Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2011 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи Паршуковой О.Ю.
судей: единолично
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Золотаревой Н.Б.
с участием: от заявителя - Чичкин В.А. доверенность от 09.02.2011 г. N 061 ДВ-11-00016, паспорт
От ответчика - Корешкова О.А. удостоверение УР N 660821, доверенность от 31.12.2010 г.
Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "СУБР"
к ответчику МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании недействительными решения N 287 от 26.07.2010 г. и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 2156 по состоянию на 27.09.2010 г.
установил:
ОАО "Севуралбокситруда" (заявитель, Общество, ОАО "СУБР") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 о признании недействительным решения от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Заявитель заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик заявленные требования не признал, возразил по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и отзыве.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнение представителей сторон, суд считает заявленные требования ОАО "СУБР" подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 проведена камеральная налоговая проверка ОАО "СУБР" на основе первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) за январь 2010 года.
Обществом в налоговый орган направлены возражения на акт налоговой проверки N 56-19-08/11а/1317 от 25.05.2010.
Рассмотрение вышеуказанных возражений ОАО "СУБР" состоялось 02.07.2010 г.
Доводы ОАО "СУБР" налоговым органом отвергнуты, по результатам рассмотрения вынесено решение за N 56-19-08/128/266/133 от 12.07.2010 г. о привлечении налогоплательщика - ОАО "СУБР" к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 51 - 61). В соответствии с указанным решением налогового органа Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 16 993 руб., начислены пени по состоянию на 12.07.2010 г. в сумме 2476,04 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 84966 руб., штрафы, пени; предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением ФНС России от 03.11.2010 г. N КЕ-37-9/14767с решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Налоговым органом в решении сделан вывод о том, что заявителем занижена сумма налога на добычу полезных ископаемых на 84 966 руб. в части сверхнормативных потерь по бокситу.
В пункте 3.2 решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указано следующее: в декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Красная Шапочка" количество добытого полезного ископаемого составило 65 800 т, из них потери (код основания 1010) составили 17 800 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Красная Шапочка" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь по выемочным единицам, составляют 26,1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 26,1% от 65 800 тонн, что составляет 17 173,80 т (65800 x 26,1%). Сверхнормативные потери составили 626 т = (17 800 т - 17 173,80 т)
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Кальинское" количество добытого полезного ископаемого составило 59 800 т, из них потери (код основания 1010) составили 14 800 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Кальинское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь но выемочным единицам, составляют 24,1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 24,1% от 59 800 тонн, что составляет 14 411,80 т (59800 x 24,1%) Сверхнормативные потери составили 388 т (14 800 - 14 411.80 т).
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Ново-Кальинское" количество добытого полезного ископаемого составило 60 000 тонн, из них потери (код основания 1010)составили 15 000 тонн.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Ново-Кальинское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь по выемочным единицам, составляют 24,8%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 24,8% от 60 000 т, что составляет 14880 т (60000 x 24,8%). Сверхнормативные потери составили 120 т (15000 - 14880 т).
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Черемуховское" количество добытого полезного ископаемого составило 48 084,45 т, из них потери (код основания 1010) составили 10 700 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Черемуховское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь но выемочным единицам, составляют 22.1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 22.1% от 48084.45 т, что составляет 10626.66 тонн (48084.45 x 22.1%) Сверхнормативные потери составили 73 т (10700 - 10626.66 т).
По мнению налогового органа, в нарушение п. 1 ст. 342 НК РФ, сумма налога на добычу полезных ископаемых заявителем занижена на 84 966 руб. ((1207 x 1279.11) x 5,5%), где 1207 т - общая сумма сверхнормативных потерь, 1279,11 - стоимость единицы добытого полезного ископаемого.
Указанные выводы налогового органа суд считает не законными и необоснованными.
