Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Мартыновой С.А., Поликарпова Е.В.
при участии представителей сторон:
- от открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - Туголукова О.В., по доверенности от 01.04.2010 N 369-2010/УК; Чевтайкина Н.А., по доверенности от 01.04.2010 N 76-2010/УК;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области - Татару Д.Е., по доверенности от 28.12.2009 N 16-03-25/100;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2010 (судья Лежнин Д.Л.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 (судьи Жданова Л.И., Кулещ Т.А., Солодилов А.В.) по делу N А27-41/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление по недропользованию по Кемеровской области о признании незаконными решений.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 30.09.2009 N 133 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 74 911 рублей (дело N А27-41/2010), от 30.09.2009 N 134 в части доначисления НДПИ в сумме 40 165 рублей (дело N А27-42/2010), от 30.09.2009 N 135 в части доначисления НДПИ в сумме 1 033 375 рублей (дело N А27-43/2010), от 30.09.2009 N 139 в части доначисления НДПИ в сумме 297 249 рублей (дело N А27-44/2010), от 30.09.2009 N 136 в части доначисления НДПИ в сумме 188 015 рублей (дело N А27-45/2010), от 30.09.2009 N 137 в части доначисления НДПИ в сумме 872 770 рублей (дело N А27-46/2010), от 30.09.2009 N 138 в части доначисления НДПИ в сумме 311 833 рублей (дело N А27-47/2010).
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.01.2010 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены дела N N А27-41/2010, А27-42/2010, А27-43/2010, А27-44/2010, А27-45/2010, А27-46/2010, А27-47/2010 в одно производство, с присвоением единого номера А27-41/2010.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по недропользованию по Кемеровской области (далее - Управление по недропользованию).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговый орган не согласен с принятыми по делу судебными актами, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судебными инстанциями допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления по недропользованию не поступал.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией были проведены камеральные проверки, представленных Обществом уточненных налоговых деклараций по НДПИ за апрель, май, июнь, июль, август, октябрь, ноябрь 2008 года, по результатам которых вынесены решения от 30.09.2009 N N 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139.
Указанными решениями Обществу были доначислены соответствующие суммы НДПИ.
Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о том, что Общество неправомерно применило налоговую ставку 0 процентов в отношении добычи угля из некондиционных запасов.
Частичное несогласие с вышеназванными решениями налогового органа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворив требования Общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Удовлетворяя требования Общества, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций мотивировали свои выводы со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма права устанавливает, что порядок отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2002, в связи с чем у Общества отсутствовала обязанность по представлению технико-экономического обоснования отнесения добываемых запасов угля к некондиционным, признанных таковыми еще в 1971 и 1980 годах. Следовательно, применение налогоплательщиком при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых за апрель, май, июнь, июль, август, октябрь, ноябрь 2008 года ставки налога 0 процентов обоснованно.
Объектом обложения НДПИ являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых.
Количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
При этом в соответствии со статьей 9 указанного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Судами установлено, что разработка пласта Сычевского IV (верхняя пачка) на Егозово-Красноярском месторождении с целью добычи каменного угля подземным и открытым способом Общество осуществляет на основании лицензии на право пользования недрами КЕМ 11700 ТЭ от 18.09.2003 со сроком действия до 2013 года.
Как установлено судебными инстанциями, Инспекция не опровергла факт применения Обществом ставки 0 процентов в отношении добытого полезного ископаемого из списанных запасов.
Данное обстоятельство не опровергается и в кассационной жалобе.
При этом факт добычи полезного ископаемого из списанных запасов подтверждается материалами дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 01.01.2002, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р к некондиционным запасам полезных ископаемых относятся:
- - запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- - запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- - запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Судебные инстанции обоснованно отклонили ссылку налогового органа на приказ Федерального агентства по недропользованию от 31.03.2005 N 345, Регламент, утвержденный приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2006 N 26, Порядок, утвержденный приказом Роснедра от 31.10.2007 N 1538, пояснив, что данные документы, в силу положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых органов исполнительной власти", не являются нормативно-правовыми актами, обязательными для всеобщего применения.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что с учетом Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.07.1997 N 122, протокола заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР от 17.12.1980 N 8658, протокола от 13.07.1960 N 331 заседания комиссии Госплана СССР по утверждению кондиций на рудо-минеральное сырье, действующей на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.09.1957 N 1337, а также лицензионного соглашения, в процессе геологической экспертизы, оформленной протоколами от 15.01.1971 N 6131 и от 12.12.1980 N 8658 Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР, полезные ископаемые по Егозово-Красноярскому месторождению (пласт Сычевский IV в.п.) отнесены к забалансовым (некондиционным) в соответствии с законодательством, действовавшим до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что с момента утверждения запасов углей Моховского углеразреза Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР параметры кондиций для пласта Сычевского IV в.п. не изменялись, и пересчет запасов с целью их переоценки не проводился.
При этом, как указано апелляционным судом, ни Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ, которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", ни изданным в соответствии со статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, ни принятым в целях реализации этого постановления распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р не предусматриваются проведение переоценок месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории некондиционных в соответствии с порядком, действовавшим до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах являются правильными выводы судов о том, что Общество имело право на применение нулевой ставки при исчислении НДПИ, а у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления указанного налога и выставления оспариваемых требований.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Инспекции по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебных актов.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Кемеровской области и Седьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены, вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А27-41/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2010 ПО ДЕЛУ N А27-41/2010
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2010 г. по делу N А27-41/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Мартыновой С.А., Поликарпова Е.В.
