Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 30 августа 2004 года Дело N Ф04-5826/2004(А46-3995-6)
Открытое акционерное общество "Омский каучук" (далее - ОАО "Омский каучук") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС РФ) от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП.
В ходе судебного разбирательства налоговый орган заявил встречное требование о взыскании с ОАО "Омский каучук" 844432,8 руб. штрафа за неуплату земельного налога в 2003 году, начисленного по оспариваемому решению на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2003 решение Инспекции МНС РФ от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП признано недействительным. Инспекции МНС РФ в удовлетворении встречного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 16.06.2004 решение суда первой инстанции изменено. Решение Инспекции МНС РФ от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП признано недействительным в части привлечения ОАО "Омский каучук" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 844432,8 руб., предложения уплатить налоговые санкции и неуплаченный земельный налог по сроку 15.11.2003 в сумме 2111081 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований и встречного заявления Инспекции МНС РФ отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Омский каучук", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу Инспекцией МНС РФ не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения и постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омский каучук" 27.06.2003 представило в Инспекцию МНС РФ налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год. По результатам камеральной проверки Инспекцией МНС РФ вынесено решение N 07-24/16190 ДСП от 23.09.2003 о привлечении ОАО "Омский каучук" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в размере 844432,8 руб. Указанным решением налогоплательщику также доначислено 6333245 руб. налога на землю.
Основанием принятия данного решения явилась неполная уплата налога в результате неправильного применения ставок земельного налога. По мнению Инспекции МНС РФ, при исчислении налога на землю следует применять ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок налога на землю" и Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Полагая, что решение Инспекции МНС от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Омский каучук" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворив требования ОАО "Омский каучук" частично и отказав Инспекции МНС РФ во взыскании штрафных санкций, апелляционная инстанция Арбитражного суда Омской области приняла законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. В соответствии с описанием оценочных зон и генерального плана города Омска земельные участки, принадлежащие ОАО "Омский каучук" на 91.01.2003, общей площадью 4517083 кв. м расположены в 17 оценочной зоне и 1052 кв. м заняты жилищным фондом.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов, и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Следовательно, применение налоговым органом при проведении камеральной проверки правомерности исчисления земельного налога поправочных коэффициентов к дифференцированным ставкам является обоснованным.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о наличии у ОАО "Омский каучук" правоустанавливающих документов на землю, кассационная инстанция не принимает во внимание.
В ходе проверки, при подаче заявления в суд, при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций ОАО "Омский каучук" на данные обстоятельства не ссылалось. В налоговой декларации по земельному налогу ОАО "Омский каучук" сумму земельного налога рассчитывало, исходя из площади земельного участка 4518135,7 кв. м. Арбитражный суд с учетом решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 и налоговой декларации исследовал вопрос о размере земельного участка.
В остальной части судебные акты сторонами не обжалованы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 16.06.2004 по делу N 3-554/03 (А-125/04) оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский каучук" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 30 августа 2004 года Дело N Ф04-5826/2004(А46-3995-6)
Открытое акционерное общество "Омский каучук" (далее - ОАО "Омский каучук") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС РФ) от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП.
В ходе судебного разбирательства налоговый орган заявил встречное требование о взыскании с ОАО "Омский каучук" 844432,8 руб. штрафа за неуплату земельного налога в 2003 году, начисленного по оспариваемому решению на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2003 решение Инспекции МНС РФ от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП признано недействительным. Инспекции МНС РФ в удовлетворении встречного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 16.06.2004 решение суда первой инстанции изменено. Решение Инспекции МНС РФ от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП признано недействительным в части привлечения ОАО "Омский каучук" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 844432,8 руб., предложения уплатить налоговые санкции и неуплаченный земельный налог по сроку 15.11.2003 в сумме 2111081 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований и встречного заявления Инспекции МНС РФ отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Омский каучук", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу Инспекцией МНС РФ не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения и постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омский каучук" 27.06.2003 представило в Инспекцию МНС РФ налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год. По результатам камеральной проверки Инспекцией МНС РФ вынесено решение N 07-24/16190 ДСП от 23.09.2003 о привлечении ОАО "Омский каучук" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в размере 844432,8 руб. Указанным решением налогоплательщику также доначислено 6333245 руб. налога на землю.