В соответствии со статьей 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Потери полезного ископаемого при извлечении минерального сырья из недр рассчитываются при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством но недропользованию на весь срок отработки выемочной единицы и уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ, после чего утверждаются в том же порядке (Постановление Правительства РФ N 921 от 29.12.2001 г.).
Правилами охраны недр, утвержденными Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, закреплено формирование отчетности по каждой выемочной единице.
На каждую выемочную единицу при вводе ее в эксплуатацию заводится "Паспорт", в котором содержится:
- - выкопировка из плана горных работ с границами выемочной единицы, в которых произведен подсчет запасов для данной выемочной единицы;
- - акт на ввод в эксплуатацию выемочной единицы утверждаемый главным инженером (директором по производству);
- - расчет нормативных потерь полезного ископаемого;
- - расчет предельного срока отработки выемочной единицы;
- и после полной отработки выемочной единицы (период отработки может длиться несколько лет) - акт на погашение выемочной единицы утверждаемый главным инженером.
В акте на погашение выемочной единицы содержатся сведения о погашенных запасах полезного ископаемого и фактических потерях. Потери полезного ископаемого при добыче из недр в пределах утвержденного норматива считаются нормативными, а потери, которые превышают утвержденный норматив - сверхнормативными.
Пункт 45 Правил охраны недр дается понятие сверхнормативных потерь. Это разность, определяемая после полной отработки выемочной единицы, между нормативными и фактическими значениями потерь.
В п. 5 Инструкции Госгортехнадзора России от 24.11.99 г. N 85 "По согласованию годовых планов развития горных работ" установлено: "Под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых,... нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче...". Данная Инструкция включена в Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по состоянию на 01.07.2009 (Приказ МИР и экологии РФ от 03.07.2009 N 667).
В Письме МПР РФ от 12.01.2005 г. N ВС-58-42/39 "О применении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых" указано "уточненные нормативы потерь согласуются Ростехнадзором в составе годового плана развития горных работ (годовой программы работ), который является основанием для рассмотрения и утверждения уточненных нормативов потерь МПР России. Годовые программы работ предусматривают развитие горных работ на период с 1 января по 31 декабря рассматриваемого года.
В случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно по установленному для данной выемочной единицы нормативу потерь и количеству добытых из нее полезных ископаемых. Окончательное количество потерянных полезных ископаемых по выемочной единице определяется после ее полной отработки. Отсюда фактическое определение потерь полезного ископаемого в ОАО "СУБР" производится поквартально, как промежуточный замер и по итогам года, как окончательный замер.
В соответствии со статьей 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
По добываемым бокситам ОАО "СУБР" отсутствуют все выше перечисленные стандарты качества, поэтому добытое полезное ископаемое определяется исходя из требований стандарта, разработанного и утвержденного на предприятии - "Комплексная система управления качеством продукции" СТП-122-1.03.1-2001, где указано, что добытым полезным ископаемым считается боксит, добытый из недр подземным и открытым способами разработки, доставленный на шихтовальный склад предприятия, находящийся в штабелях, подготовленный к отгрузке потребителям, в соответствии с договором поставок, а также на собственные нужды и принятый ОТК; фактически добытым минеральным сырьем (добычей) - считается полезное ископаемое, извлеченное непосредственно из недр, выданное на поверхность, отгруженное на шихтовальный склад или заскладированное на шахте (карьере), учитываемое при списании погашенных запасов в принятых формах отчетности (ТП-70, ГР-5 и др.).
Отличие понятий добытого полезного ископаемого (добыча полезного ископаемого в терминах ст. 337 НК РФ) от добытого минерального сырья (добыча минерального сырья) в том, что добытое полезное ископаемое - это минеральное сырье, прошедшее процесс усреднения качественных характеристик руды, подготовленное к отгрузке и доведенное до качественных характеристик, требуемых покупателями в соответствии со стандартом предприятия (договором поставок). Именно такое добытое полезное ископаемое, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ, является объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых. Таким образом, понятие "добыча минерального сырья" и "добыча полезного ископаемого" различны и прямая взаимосвязь между ними отсутствует.
