Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2010 ПО ДЕЛУ N А05-8649/2010

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2010 г. по делу N А05-8649/2010


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Казаковцевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального бюджетного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 сентября 2010 года по делу N А05-8649/2010 (судья Полуянова Н.М.),
установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к федеральному бюджетному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - учреждение) о взыскании 26 942 рублей налога на добавленную стоимость, 156 рублей 20 копеек пеней по налогу на добавленную стоимость, 92 рублей 14 копеек пеней по водному налогу.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 сентября 2010 года по делу N А05-8649/2010 требования инспекции удовлетворены, с учреждения в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 500 рублей.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части взыскания госпошлины в сумме 500 рублей. В обоснование своей позиции ссылается на то, что является органом государственной власти, поэтому на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождено от ее уплаты.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, учреждение является федеральным бюджетным учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - ФСИН России).
Названным Законом и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации определены виды учреждений, исполняющих наказания. К ним относятся: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
В соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована ФСИН России, которой переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.
В силу пункта 3 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (далее - Положение о ФСИН России), основными задачами этой службы являются в том числе исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения о ФСИН России).
Деятельность учреждений, исполняющих наказания, и органов ФСИН России в силу общности стоящих перед ними целей и задач тесно взаимосвязана, а сами они образуют единый управленческий комплекс взаимодействующих субъектов, совместно участвующих в исполнении наказаний.
Исполнение уголовных наказаний является одной из функций государственной исполнительной власти. Поскольку уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, их достижение является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Таким образом, учреждения, исполняющие наказания, в том числе лечебные исправительные учреждения, выполняют функции государственного органа по исполнению уголовного наказания.
По настоящему делу удовлетворены требования инспекции о взыскании с учреждения 26 942 рублей налога на добавленную стоимость, 156 рублей 20 копеек пеней по налогу на добавленную стоимость, 92 рублей 14 копеек пеней по водному налогу.
Инспекция в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождена об уплаты госпошлины.
На основании части 3 статьи 110 АПК РФ госпошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты госпошлины.
Статья 105 АПК РФ предусматривает, что льготы по уплате госпошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 337 НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ - государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В пункте 4 Информационного письма от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендовал судам учитывать, что глава 25.3 НК РФ не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем, если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты госпошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подпункта 1 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 этого Кодекса.
Таким образом, учреждение освобождается от уплаты госпошлины при наличии двух условий: учреждение выполняет функции государственного органа и участвует в арбитражном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В рассматриваемом случае учреждение выполняет функции государственного органа по исполнению уголовных наказаний.
В то же время учреждение является плательщиком налога на добавленную стоимость и водного налога, поэтому в споре по взысканию сумм налога на добавленную стоимость и пеней по указанному налогу и водному налогу оно выступает в своих интересах.
При таких обстоятельствах учреждение не может быть освобождено от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 2 статьи 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 100 000 рублей уплачивается в размере 4 процентов цены иска, но не менее 2000 рублей.
Суд первой инстанции при вынесении решения, учитывая статус учреждения, уменьшил размер взыскиваемой государственной пошлины до 500 рублей.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера госпошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ предусмотрено, что по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, госпошлина при подаче исковых заявлений неимущественного характера уплачивается в размере 4000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы учреждение не уплатило госпошлину.
Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, госпошлина подлежит взысканию с учреждения.
Суд апелляционной инстанции, учитывая имущественное положение и статус учреждения как федерального бюджетного учреждения, считает возможным уменьшить подлежащую взысканию государственную пошлину до 500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 сентября 2010 года по делу N А05-8649/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального бюджетного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" - без удовлетворения.
Взыскать с федерального бюджетного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.

Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО

Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)