Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области (ОГРН 1046602524143; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2011 по делу N А60-45240/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Газпромнефть-Урал" (ОГРН 1026605234677; далее - общество, налогоплательщик) - Ершова Е.Ю. (доверенность от 12.01.2011 N 08/8-101).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 12.10.2010 N 674 в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2010 года в размере 4342 руб. и начисления пеней в размере 180 руб. 61 коп.
Решением суда от 16.03.2011 (судья Колосова Л.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 (судьи Сафонова С.Н., Полевщикова С.Н., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Инспекция полагает, что судами при вынесении решения неверно применены положения Решения Талицкой районной Думы от 10.11.2005 N 451 "Об установлении земельного налога на территории Талицкого городского округа". Данным нормативным актом пониженные ставки налога для объектов с разрешенным использованием "объекты общего пользования" или "для размещения нефтепродуктов автозаправочных станций", к которым относятся спорные земельные участки, не предусмотрено. По мнению налогового органа, суды расширительно истолковали п. 1.8 названного решения.
В представленном отзыве общество возражает против доводов инспекции, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 года, представленного обособленным подразделением общества - Талицким цехом филиала "Камышловская нефтебаза" 28.07.2010. По результатам проверки составлен акт от 30.08.2010 N 8500 и вынесено решение N 674 от 12.10.2010 N 674 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 4342 руб., а также начислены пени в размере 180 руб. 61 коп.
Основанием для доначисления налога послужил вывод инспекции о необоснованном применении налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога (1,3) по подп. 8 п. 1 Решения Талицкой районной Думы от 10.11.2005 N 451 (в редакции решения Думы Талицкого городского округа от 01.01.2009 N 52 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:28:2901010:7 и 66:28:0102004:15. Инспекция указала, что данный пункт применяется при определении налога в отношении земельных участков, предоставленных под объект торговли, в то время как разрешенным использованием спорных земельных участков является "под объект общего пользования" и "под объект автотранспорта (нефтепродуктовая автозаправочная станция)", соответственно. По мнению инспекции, при определении размера налога обществу следовало руководствоваться ставкой 1,5, установленной подп. 9 п. 1 названного нормативного акта для прочих земельных участков.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 21.12.2010 N 1785/10 указанное решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции в части доначисления налога и пеней является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что вид разрешенного использования, а также фактическая деятельность налогоплательщика относится к торговой.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 394 Кодекса налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На территории Талицкого района земельный налог введен в действие на основании Решения Талицкой районной Думы" от 10.11.2005 N 451 "Об установлении земельного налога на территории Талицкого городского округа" с изменениями и дополнениями от 01.10.2009 N 52.
Из положений п. 1 указанного Решения следует, что налоговые ставки земельного налога, действующие на территории Талицкого района, установлены в процентах от кадастровой стоимости, исходя из категории земель и вида разрешенного использования.
Согласно подп. 8 п. 1 решения по земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания применяется ставка земельного налога 1,3%.
В отношении прочих земельных участков установлена ставка налога 1,5% от кадастровой стоимости (подп. 9 п. 1 названного решения).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области от 04.02.2010 земельный участок с кадастровым номером 66:28:2901010:7 имеет разрешенный вид использования "под объект общего пользования", фактическое использование/характеристика деятельности "автозаправочная станция".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области от 04.02.2010 земельный участок с кадастровым номером 66:28:0102004:15 имеет разрешенный вид использования "под объект автотранспорта (нефтепродуктовая автозаправочная станция)".
Налогоплательщику присвоен ОКВЭД 50.50.1 - розничная торговля моторным топливом (письмо Территориального органа Госстатистики по Свердловской области от 14.07.2009 N 12-05/5789).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности под кодом 50.50.1 значатся услуги по розничной торговле моторным топливом. Эта группа включает, в том числе услуги по розничной торговле моторным топливом для всех видов категорий потребителей, осуществляемые стационарными и передвижными автозаправочными станциями.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Решением Талицкого городского округа от 07.12.2010 N 91 подп. 8 п. 1 Решения Талицкой районной Думы от 10.11.2005 N 451 был изменен и изложен в новой редакции: "1,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, предоставленных под объекты торговли (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций), общественного питания и бытового обслуживания".
Кроме того, суды указали, что при разрешении настоящего спора имеются основания для применения положений п. 7 ст. 3 Кодекса, поскольку несовпадение формулировки вида использования, указанного в кадастровом паспорте на спорные земельные участки с формулировкой вида пользования, закрепленного в решении Талицкой районной Думы от 10.11.2005 N 451 (в зависимости от которого установлены ставки налога), повлекло неоднозначное толкование и применение закрепленных в нем норм. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Все обстоятельства дела, представленные доказательства судами исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2011 по делу N А60-45240/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.09.2011 N Ф09-5499/11 ПО ДЕЛУ N А60-45240/10
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2011 г. N Ф09-5499/11
Дело N А60-45240/10
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2011 г.Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области (ОГРН 1046602524143; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2011 по делу N А60-45240/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Газпромнефть-Урал" (ОГРН 1026605234677; далее - общество, налогоплательщик) - Ершова Е.Ю. (доверенность от 12.01.2011 N 08/8-101).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 12.10.2010 N 674 в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2010 года в размере 4342 руб. и начисления пеней в размере 180 руб. 61 коп.