при участии представителей сторон:
- от открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - Туголукова О.В., по доверенности от 01.04.2010 N 369-2010/УК; Чевтайкина Н.А., по доверенности от 01.04.2010 N 76-2010/УК;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области - Татару Д.Е., по доверенности от 28.12.2009 N 16-03-25/100;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2010 (судья Лежнин Д.Л.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 (судьи Жданова Л.И., Кулещ Т.А., Солодилов А.В.) по делу N А27-41/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление по недропользованию по Кемеровской области о признании незаконными решений.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 30.09.2009 N 133 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 74 911 рублей (дело N А27-41/2010), от 30.09.2009 N 134 в части доначисления НДПИ в сумме 40 165 рублей (дело N А27-42/2010), от 30.09.2009 N 135 в части доначисления НДПИ в сумме 1 033 375 рублей (дело N А27-43/2010), от 30.09.2009 N 139 в части доначисления НДПИ в сумме 297 249 рублей (дело N А27-44/2010), от 30.09.2009 N 136 в части доначисления НДПИ в сумме 188 015 рублей (дело N А27-45/2010), от 30.09.2009 N 137 в части доначисления НДПИ в сумме 872 770 рублей (дело N А27-46/2010), от 30.09.2009 N 138 в части доначисления НДПИ в сумме 311 833 рублей (дело N А27-47/2010).
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.01.2010 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены дела N N А27-41/2010, А27-42/2010, А27-43/2010, А27-44/2010, А27-45/2010, А27-46/2010, А27-47/2010 в одно производство, с присвоением единого номера А27-41/2010.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по недропользованию по Кемеровской области (далее - Управление по недропользованию).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговый орган не согласен с принятыми по делу судебными актами, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судебными инстанциями допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления по недропользованию не поступал.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией были проведены камеральные проверки, представленных Обществом уточненных налоговых деклараций по НДПИ за апрель, май, июнь, июль, август, октябрь, ноябрь 2008 года, по результатам которых вынесены решения от 30.09.2009 N N 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139.
Указанными решениями Обществу были доначислены соответствующие суммы НДПИ.
Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о том, что Общество неправомерно применило налоговую ставку 0 процентов в отношении добычи угля из некондиционных запасов.
Частичное несогласие с вышеназванными решениями налогового органа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворив требования Общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Удовлетворяя требования Общества, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций мотивировали свои выводы со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма права устанавливает, что порядок отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2002, в связи с чем у Общества отсутствовала обязанность по представлению технико-экономического обоснования отнесения добываемых запасов угля к некондиционным, признанных таковыми еще в 1971 и 1980 годах. Следовательно, применение налогоплательщиком при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых за апрель, май, июнь, июль, август, октябрь, ноябрь 2008 года ставки налога 0 процентов обоснованно.
Объектом обложения НДПИ являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых.
Количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
При этом в соответствии со статьей 9 указанного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Судами установлено, что разработка пласта Сычевского IV (верхняя пачка) на Егозово-Красноярском месторождении с целью добычи каменного угля подземным и открытым способом Общество осуществляет на основании лицензии на право пользования недрами КЕМ 11700 ТЭ от 18.09.2003 со сроком действия до 2013 года.
Как установлено судебными инстанциями, Инспекция не опровергла факт применения Обществом ставки 0 процентов в отношении добытого полезного ископаемого из списанных запасов.
Данное обстоятельство не опровергается и в кассационной жалобе.
При этом факт добычи полезного ископаемого из списанных запасов подтверждается материалами дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 01.01.2002, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, которыми предусмотрено, что с 01.01.2002 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р к некондиционным запасам полезных ископаемых относятся:
- - запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- - запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- - запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Судебные инстанции обоснованно отклонили ссылку налогового органа на приказ Федерального агентства по недропользованию от 31.03.2005 N 345, Регламент, утвержденный приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2006 N 26, Порядок, утвержденный приказом Роснедра от 31.10.2007 N 1538, пояснив, что данные документы, в силу положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых органов исполнительной власти", не являются нормативно-правовыми актами, обязательными для всеобщего применения.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что с учетом Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.07.1997 N 122, протокола заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР от 17.12.1980 N 8658, протокола от 13.07.1960 N 331 заседания комиссии Госплана СССР по утверждению кондиций на рудо-минеральное сырье, действующей на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.09.1957 N 1337, а также лицензионного соглашения, в процессе геологической экспертизы, оформленной протоколами от 15.01.1971 N 6131 и от 12.12.1980 N 8658 Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР, полезные ископаемые по Егозово-Красноярскому месторождению (пласт Сычевский IV в.п.) отнесены к забалансовым (некондиционным) в соответствии с законодательством, действовавшим до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что с момента утверждения запасов углей Моховского углеразреза Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР параметры кондиций для пласта Сычевского IV в.п. не изменялись, и пересчет запасов с целью их переоценки не проводился.
При этом, как указано апелляционным судом, ни Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ, которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", ни изданным в соответствии со статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, ни принятым в целях реализации этого постановления распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р не предусматриваются проведение переоценок месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории некондиционных в соответствии с порядком, действовавшим до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах являются правильными выводы судов о том, что Общество имело право на применение нулевой ставки при исчислении НДПИ, а у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления указанного налога и выставления оспариваемых требований.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Инспекции по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебных актов.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Кемеровской области и Седьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены, вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А27-41/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.КОКШАРОВ
А.А.КОКШАРОВ
Судьи
С.А.МАРТЫНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
С.А.МАРТЫНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)