Основанием принятия данного решения явилась неполная уплата налога в результате неправильного применения ставок земельного налога. По мнению Инспекции МНС РФ, при исчислении налога на землю следует применять ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок налога на землю" и Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Полагая, что решение Инспекции МНС от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Омский каучук" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворив требования ОАО "Омский каучук" частично и отказав Инспекции МНС РФ во взыскании штрафных санкций, апелляционная инстанция Арбитражного суда Омской области приняла законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. В соответствии с описанием оценочных зон и генерального плана города Омска земельные участки, принадлежащие ОАО "Омский каучук" на 91.01.2003, общей площадью 4517083 кв. м расположены в 17 оценочной зоне и 1052 кв. м заняты жилищным фондом.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов, и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Следовательно, применение налоговым органом при проведении камеральной проверки правомерности исчисления земельного налога поправочных коэффициентов к дифференцированным ставкам является обоснованным.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о наличии у ОАО "Омский каучук" правоустанавливающих документов на землю, кассационная инстанция не принимает во внимание.
В ходе проверки, при подаче заявления в суд, при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций ОАО "Омский каучук" на данные обстоятельства не ссылалось. В налоговой декларации по земельному налогу ОАО "Омский каучук" сумму земельного налога рассчитывало, исходя из площади земельного участка 4518135,7 кв. м. Арбитражный суд с учетом решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 и налоговой декларации исследовал вопрос о размере земельного участка.
В остальной части судебные акты сторонами не обжалованы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 16.06.2004 по делу N 3-554/03 (А-125/04) оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский каучук" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.08.2004 N Ф04-5826/2004(А46-3995-6)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 30 августа 2004 года Дело N Ф04-5826/2004(А46-3995-6)
Открытое акционерное общество "Омский каучук" (далее - ОАО "Омский каучук") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС РФ) от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП.
В ходе судебного разбирательства налоговый орган заявил встречное требование о взыскании с ОАО "Омский каучук" 844432,8 руб. штрафа за неуплату земельного налога в 2003 году, начисленного по оспариваемому решению на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2003 решение Инспекции МНС РФ от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП признано недействительным. Инспекции МНС РФ в удовлетворении встречного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 16.06.2004 решение суда первой инстанции изменено. Решение Инспекции МНС РФ от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП признано недействительным в части привлечения ОАО "Омский каучук" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 844432,8 руб., предложения уплатить налоговые санкции и неуплаченный земельный налог по сроку 15.11.2003 в сумме 2111081 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований и встречного заявления Инспекции МНС РФ отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Омский каучук", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу Инспекцией МНС РФ не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения и постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омский каучук" 27.06.2003 представило в Инспекцию МНС РФ налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год. По результатам камеральной проверки Инспекцией МНС РФ вынесено решение N 07-24/16190 ДСП от 23.09.2003 о привлечении ОАО "Омский каучук" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в размере 844432,8 руб. Указанным решением налогоплательщику также доначислено 6333245 руб. налога на землю.
Основанием принятия данного решения явилась неполная уплата налога в результате неправильного применения ставок земельного налога. По мнению Инспекции МНС РФ, при исчислении налога на землю следует применять ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок налога на землю" и Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Полагая, что решение Инспекции МНС от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Омский каучук" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворив требования ОАО "Омский каучук" частично и отказав Инспекции МНС РФ во взыскании штрафных санкций, апелляционная инстанция Арбитражного суда Омской области приняла законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. В соответствии с описанием оценочных зон и генерального плана города Омска земельные участки, принадлежащие ОАО "Омский каучук" на 91.01.2003, общей площадью 4517083 кв. м расположены в 17 оценочной зоне и 1052 кв. м заняты жилищным фондом.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов, и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Следовательно, применение налоговым органом при проведении камеральной проверки правомерности исчисления земельного налога поправочных коэффициентов к дифференцированным ставкам является обоснованным.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о наличии у ОАО "Омский каучук" правоустанавливающих документов на землю, кассационная инстанция не принимает во внимание.