Решением суда от 16.03.2011 (судья Колосова Л.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 (судьи Сафонова С.Н., Полевщикова С.Н., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Инспекция полагает, что судами при вынесении решения неверно применены положения Решения Талицкой районной Думы от 10.11.2005 N 451 "Об установлении земельного налога на территории Талицкого городского округа". Данным нормативным актом пониженные ставки налога для объектов с разрешенным использованием "объекты общего пользования" или "для размещения нефтепродуктов автозаправочных станций", к которым относятся спорные земельные участки, не предусмотрено. По мнению налогового органа, суды расширительно истолковали п. 1.8 названного решения.
В представленном отзыве общество возражает против доводов инспекции, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 года, представленного обособленным подразделением общества - Талицким цехом филиала "Камышловская нефтебаза" 28.07.2010. По результатам проверки составлен акт от 30.08.2010 N 8500 и вынесено решение N 674 от 12.10.2010 N 674 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 4342 руб., а также начислены пени в размере 180 руб. 61 коп.
Основанием для доначисления налога послужил вывод инспекции о необоснованном применении налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога (1,3) по подп. 8 п. 1 Решения Талицкой районной Думы от 10.11.2005 N 451 (в редакции решения Думы Талицкого городского округа от 01.01.2009 N 52 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:28:2901010:7 и 66:28:0102004:15. Инспекция указала, что данный пункт применяется при определении налога в отношении земельных участков, предоставленных под объект торговли, в то время как разрешенным использованием спорных земельных участков является "под объект общего пользования" и "под объект автотранспорта (нефтепродуктовая автозаправочная станция)", соответственно. По мнению инспекции, при определении размера налога обществу следовало руководствоваться ставкой 1,5, установленной подп. 9 п. 1 названного нормативного акта для прочих земельных участков.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 21.12.2010 N 1785/10 указанное решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции в части доначисления налога и пеней является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что вид разрешенного использования, а также фактическая деятельность налогоплательщика относится к торговой.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 394 Кодекса налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На территории Талицкого района земельный налог введен в действие на основании Решения Талицкой районной Думы" от 10.11.2005 N 451 "Об установлении земельного налога на территории Талицкого городского округа" с изменениями и дополнениями от 01.10.2009 N 52.
Из положений п. 1 указанного Решения следует, что налоговые ставки земельного налога, действующие на территории Талицкого района, установлены в процентах от кадастровой стоимости, исходя из категории земель и вида разрешенного использования.
Согласно подп. 8 п. 1 решения по земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания применяется ставка земельного налога 1,3%.
В отношении прочих земельных участков установлена ставка налога 1,5% от кадастровой стоимости (подп. 9 п. 1 названного решения).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области от 04.02.2010 земельный участок с кадастровым номером 66:28:2901010:7 имеет разрешенный вид использования "под объект общего пользования", фактическое использование/характеристика деятельности "автозаправочная станция".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области от 04.02.2010 земельный участок с кадастровым номером 66:28:0102004:15 имеет разрешенный вид использования "под объект автотранспорта (нефтепродуктовая автозаправочная станция)".
Налогоплательщику присвоен ОКВЭД 50.50.1 - розничная торговля моторным топливом (письмо Территориального органа Госстатистики по Свердловской области от 14.07.2009 N 12-05/5789).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности под кодом 50.50.1 значатся услуги по розничной торговле моторным топливом. Эта группа включает, в том числе услуги по розничной торговле моторным топливом для всех видов категорий потребителей, осуществляемые стационарными и передвижными автозаправочными станциями.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Решением Талицкого городского округа от 07.12.2010 N 91 подп. 8 п. 1 Решения Талицкой районной Думы от 10.11.2005 N 451 был изменен и изложен в новой редакции: "1,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, предоставленных под объекты торговли (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций), общественного питания и бытового обслуживания".
Кроме того, суды указали, что при разрешении настоящего спора имеются основания для применения положений п. 7 ст. 3 Кодекса, поскольку несовпадение формулировки вида использования, указанного в кадастровом паспорте на спорные земельные участки с формулировкой вида пользования, закрепленного в решении Талицкой районной Думы от 10.11.2005 N 451 (в зависимости от которого установлены ставки налога), повлекло неоднозначное толкование и применение закрепленных в нем норм. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Все обстоятельства дела, представленные доказательства судами исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2011 по делу N А60-45240/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ТОКМАКОВА А.Н.
Судьи
ЖАВОРОНКОВ Д.В.
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
ТОКМАКОВА А.Н.
Судьи
ЖАВОРОНКОВ Д.В.
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)