что запасы полезных ископаемых, из которых происходила добыча угля, были списаны актом от 16.01.2001, утвержденным начальником Кузнецкого управления Госгортехнадзора России 29.01.2001 и согласованным с председателем Комитета природных ресурсов по Кемеровской области 26.01.2001.
В акте указано, что списываемые запасы каменного угля марки "Г" учтены в технических границах разреза "Ерунаковский" по пласту 78. К списанию предлагается высокозольная нижняя пачка пласта. Общее количество списываемых запасов составляет 9107 тыс. тонн, что составляет 14,7% к запасам (62038 тыс. тонн), переданным ОАО "Разрез "Ерунаковский" согласно лицензии КЕМ N 00166 ТЭ.
В форме 5-гр, которая относится к формам государственного федерального статистического наблюдения в части добычи угля и содержит сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых разреза за 2001 год, в графе 11 отражено списание каменного угля по пласту 78 в количестве 9107 тыс. тонн, что соответствует данным акта на списание запасов.
Согласно форме 5-гр балансовые запасы угля ОАО "Разрез "Ерунаковский" на 01.01.2001 составляли 48144 тыс. тонн, после списания 9107 тыс. тонн остаток этих запасов составил 36317 тыс. тонн.
В лицензионном соглашении к выданной ООО "Ерунаковский угольный разрез" (как правопреемнику ОАО "Разрез "Ерунаковский") лицензии на право пользования недрами КЕМ N 11397 ТЭ указано, что балансовые запасы каменного угля в границах участка недр по состоянию на 01.01.2002 составляют 36317 тыс. тонн, что полностью соответствует статистической отчетности предприятия (графа 14 формы 5-гр).
Таким образом, выводы судебных инстанций о том, что налогоплательщиком представлены налоговому органу все необходимые документы, подтверждающие правомерность применения ставки 0 процентов согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль-апрель 2003 года, обоснованы.
Довод кассационной жалобы о непредставлении налогоплательщиком положительного заключения экспертной организации не принимается, как не положенный в основу решения Инспекции МНС от 28.07.2002 N 272.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 09.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10021/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новокузнецкому району Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)