Нормативные потери полезного ископаемого при извлечении минерального сырья из недр, которые утверждаются в МПР РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.01.2001 г. N 921 - рассчитываются следующим образом:
(Э.П. (т.) / П.З.) x 100 = Н.П. (%), где:
Н.П. (%) - нормативные потери при добыче - эксплуатационные потери полезных ископаемых при добыче, уровень которых обоснован при современном состоянии горной техники и технологии для определенных горно-геологических условий разработки месторождения.
Э.П. (т.) - эксплуатационные потери при добыче - потери при добыче полезного ископаемого в массиве (в недрах) и потери отделенных (отбитых) от массива полезных ископаемых (руд, песков), связанные с системой разработки и применяемой технологией добычи, образующиеся непосредственно в технологическом процессе добычи.
П.З. (т.) - погашенные запасы - сумма объемов добытого из недр и потерянного при добыче полезного ископаемого.
П.З. (т.) = Э.П. (т.) + Д (т.)
где:
Д (т.) - добыча полезного ископаемого - совокупность технологических процессов по извлечению полезного ископаемого из недр. К добыче относится все количество полезного ископаемого, выданного из недр на поверхность при подземном способе разработки месторождения, вывезенного из карьера - на открытых горных работах, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчет балансовых запасов.
В акте камеральной налоговой проверки от 25.05.2010 N 56-19-08/11а/1317 удельный вес потерь при добыче определен как отношение фактических потерь за январь к добытому полезному ископаемому (объему боксита, прошедшему процесс усреднения), что противоречит "Правилам утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений", утвержденных Постановлением Правительства РФ 29.12.2001 г. N 921.
Налоговым органом при расчете сверхнормативных потерь вместо объемов добытого минерального сырья, извлеченного из недр за январь 2010 г., применены данные налоговой декларации за этот же период (показатели строк, содержащие сведения о добытом полезном ископаемом, определяемом в соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ).
Согласно Письму ГНС РФ от 29 августа 1994 года N НП-6-02-/318 "О рекомендациях о порядке проведения документальных проверок юридических лиц по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет платы за пользование недрами" потери полезного ископаемого при добыче - это часть балансовых запасов полезного ископаемого, не извлеченная из недр при разработке месторождения.
Поэтому, при утверждении норматива потерь полезных ископаемых комиссией Уральского отделения центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых и подземных вод определяется их удельный вес от добытых балансовых запасов полезных ископаемых, содержащихся в недрах (добытого минерального сырья), а не от добытого полезного ископаемого, которое прошло процесс усреднения и по своим качественным характеристикам соответствует стандарту предприятия (добыча полезного ископаемого в терминах ст. 337 НК РФ).
Кроме того, потери полезного ископаемого при добыче за январь 2010 года занесены в налоговый регистр "Справка с исходными данными для расчета налога на добычу полезного ископаемого (боксита) по месторождениям за январь 2010 г.". Данные этой справки используются для начисления НДПИ, где:
в графе 25 отражен объем добытого полезного ископаемого, который является объектом налогообложения,
в графе 23 отражен объем потерь полезного ископаемого при его добыче,
в графе 7 отражен объем добычи минерального сырья из балансовых запасов месторождений.
Фактические потери при добыче за январь 2010 г. в соответствии с "Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921, должны рассчитываться в следующем порядке:
Месторождение "Красная шапочка" - утвержденный норматив 26,1%. Фактические потери составили - (17800 / (17800 + 50800)) x 100% = 25,9%
Месторождение "Кальинское" - утвержденный норматив 24,2%. Фактические потери составили - (14800 / (14800 + 46400)) x 100% = 24,2%
Месторождение "Ново-Кальинское" - утвержденный норматив 24,8% Фактические потери составили - (15000 / (15000 + 46600)) x 100% = 24,4%
Месторождение "Черемуховское" - утвержденный норматив 22,0%. Фактические потери составили - (10700 / (10700 + 37900)) x 100% = 22,0%
Таким образом, превышения на 1147 фактических потерь от нормативных по бокситам за январь 2010 г. тонн не имеется.