В ходе проверки, при подаче заявления в суд, при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций ОАО "Омский каучук" на данные обстоятельства не ссылалось. В налоговой декларации по земельному налогу ОАО "Омский каучук" сумму земельного налога рассчитывало, исходя из площади земельного участка 4518135,7 кв. м. Арбитражный суд с учетом решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 и налоговой декларации исследовал вопрос о размере земельного участка.
В остальной части судебные акты сторонами не обжалованы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 16.06.2004 по делу N 3-554/03 (А-125/04) оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский каучук" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 30 августа 2004 года Дело N Ф04-5826/2004(А46-3995-6)
Открытое акционерное общество "Омский каучук" (далее - ОАО "Омский каучук") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС РФ) от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП.
В ходе судебного разбирательства налоговый орган заявил встречное требование о взыскании с ОАО "Омский каучук" 844432,8 руб. штрафа за неуплату земельного налога в 2003 году, начисленного по оспариваемому решению на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2003 решение Инспекции МНС РФ от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП признано недействительным. Инспекции МНС РФ в удовлетворении встречного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 16.06.2004 решение суда первой инстанции изменено. Решение Инспекции МНС РФ от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП признано недействительным в части привлечения ОАО "Омский каучук" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 844432,8 руб., предложения уплатить налоговые санкции и неуплаченный земельный налог по сроку 15.11.2003 в сумме 2111081 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований и встречного заявления Инспекции МНС РФ отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Омский каучук", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу Инспекцией МНС РФ не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения и постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омский каучук" 27.06.2003 представило в Инспекцию МНС РФ налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год. По результатам камеральной проверки Инспекцией МНС РФ вынесено решение N 07-24/16190 ДСП от 23.09.2003 о привлечении ОАО "Омский каучук" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в размере 844432,8 руб. Указанным решением налогоплательщику также доначислено 6333245 руб. налога на землю.
Основанием принятия данного решения явилась неполная уплата налога в результате неправильного применения ставок земельного налога. По мнению Инспекции МНС РФ, при исчислении налога на землю следует применять ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок налога на землю" и Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Полагая, что решение Инспекции МНС от 23.09.2003 N 07-24/16190 ДСП не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Омский каучук" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворив требования ОАО "Омский каучук" частично и отказав Инспекции МНС РФ во взыскании штрафных санкций, апелляционная инстанция Арбитражного суда Омской области приняла законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. В соответствии с описанием оценочных зон и генерального плана города Омска земельные участки, принадлежащие ОАО "Омский каучук" на 91.01.2003, общей площадью 4517083 кв. м расположены в 17 оценочной зоне и 1052 кв. м заняты жилищным фондом.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов, и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Следовательно, применение налоговым органом при проведении камеральной проверки правомерности исчисления земельного налога поправочных коэффициентов к дифференцированным ставкам является обоснованным.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о наличии у ОАО "Омский каучук" правоустанавливающих документов на землю, кассационная инстанция не принимает во внимание.
В ходе проверки, при подаче заявления в суд, при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций ОАО "Омский каучук" на данные обстоятельства не ссылалось. В налоговой декларации по земельному налогу ОАО "Омский каучук" сумму земельного налога рассчитывало, исходя из площади земельного участка 4518135,7 кв. м. Арбитражный суд с учетом решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 и налоговой декларации исследовал вопрос о размере земельного участка.
В остальной части судебные акты сторонами не обжалованы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 16.06.2004 по делу N 3-554/03 (А-125/04) оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский каучук" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)