На стр. 10 оспариваемого решения от 12.07.2010 N 56-19-08/128/266/133 налоговый орган неправомерно ссылается на факт неуплаты НДПИ по сроку 25.02.2010 в сумме 13 267 426 руб. Данный вывод ответчика судом не принимается, поскольку Обществом в материалы дела представлены доказательства уплаты в бюджет НДПИ: платежные поручения N 1579 от 25.02.2010 г. в сумме 13 247 350 руб., N 1580 от 25.02.2010 г. в сумме 20 076 руб. Всего: 13 267 426 руб. (т. 1 л.д. 94 - 95).
Кроме того, в соответствии с п. 5 и п. 20 "Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 N 76 и согласованных с МПР и МНС России указывается, что разногласия по вопросам определения геолого-маркшейдерских горнотехнических исходных данных для расчетов платежей рассматриваются совместно органами государственного горного надзора и государственными налоговыми инспекциями.
Однако, Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, приняла решение о привлечении ОАО "СУБР" к ответственности за совершение налогового правонарушения без получения разъяснений специалистов из органов государственного горного надзора в части рационального использования и охраны недр.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО "Северуралбокситруда".
Судебные расходы (госпошлина) подлежат распределению в соответствии со ст. ст. 101, 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 170, 171, 201 АПК РФ, суд
решил:
Признать недействительным Решение, вынесенное Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в отношении открытого акционерного общества "Северуралбокситруда" от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в полном объеме, как не соответствующее ч. II НК РФ.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в пользу открытого акционерного общества "Северуралбокситруда" расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий
О.Ю.ПАРШУКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 24.03.2011 ПО ДЕЛУ N А40-314/11-140-2
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2011 г. по делу N А40-314/11-140-2
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2011 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи Паршуковой О.Ю.
судей: единолично
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Золотаревой Н.Б.
с участием: от заявителя - Чичкин В.А. доверенность от 09.02.2011 г. N 061 ДВ-11-00016, паспорт
От ответчика - Корешкова О.А. удостоверение УР N 660821, доверенность от 31.12.2010 г.
Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "СУБР"
к ответчику МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании недействительными решения N 287 от 26.07.2010 г. и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 2156 по состоянию на 27.09.2010 г.
установил:
ОАО "Севуралбокситруда" (заявитель, Общество, ОАО "СУБР") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 о признании недействительным решения от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Заявитель заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик заявленные требования не признал, возразил по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и отзыве.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнение представителей сторон, суд считает заявленные требования ОАО "СУБР" подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 проведена камеральная налоговая проверка ОАО "СУБР" на основе первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) за январь 2010 года.
Обществом в налоговый орган направлены возражения на акт налоговой проверки N 56-19-08/11а/1317 от 25.05.2010.
Рассмотрение вышеуказанных возражений ОАО "СУБР" состоялось 02.07.2010 г.
Доводы ОАО "СУБР" налоговым органом отвергнуты, по результатам рассмотрения вынесено решение за N 56-19-08/128/266/133 от 12.07.2010 г. о привлечении налогоплательщика - ОАО "СУБР" к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 51 - 61). В соответствии с указанным решением налогового органа Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 16 993 руб., начислены пени по состоянию на 12.07.2010 г. в сумме 2476,04 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 84966 руб., штрафы, пени; предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением ФНС России от 03.11.2010 г. N КЕ-37-9/14767с решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Налоговым органом в решении сделан вывод о том, что заявителем занижена сумма налога на добычу полезных ископаемых на 84 966 руб. в части сверхнормативных потерь по бокситу.
В пункте 3.2 решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указано следующее: в декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Красная Шапочка" количество добытого полезного ископаемого составило 65 800 т, из них потери (код основания 1010) составили 17 800 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Красная Шапочка" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь по выемочным единицам, составляют 26,1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 26,1% от 65 800 тонн, что составляет 17 173,80 т (65800 x 26,1%). Сверхнормативные потери составили 626 т = (17 800 т - 17 173,80 т)
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Кальинское" количество добытого полезного ископаемого составило 59 800 т, из них потери (код основания 1010) составили 14 800 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Кальинское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь но выемочным единицам, составляют 24,1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 24,1% от 59 800 тонн, что составляет 14 411,80 т (59800 x 24,1%) Сверхнормативные потери составили 388 т (14 800 - 14 411.80 т).
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Ново-Кальинское" количество добытого полезного ископаемого составило 60 000 тонн, из них потери (код основания 1010)составили 15 000 тонн.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Ново-Кальинское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь по выемочным единицам, составляют 24,8%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 24,8% от 60 000 т, что составляет 14880 т (60000 x 24,8%). Сверхнормативные потери составили 120 т (15000 - 14880 т).
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Черемуховское" количество добытого полезного ископаемого составило 48 084,45 т, из них потери (код основания 1010) составили 10 700 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Черемуховское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь но выемочным единицам, составляют 22.1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 22.1% от 48084.45 т, что составляет 10626.66 тонн (48084.45 x 22.1%) Сверхнормативные потери составили 73 т (10700 - 10626.66 т).
По мнению налогового органа, в нарушение п. 1 ст. 342 НК РФ, сумма налога на добычу полезных ископаемых заявителем занижена на 84 966 руб. ((1207 x 1279.11) x 5,5%), где 1207 т - общая сумма сверхнормативных потерь, 1279,11 - стоимость единицы добытого полезного ископаемого.
Указанные выводы налогового органа суд считает не законными и необоснованными.
В соответствии со статьей 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Потери полезного ископаемого при извлечении минерального сырья из недр рассчитываются при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством но недропользованию на весь срок отработки выемочной единицы и уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ, после чего утверждаются в том же порядке (Постановление Правительства РФ N 921 от 29.12.2001 г.).
Правилами охраны недр, утвержденными Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, закреплено формирование отчетности по каждой выемочной единице.
На каждую выемочную единицу при вводе ее в эксплуатацию заводится "Паспорт", в котором содержится:
- - выкопировка из плана горных работ с границами выемочной единицы, в которых произведен подсчет запасов для данной выемочной единицы;
- - акт на ввод в эксплуатацию выемочной единицы утверждаемый главным инженером (директором по производству);
- - расчет нормативных потерь полезного ископаемого;
- - расчет предельного срока отработки выемочной единицы;
- и после полной отработки выемочной единицы (период отработки может длиться несколько лет) - акт на погашение выемочной единицы утверждаемый главным инженером.
В акте на погашение выемочной единицы содержатся сведения о погашенных запасах полезного ископаемого и фактических потерях. Потери полезного ископаемого при добыче из недр в пределах утвержденного норматива считаются нормативными, а потери, которые превышают утвержденный норматив - сверхнормативными.
Пункт 45 Правил охраны недр дается понятие сверхнормативных потерь. Это разность, определяемая после полной отработки выемочной единицы, между нормативными и фактическими значениями потерь.
В п. 5 Инструкции Госгортехнадзора России от 24.11.99 г. N 85 "По согласованию годовых планов развития горных работ" установлено: "Под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых,... нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче...". Данная Инструкция включена в Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по состоянию на 01.07.2009 (Приказ МИР и экологии РФ от 03.07.2009 N 667).
В Письме МПР РФ от 12.01.2005 г. N ВС-58-42/39 "О применении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых" указано "уточненные нормативы потерь согласуются Ростехнадзором в составе годового плана развития горных работ (годовой программы работ), который является основанием для рассмотрения и утверждения уточненных нормативов потерь МПР России. Годовые программы работ предусматривают развитие горных работ на период с 1 января по 31 декабря рассматриваемого года.
В случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно по установленному для данной выемочной единицы нормативу потерь и количеству добытых из нее полезных ископаемых. Окончательное количество потерянных полезных ископаемых по выемочной единице определяется после ее полной отработки. Отсюда фактическое определение потерь полезного ископаемого в ОАО "СУБР" производится поквартально, как промежуточный замер и по итогам года, как окончательный замер.
В соответствии со статьей 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
По добываемым бокситам ОАО "СУБР" отсутствуют все выше перечисленные стандарты качества, поэтому добытое полезное ископаемое определяется исходя из требований стандарта, разработанного и утвержденного на предприятии - "Комплексная система управления качеством продукции" СТП-122-1.03.1-2001, где указано, что добытым полезным ископаемым считается боксит, добытый из недр подземным и открытым способами разработки, доставленный на шихтовальный склад предприятия, находящийся в штабелях, подготовленный к отгрузке потребителям, в соответствии с договором поставок, а также на собственные нужды и принятый ОТК; фактически добытым минеральным сырьем (добычей) - считается полезное ископаемое, извлеченное непосредственно из недр, выданное на поверхность, отгруженное на шихтовальный склад или заскладированное на шахте (карьере), учитываемое при списании погашенных запасов в принятых формах отчетности (ТП-70, ГР-5 и др.).
Отличие понятий добытого полезного ископаемого (добыча полезного ископаемого в терминах ст. 337 НК РФ) от добытого минерального сырья (добыча минерального сырья) в том, что добытое полезное ископаемое - это минеральное сырье, прошедшее процесс усреднения качественных характеристик руды, подготовленное к отгрузке и доведенное до качественных характеристик, требуемых покупателями в соответствии со стандартом предприятия (договором поставок). Именно такое добытое полезное ископаемое, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ, является объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых. Таким образом, понятие "добыча минерального сырья" и "добыча полезного ископаемого" различны и прямая взаимосвязь между ними отсутствует.
Нормативные потери полезного ископаемого при извлечении минерального сырья из недр, которые утверждаются в МПР РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.01.2001 г. N 921 - рассчитываются следующим образом:
(Э.П. (т.) / П.З.) x 100 = Н.П. (%), где:
Н.П. (%) - нормативные потери при добыче - эксплуатационные потери полезных ископаемых при добыче, уровень которых обоснован при современном состоянии горной техники и технологии для определенных горно-геологических условий разработки месторождения.
Э.П. (т.) - эксплуатационные потери при добыче - потери при добыче полезного ископаемого в массиве (в недрах) и потери отделенных (отбитых) от массива полезных ископаемых (руд, песков), связанные с системой разработки и применяемой технологией добычи, образующиеся непосредственно в технологическом процессе добычи.
П.З. (т.) - погашенные запасы - сумма объемов добытого из недр и потерянного при добыче полезного ископаемого.
П.З. (т.) = Э.П. (т.) + Д (т.)
где:
Д (т.) - добыча полезного ископаемого - совокупность технологических процессов по извлечению полезного ископаемого из недр. К добыче относится все количество полезного ископаемого, выданного из недр на поверхность при подземном способе разработки месторождения, вывезенного из карьера - на открытых горных работах, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчет балансовых запасов.
В акте камеральной налоговой проверки от 25.05.2010 N 56-19-08/11а/1317 удельный вес потерь при добыче определен как отношение фактических потерь за январь к добытому полезному ископаемому (объему боксита, прошедшему процесс усреднения), что противоречит "Правилам утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений", утвержденных Постановлением Правительства РФ 29.12.2001 г. N 921.
Налоговым органом при расчете сверхнормативных потерь вместо объемов добытого минерального сырья, извлеченного из недр за январь 2010 г., применены данные налоговой декларации за этот же период (показатели строк, содержащие сведения о добытом полезном ископаемом, определяемом в соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ).
Согласно Письму ГНС РФ от 29 августа 1994 года N НП-6-02-/318 "О рекомендациях о порядке проведения документальных проверок юридических лиц по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет платы за пользование недрами" потери полезного ископаемого при добыче - это часть балансовых запасов полезного ископаемого, не извлеченная из недр при разработке месторождения.
Поэтому, при утверждении норматива потерь полезных ископаемых комиссией Уральского отделения центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых и подземных вод определяется их удельный вес от добытых балансовых запасов полезных ископаемых, содержащихся в недрах (добытого минерального сырья), а не от добытого полезного ископаемого, которое прошло процесс усреднения и по своим качественным характеристикам соответствует стандарту предприятия (добыча полезного ископаемого в терминах ст. 337 НК РФ).
Кроме того, потери полезного ископаемого при добыче за январь 2010 года занесены в налоговый регистр "Справка с исходными данными для расчета налога на добычу полезного ископаемого (боксита) по месторождениям за январь 2010 г.". Данные этой справки используются для начисления НДПИ, где:
в графе 25 отражен объем добытого полезного ископаемого, который является объектом налогообложения,
в графе 23 отражен объем потерь полезного ископаемого при его добыче,
в графе 7 отражен объем добычи минерального сырья из балансовых запасов месторождений.
Фактические потери при добыче за январь 2010 г. в соответствии с "Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921, должны рассчитываться в следующем порядке:
Месторождение "Красная шапочка" - утвержденный норматив 26,1%. Фактические потери составили - (17800 / (17800 + 50800)) x 100% = 25,9%
Месторождение "Кальинское" - утвержденный норматив 24,2%. Фактические потери составили - (14800 / (14800 + 46400)) x 100% = 24,2%
Месторождение "Ново-Кальинское" - утвержденный норматив 24,8% Фактические потери составили - (15000 / (15000 + 46600)) x 100% = 24,4%
Месторождение "Черемуховское" - утвержденный норматив 22,0%. Фактические потери составили - (10700 / (10700 + 37900)) x 100% = 22,0%
Таким образом, превышения на 1147 фактических потерь от нормативных по бокситам за январь 2010 г. тонн не имеется.
На стр. 10 оспариваемого решения от 12.07.2010 N 56-19-08/128/266/133 налоговый орган неправомерно ссылается на факт неуплаты НДПИ по сроку 25.02.2010 в сумме 13 267 426 руб. Данный вывод ответчика судом не принимается, поскольку Обществом в материалы дела представлены доказательства уплаты в бюджет НДПИ: платежные поручения N 1579 от 25.02.2010 г. в сумме 13 247 350 руб., N 1580 от 25.02.2010 г. в сумме 20 076 руб. Всего: 13 267 426 руб. (т. 1 л.д. 94 - 95).
Кроме того, в соответствии с п. 5 и п. 20 "Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 N 76 и согласованных с МПР и МНС России указывается, что разногласия по вопросам определения геолого-маркшейдерских горнотехнических исходных данных для расчетов платежей рассматриваются совместно органами государственного горного надзора и государственными налоговыми инспекциями.
Однако, Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, приняла решение о привлечении ОАО "СУБР" к ответственности за совершение налогового правонарушения без получения разъяснений специалистов из органов государственного горного надзора в части рационального использования и охраны недр.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО "Северуралбокситруда".
Судебные расходы (госпошлина) подлежат распределению в соответствии со ст. ст. 101, 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 170, 171, 201 АПК РФ, суд
решил:
Признать недействительным Решение, вынесенное Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в отношении открытого акционерного общества "Северуралбокситруда" от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в полном объеме, как не соответствующее ч. II НК РФ.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в пользу открытого акционерного общества "Северуралбокситруда" расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий
О.Ю.ПАРШУКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)